Какие бывают растения
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Голдырева Наталья Владимировна

 

Конспект урока окружающего мира

по теме: «Какие бывают растения»

УМК  «Школа России»

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_rasteniya.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока окружающего мира

по теме: «Какие бывают растения»

УМК  «Школа России»

3 класс

                                          Составила:

                                                                        Голдырева Наталья Владимировна

                                                                                    учитель 1 категории

2013 – 2014 учебный год

Тема: Какие бывают растения

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 2

Тип урока:  урок «открытия новых знаний»

Цель урока:  создание условий для формирования первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках,

травах, растущих в школьном дворе.

Задачи урока: узнать,  на какие группы можно разделить растения;

уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений;

учиться замечать и ценить красоту мира растений

Технологии:  разноуровневой  дифференциации, игровая.                                                            

Основные термины и понятия:  деревья, кустарники, травы.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык (развитие речи).

 Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Оборудование: учебники, тетради, гербарий, лупы.

Подготовка к уроку: класс разбит на три группы. Для каждой группы перед уроком приготовлены лупы, гербарии растений.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Предметные результаты

Приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;

Рассматривать и сравнивать растения гербария и школьного двора; устанавливать связь между строением, приспособленностью к условиям жизни деревьев, кустарников, трав

Метапредметные  результаты

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем исследовательского характера
  • освоение основ познавательной рефлексии
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач
  • готовность слушать собеседника и вести диалог
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 Самоопределение к деятельности 

Подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Доброе утро! Доброе утро солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам!

Ребята, я рада вас видеть. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга.

Ученики настраиваются на работу

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

2. Актуализация знаний Беседа  на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока.

Выведение  проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Гуляя по школьному двору, вы видели, как много там различных растений. Какие растения вам знакомы?

Какой вывод можем сделать?

Берёза,  осина,  подорожник, сирень, тополь, одуванчик, боярышник, ель, крыжовник, лиственница, черёмуха.

Все растения разные.

Регулятивные: планирование контроль, коррекция.

 Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.  Постановка учебной задачи 

Создание условий для формулирования детьми цели урока.

Место нашего путешествия –школьный двор. класс разбит на три группы.  Группы будут работать по плану, выполняя все его пункты.

1.Давайте знакомиться.

2. Растительная анатомия.

3. Расселение по школьному двору.

Каждый пункт плана является ступенькой к достижению главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

Дети называют правила работы в группах

Чем растения отличаются друг от друга, и на какие группы их можно разделить.

Регулятивные: целеполагание.

4. Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Практическая работа с использованием  гербария 

 Разноуровневая  дифференциация.

 Создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Рассмотрите гербарии растений. Выберите среди растений те, которые вы встречали на нашем школьном дворе.

Первая группа познакомит класс с растениями школьного двора из гербария.

Вторая группа с помощью схемы в учебнике  расскажет и докажет, что все растения чем-то схожи и различаются.

Третья группа попробует нам рассказать о том, как же эти растения поселились на школьном дворе.

Какой вывод сделаем?

Все группы рассматривают и выбирают.

1 группа. Результаты помещаются на доску.

(берёза, тополь, сирень, черёмуха, подорожник, рябина, ель, одуванчик, лиственница, осина, боярышник, крыжовник)

2 группа. У всех растений есть корень, ствол или стебель, листья. У некоторых есть цветки и даже плоды. У подорожника стебель тонкий, а у берёзы толстый, длинный и прочный. У сирени от корня отходят несколько стволиков.

3 группа. Деревья  посадили старшеклассники.    Плоды крыжовника клевали птицы, а ягоды падали на землю.

У травянистых растений стебли мягкие, сочные.

У деревьев и кустарников - твёрдые. У дерева от корня отходит один  толстый стебель-ствол. У кустарника несколько тонких стволов.

Предметные: овладение начальными сведениями о деревьях, кустарниках, травах. Познавательные:

освоение способов решения проблем исследовательского характера.

Регулятивные: планирование контроль, коррекция.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Физминутка.

5. Первичное закрепление

Осознание  и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

По результатам работы в группах распределите предложенные растения на три группы: деревья, кустарники, травы (растения не только школьного двора)

Вы теперь знаете, что деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных- в виде иголок(хвоинок). Раньше всех теряют листья липа, берёза, осина. А ель и сосна стоят зелёные. Хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налётом.

Давайте рассмотрим пластинки и хвоинки с  помощью  и луп.

Вывод.

 Дети в парах рассматривают хвоинки с помощью луп.

Регулятивные:  владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: работать в паре.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

6. Обобщение и закрепление (игровая ситуация) 

Обобщение  и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Угадайте название растения и просигнальте что это: дерево, кустарник или травянистое растение.

1. Это растение – ближайший    родственник садовой красавицы розы.

2.Весной стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене.

3.Лиственные растения зимой стоят голые, хвойные – зелёные  круглый год. А у этого растения хоть и хвоинки, а зимой стоит голое.

4.Дотронься летом до ствола. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного растения в мире. Это единственное растение с белой корой, которая не нагревается на солнце.

5. В народе это растение называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут.

Но во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет вкусным, душистым.

Молодцы! Вы, верно, всё указали.

А сейчас последнее задание. Работаем в тетрадях стр. 19 задание 1. Проверьте работу своего соседа по парте.

Крыжовник

Черемуха

Лиственница

Береза

Липа

Выполняют задание в тетрадях.  Взаимопроверка.

Познавательные: развитие  внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

7. Рефлексия.                 Итог урока 

Проверка  достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ.

Оценить вам свою работу помогут смайлики. Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха.

Многие поставили себя на верхнюю ступень. Значит, у них всё получилось.

Некоторые поставили на среднюю ступеньку.

Выходят к доске и прикрепляют смайлики на ступеньки лестницы.

Дети  высказываются.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8 этап: домашнее задание

Стр. 20 в рабочей тетради № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

"Растения леса. Какие бывают растения?"

Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...

«Какие бывают растения, разнообразие растений»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о представление о растениях, как отдельном царстве природы, о значении растений в живой природеЗадачи урокаДидактич...