Проект "Меры времени" 30.04.2014
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Проект «Меры времени».
Учитель начальных классов
Головина Надежда Анатольевна
2013-2014 год.
Проект: «Меры времени».
Цели проекта:
- узнать, откуда к нам пришли меры времени, как время влияет на нашу жизнь;
- расширить знания детей о пословицах, поговорках;
- привитие чувств коллективизма, сотрудничества при работе, взаимопомощи, инициативы.
Задачи проекта:
- умение находить в библиотеке соответствующий материал, составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на сделанную стенгазету, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
- развитие памяти, мышления, наблюдательности, интеллектуально-творческих способностей, познавательной активности.
Учащиеся второго класса выполняли проект под руководством учителя.
Время работы над проектом: март – апрель .
Самостоятельная деятельность учащихся в этом проекте: поиск информационного и иллюстративного материала (поиск иллюстраций по теме, составление рассказа о выбранных мерах времени, изготовление стенгазеты, поиск и заучивание пословиц о времени).
Роль учителя: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождение их в процессе проектной деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с учителем, с библиотекарем.
Прогнозируемый результат: презентация проекта, формирование исследовательских, творческих форм мышления, развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект.
Описание проекта.
1. Подготовка.
- Беседа «Появление времени. Как его определяли в прошлом?»
Проблема пространства и времени занимала человеческую мысль не одно тысячелетие. Греческий философ Аристотель обратил внимание на то, что в окружающей нас природе самым неизвестным является время, так как никто не знает, что такое время и как им управлять. Еще в незапамятные времена человек столкнулся с необходимостью ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени нужно было найти мерку.
- Назовите меры времени?
Самыми древними «часами», которые к тому же никогда не ломались и не останавливались, оказалось Солнце. В глубокой древности люди заметили периодическую смену дня и ночи: после утра наступает день, затем вечер и ночь, а потом все сначала. С этим явлением человек тесно связал чередование труда и отдыха в своей деятельности. Появилось представление о сутках – первой естественной единице измерения времени.
Постепенно люди научились оценивать и измерять время в меньших дозах: днем – по Солнцу, ночью – по звездам. По солнцу и звездам удобно определять время суток, но людям нужны были и большие меры времени. Наблюдения за периодически изменяющимся видом Луны – фазами – привели ко второй естественной единице времени – месяцу. Промежуток времени от одной лунной фазы до другой (от новолуния до первой четверти) составляет четверть месяца – семидневную неделю.
- После проведенной беседы учащиеся получили задание найти объяснение названиям дней недели и месяцев.
- Чтение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».
- Почему мальчик превратился в старика?
- Как детям удалось спастись?
- Что должен делать каждый человек?
- Какие главные слова должен запомнить и понять человек? (Делу время, потехе час).
- Перечислите, на что влияет время в нашей жизни.
2. Сбор материала.
В результате обсуждения сформировались две группы для проведения исследования и сбора информации. Дети должны были найти нужный материал в библиотеке.
1 группа – объяснение названий дней недели.
2 группа – объяснение названий месяцев.
3. Обсуждение собранного материала.
1 группа нашла объяснение названий дней недели.
В древности названия дней недели были связаны с названиями Солнца, Луны и пяти планет. Отсюда пошла последовательность в названии дней недели: суббота – день Сатурна, воскресение – день Солнца, понедельник – день Луны, вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры.
2 группа нашла объяснение названий месяцев.
Название месяцев берут свое основное начало со времен владычества Рима. Некоторые месяцы поучили название от имени богов и императоров. Первый месяц года был назван январем в честь двуликого бога Януса, одно лицо которого было обращено вперед (в будущее), а другое – назад (к прошлому). Март назван в честь бога войны Марса, май по имени бога Маюса, покровителя роста, июнь по имени богини неба Юноны, а июль и август названы льстивыми царедворцами в честь диктатора Юлия Цезаря и императора Августа. Февраль по предположению, происходит от латинского фебрум – очищение (это был месяц религиозного покаяния), апрель – от аперире – раскрытие (в апреле на деревьях раскрываются почки). Названия последних четырех месяцев происходят от порядковых числительных, когда началом года было первое марта: сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый.
Найденный материал соответствовал требованиям. Учащимся было предложено проиллюстрировать для лучшего запоминания.
Каждый участник выбрал для иллюстрации один из дней или месяцев.
4. Самостоятельная работа.- Поиск пословиц и их заучивание.
1 группа
Самая большая трата – трата времени.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Утреннюю работу не оставляй до вечера.
2 группа
Время деньги дает, а на деньги время не купишь.
Дорого поленце в холодный день.
Кто много начинает – мало заканчивает.
Учащиеся выучили подобранные пословицы и подготовили их объяснение.
- Создание иллюстраций.
1 группа решила проиллюстрировать занятия людей (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение – чем заняты люди в эти дни.)
Рисунки были выполнены на альбомных листах и отражали полную картину происходящего в эти дни.
2 группа проиллюстрировала особенности каждого месяца в жизни людей (август – сбор урожая, апрель – цветение деревьев, сентябрь, октябрь – работа в поле, май – работа на огороде и т.д).
Рисунки были выполнены на альбомных листах и отражали полную картину происходящего
- Подготовка сообщений и презентации.
5. Защита результатов. Презентация проводится на занятии в день открытых дверей.
Учащиеся в начале выступления рассказывают о времени, о появлении первых мер, о значении времени в жизни человека. Дети выступают в группах, представляя выбранный день недели, месяц, объясняют подобранные пословицы. Делятся впечатлениями, которые получили в ходе работы над проектом. Вниманию родителей представлены рисунки и поделки, выполненные детьми.
Основополагающий вопрос : Люди не могли обходиться без распределения времени и как-то его измеряли. Чем они его мерили? Какие единицы измерения времени появились и стали общепринятыми?
1.Меры времени
Вокруг и внутри нас непрерывно происходят разные процессы.
Это течет время.
Длительность процессов – измеряемая величина. Люди научились изготавливать приборы для измерения времени – часы.
Для измерения времени люди пользуются мерами: секунда (раз-и),
минута (60 секунд), час(60 минут), сутки(день и ночь,24 часа.), неделя (7 суток) ,месяц (30-31 сутки 28-29 в феврале,4 недели), времена года(4 сезона по з месяца:зима, весна, лето, осень),год(12 месяцев, 365-366 суток), век(100 лет).
2.Календарь, времена года.
1. Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни пользовался календарем. Но мало кто задумывался о том, кто его придумал и каким он был раньше. (слайд )
Сейчас мы об этом узнаем.
2. Итак, что же такое календарь?
Календарь - это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.(слайд 3)
3. Измерять время людям помогли наблюдения за природой, перемещением Солнца, луны и звезд на небосклоне.
Древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года.
Появились первые единицы измерения времени: сутки, год. (слайд 4)
4. Календарь появился еще в древние времена. Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. Некоторые из них представлены ниже.(слайд 5)
5. Календарь Майя — система календарей, созданных цивилизацией майя (слайд 6)
6. Вавилонский календарь (слайд 7)
7. Древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого.Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус.(слайд 8)
8. Юлианский календарь (слайд 9-10)
Египетский солнечный календарь был настолько удачным, что послужил образцом для других календарей.
В 46 году нашей эры римский император Юлий Цезарь ввел новый календарь в Древнем Риме.
По “Юлианскому календарю” (сейчас говорят “по старому стилю”) год содержит 365 суток, но каждый четвертый год (високосный) содержит 366 суток.
9. Григорианский календарь (слайд 11-12)
Следующую реформу календаря в 1582 г. провел Папа Римский (Григорий XIII), в честь которого календарь был назван Григорианским (“новый стиль”)
10. Календарь Древней Руси (слайд 13-14) основан на шестнадцатеричной системе счисления. Этим календарем наши предки пользовались до 1700 года, пока Пётр I не заменил его на Юлианский. Новый год перенесли на 1 января, раньше Новое Лето начиналось в день осеннего равноденствия в сентябре. Исторические события начали считать от Рождества Христова.
3.Месяцы.
Раньше Месяцы обозначались Рунами (это не буквы, а тайные Образы). Позднее были записаны Буквицей, но тайный смысл остался.
Январь назван в честь двуликого Януса, божества времени. (слайд )
Январь - году начало, зиме середина.
Февраль – от латинского «праздник очищения», искупления грехов. Его связывают с богом подземного царства Фебрууса.
Мороз и метели под февраль налетели. (слайд )
Март- получил свое название в честь бога войны - Марса.
Март с водой ,апрель с травой. (слайд )
Апрель- происходит от латинского –раскрытие (раскрывались почки) и ещё есть другая версия - согреваемый солнцем. (слайд )
Май- назван в честь римской богини весны Майи.
Май холодный – год хлебородный. (слайд )
Июнь назван в честь богини Юноны. Покровительницы женщин.
Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал. (слайд )
Июль – назван в честь известного полководца Юлия Цезаря.
Июль- макушка лета. (слайд )
Август – свое название получил в честь императора Августа, до этого назывался «Секстилис» , что значит «Шестой»
В августе серпы греют, а вода холодит. (слайд )
Сентябрь - то латинского слова седьмой. Удивительная история. Как установили, все имена месяцев пришли к нам из латинского. В Риме новый год начинался 1 марта. Этим и объясняется, что сентябрь – девятый месяц в календаре, название его семь.
Сентябрь холоден, да сыт. (слайд )
Октябрь- Восьмой.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. (слайд )
Ноябрь – девятый.
Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом. (слайд )
Декабрь – десятый. (слайд )
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Что же касается древнеславянского календаря , то наши предки использовали следующие названия месяцев: Сечень (рубить лес), Лютый(метели и морозы), Березень (сжигание срубленных зимой деревьев), Цветень( цветение), Травель (рост трав), Червень (собирания в садах червей), Липень(цветение липы),Серпень(время жатвы), Вересень(цветение вереска), Листопад(опадание листьев) , Грудень(мерзлая калея на дороге), Студень(холодно).
11. Один оборот Земли вокруг своей оси – это СУТКИ. (слайд )
В настоящее время год равен одному обороту Земли вокруг Солнца. (слайд)
В году 12 месяцев и мы познакомим Вас с тем, как русские поэты описывали времена года в своих стихах. (Дети читают отрывки из стихотворений русских поэтов) (слайд)
Федор Тютчев | Сергей Есенин |
Константин Бальмонт | Сергей Есенин |
Афанасий Фет | А.С. Пушкин |
Ф. И. Тютчев | В. А. Жуковский |
С. Д. Дрожжин | Алексей Плещеев |
Иван Суриков | А. С. Пушкин |
Алексей Толстой | Аполлон Майков |
А. С. Пушкин | Иван Бунин |
4.Физминутка . Песня «Часики» из мультфильма.
5.Дни недели.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (Дни недели)
Неделя – 9 дней (понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица, неделя). Такая “неделя” встречается в русских сказках – “...вот осьмица уж прошла и неделя подошла...”
Переход в России с Юлианского календаря на Григорианский произошёл в 1918. В неделе стало 7 дней.
Прежде чем понять, почему дни недели так называются, нужно сперва уяснить, что в старославянском языке (а у многих славянских народов – и по сей день) слово «неделя» имело отличное от современного значение. Так называли последний день седмицы (аналога современной недели), выходного, когда ничего «не делали». Отсюда, собственно, и его название - «неделя».
Неделя днями красна.
Летняя неделя дороже зимней.
Долог летний день, да коротка неделя. (слайд )
В древности названия дней недели были связаны с названиями Солнца, Луны и пяти планет. Отсюда пошла последовательность в названии дней недели:
суббота – день Сатурна,
воскресение – день Солнца,
понедельник – день Луны,
вторник – день Марса,
среда – день Меркурия,
четверг – день Юпитера,
пятница – день Венеры.
Понедельник. Являясь первым днем недели, понедельник сохраняет в своем названии старославянский смысл «недели». Это день, наступивший после недели (воскресенья) – по-недельник.
Понедельник- трудный день.
Вторник. В названии вторника уже четко просматривается слово «второй», что вполне логично. Второй день недели или второй день после недели – оба значения равноценны и верны.
Неделя в разгаре.
Среда. Название среды происходит от слова «середина». Несмотря на кажущуюся нелепость – ведь «средним» днем недели является четвертый, а не третий – объяснение этому имеется. Все дело в том, что, согласно религиозным обычаям, первым днем недели считается воскресенье . Таким образом, среда действительно получается «посередине» недели.
Среда да пятница четвергу не указчица.
Не суйся среда заранее четверга, потому что еще и пятница будет.
Четверг и пятница. И снова все понятно – название произошло от слова «четыре», четвертый день недели. То же самое касается и пятницы, название которой произошло от слова «пять».
Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
У него 7 пятниц на неделе.
Какой четверг не мечтает быть пятницей.
Суббота. Название субботнего дня произошло от древнееврейского слова «саббат» («шабат» - «покой», «отдых от работы»). И действительно, еврейская религия всегда считала днем отдыха именно субботу.
А у нас - Суббота-вся работа.
Воскресенье. Нетрудно догадаться, что название седьмого дня недели связано с великим событием – Воскресением Иисуса Христа. Именно поэтому с введением христианства старорусское название последнего дня недели было изменено на «воскресенье». А слово «неделя» с тех пор употребляется только в новом значении, заменив собой старорусскую седмицу. Как воскресенье, то и рубашка белая. (слайд )
Семь дней недели
Жаль, всего семь дней в неделе –
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК –
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА – тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день –
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе –
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел! (А. Усачёв)
6. Какие бывают часы.
В квартире на стенке загадка висит,
И целыми днями она говорит,
Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,
Смотреть телевизор, компьютер включать.
Могу я крутить у загадки усы.
Ну, вы догадались, что это? Ответ: Часы(слайд )
Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было. Как же древние люди жили без часов? Когда они просыпались? Кто их будил?
Люди просыпались, когда всходило солнце. Их будили на рассвете голоса птиц.
Сначала люди изобрели солнечные часы. Люди подметили – солнце по небу идёт, а тень от дерева, словно за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. (слайд ) Показ модели.
Но в пасмурный день и ночью солнечные часы не работали.
Люди придумали водные и песочные часы(слайд ) устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Показ модели.
Вот откуда пошло выражение «Много воды утекло с тех пор».
Огневые часы. (слайд ) Показ модели.
Позднее появились механические часы. (слайд ) Показ модели. В них использовалось гениальное изобретение человека – колесо. Колёса часов, снабжённые зубцами, перемещают часовые, минутные и секундные стрелки. Некоторые часы делались с боем. Отсюда и пошло выражение «битый час». Слово «битый» означает, что прошёл целый час.
Последнее время всё большее распространение получили электронные часы. (слайд ) (Так как они наиболее точно показывают время.)
Атомные часы (самые точные).
Оказывается, есть чудесные часы, у которых нет ни стрелок, ни цифр на циферблате. И самое удивительное – их никто не видел. Но всё живое «носит в себе» эти часы: рыбы, птицы, растения, животные, мы с вами. Эти часы называют биологическими. (слайд )
Так были созданы цветочные часы. Показ модели. В этих часах цветы сгруппированы по особому принципу времени раскрытия и закрытия цветков. Как видите, летом часы не нужны, если умеешь определять время по цветочным часам.
Самые знаменитые часы. КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ МОСКВА (слайд )БИГ БЕН ЛОНДОН (слайд ) ЧАСЫ ГРИНВИЧ ЛОНДОН(слайд )
Расставьте цифры на наших часах.
7. Будем ценить время.
Сегодня часы – наши верные спутники. Представьте, что все они остановились вдруг – и непонятно, как бы мы стали жить, учиться, ходить на работу? Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждёт никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. А минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?
Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть.
А для водителя автомобиля та же секунда порой вещь весьма серьёзная.
За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает 16 с половиной метров. Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчатся сломя голову наперерез машинам.
Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд.
Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх.
Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.
С. Барудзин.
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить
Что лень ему вставать
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок
Ты мог уверенно сказать:
Хороший был денек!
Прочитайте советы как сберечь время . Начинает читать 1 группа, а продолжает 2.
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Выполняй задания точно в срок.
- Если обещал что – то к определенному времени, обязательно выполняй обещанное.
- Если не можешь выполнить обещанное, сообщи заранее об этом.
- Береги свое время и время товарищей. Какие пословицы о времени знаете.
Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь
Время руками не удержишь
Время – деньги
Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
Минутка час бережет
Упустишь минутку, потеряешь час
Делу время, а потехе час.
Наше занятие подошло к концу.
Чтобы зря не проходили
Ни минуты, ни года,
Берегите время, милые друзья!
Работу над проектом мы еще не закончили. Мы хотим создать свой календарь класса, в который войдут дни рождения одноклассников и основные события в классе.