Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Тема: «Лес и человек» учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока с презентацией по предмету "Мир вокруг нас"
Цели:
Воспитательные:
- Научить детей бережному отношению к лесу.
- Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
- Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.
Предметные:
- Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
- Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
- Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.
Оборудование: презентации «Лес и человек», «Правила поведения в лесу», тесты «Лесная зона», карточка с заданием для проверки д/з, энциклопедии, атлас – определитель «От земли до неба», музыка «Звуки леса», «Лесной марш», «Релаксация», карточки с заданиями для групп, карта России (белая), карточки с изображением животных и растений энциклопедия «Кирилла и Мефодия», проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_les_i_chelovek.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
г. Лиски, Воронежской области
Урок окружающего мира в 4 классе
по программе А.А. Плешакова
«Мир вокруг нас»
Тема: «Лес и человек»
учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна
Цели:
Воспитательные:
- Научить детей бережному отношению к лесу.
- Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
- Развитие ОУУН - анализа, синтеза, логического мышления.
Предметные:
- Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом.
- Организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека.
- Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.
Оборудование: презентации «Лес и человек», «Правила поведения в лесу», тесты «Лесная зона», карточка с заданием для проверки д/з, энциклопедии, атлас – определитель «От земли до неба», музыка «Звуки леса», «Лесной марш», «Релаксация», карточки с заданиями для групп, карта России (белая), карточки с изображением животных и растений энциклопедия «Кирилла и Мефодия», проектор.
Ход урока
1. Орг. момент.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять!
- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
2.Проверка домашнего задания.
1) 1 уровень – тесты «Зона лесов»
2) 2 уровень – составить и записать 2 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.
3)1 уровень (у доски) Зрительный диктант: соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта | тайга |
Береза | |
Кедровая сосна | |
Липа | смешанный лес |
Ольха | |
Сосна | |
Лиственница | широколиственный лес |
Дуб | |
Клен |
3) Индивидуальное сообщение о зоне лесов.
Дополнительные вопросы – по карте.
4) Индивидуальные сообщения о животных лесной зоны.
(Используется энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
- Более полную информация о зоне лесов можно узнать из энциклопедий и Интернета, используя новый источник информации.
Выставка энциклопедий, атлас – определитель «От земли до неба»
- Определение темы урока.
<Слайд 1>
Послушайте песню в исполнении детского хора и определите, чему посвящена тема сегодняшнего урока. (Прослушивание песни «Лесной марш»)
- Определите тему урока.
- Почему эта тема так важна для нас?
Вывод: Это очень важная и актуальная тема, так как здоровье и жизнь человека зависят напрямую от состояния леса.
3. Работа над новой темой урока.
- Я предлагаю отправиться в лес.
<Слайд 2>
1) Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес” (приложение 1)
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
<Слайд 3,4 >
- Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий.
(Дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)
2) Работа детей в группах.
Группы получают карточки с вопросами для обсуждения.
«Биологи»
- Для кого лес является домом? Докажите.
(лес- дом для растений, животных, грибов)
«Экологи»
- Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека?
(место отдыха, источник пищи и воды)
«Медики»
- Почему лес – аптека?
(много лекарственных растений, лечит чистый лесной воздух- фитонциды, пища и чистая вода)
Идёт обсуждение в группах, звучит музыка «Голоса леса»
3) Ответы членов групп.
< Слайд 5,6 >
< Слайд 7,8 >
< Слайд 9,10 >
Показ слайдов по ходу урока и закрепление знаний о значении леса.
4) Проблемная ситуация.
Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)
5) Экологические проблемы.
<Слайд 11>
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар” (приложение 2)
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.
Пожары в Лисках.
Подборка газет за летний период с заметками о пожарах в Лискинском районе («Лискинские извести», «Молодой коммунар»)
4. Физминутка. (приложение 3)
Релаксация. (музыка)
5. Работа над темой урока.
Прослушивание стихотворения
Н.Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали» (приложение 4)
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)
- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)
- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
- Какие чувства у вас вызывает эта фотография?
- Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.
- Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
<Слайд 12 >
(приложение 5)
- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
- Какие проблемы леса вы еще знаете?
(Загазованность воздуха и пожары)
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
- Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.
Медики. При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше.
Биологи. Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.
Работа с учебником. Стр. 109 «Красная книга»
Экологи. Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник чистой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!
3) Правила поведения в лесу.
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
- А какие правила вы знаете?
Показ слайдов (Презентация «Правила поведения в лесу»), выведение правил.
Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.
6. Итог урока.
1) - На карте изображена наша страна (белого цвета). Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: рисунки животных, растения).
У доски 2 ученика выбирают нужные рисунки и прикрепляют их к карте.
2) Класс:
Прочитайте ещё раз проблемный вопрос:
Актуальна или нет проблема «Лес и человек»?
сделайте вывод, докажите.
Чтение вывода в учебнике на стр. 112. Сравнение со своим выводом.
- А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека). И, конечно же, от нас с вами.
Чтение стихотворения.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
7.Оценки.
8. Домашнее задание.
Стр. 106 – 113 учебника, печатная тетрадь по теме «Лес и человек» № 1,2,3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"
урок составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...
Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова
Тема урока "Лес - природное сообщество". Для подготовки к уроку был подобран дополнительный материал о растениях и животных леса. Ученики на уроке технологии сделали схему круговорота веществ в природ...
Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.
Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...
Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием образовательных технологий по теме "Какие бывают животные?" ( по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Обобщить знания детей о животных, воспитывать любовь и бережное отношение к животным...
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....
Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием образовательных технологий по теме" Формы земной поверхности "( по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Познакомить и дать первоначальное представление о рельефе Земли....
презентация к уроку окружающего мира 4 класс, программа "Школа России", учебник Плешакова ,"Малая родина -часть большой страны".
Малая родина-часть большой страны.Моя родина - Россия.Столица моей родины-Москва.Моя малая родина - Санк-Петербург? Где он находится? Какие животные, растения, реки, почвы, а главное символы и достопр...