Разработка урока "Гроза 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Гроза 1812 года.
1. Оргмомент.
2.Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем путешествие в прошлое нашей страны.
- Как называют людей, которые занимаются изучением прошлого?
- Какие задачи ставят перед собой археологи, историки?
Сегодня мы с вами займем рабочие места историков.
Ребята, перед вами находится таблица, где написаны фамилии известных исторических деятелей, их должности, звания или род занятий. Приведите их в соответствие.
Задание №1.
|
|
Назовите одним словом людей, чьи имена и фамилии использованы.
( Патриоты)
Почему этих людей можно так назвать? ( Своими делами они прославляли Россию, делали её могущественной и великой).
Назовите даты.
С какими историческими событиями они связаны?
988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко);
1147 год – Первое упоминание о Москве (князь Юрий Долгорукий);
1240 год – Нашествие на Русь монголо – татар (хан Батый);
1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский);
1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);
1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);
1564 год – напечатана первая печатная книга в России (Иван Фёдоров);
1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Козьма
Минин и Дмитрий Пожарский);
1703 год – основание Петербурга (царь Пётр I);
1709 год – Полтавская битва (Пётр I).
3. Постановка проблемы.
Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:
“Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.
Правильно, это 1812 год. (слайд 1)
- О чем вам говорит эта дата?
- Почему эту войну называют Отечественной?
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Слыша о них, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род!
Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.
- Чтобы вы хотели узнать на уроке?
- Какие вопросы у вас возникли?
4. Новый материал.
План: (слайд 2)
1.Причины и начало войны.
Причины войны.
Наполеон требовал от царя Александра I ужесточить блокаду Англии. Российская империя не соблюдала континентальную блокаду и обложила французские товары пошлиной. Россия требовала вывести французские войска из Пруссии, размещённые там в нарушение Тильзитского договора
2.Смоленское сражение.
3.Бородинская битва.
4.Тарутинский маневр.
5.Партизанское движение.
- Создавались войсковые партизанские отряды – отряды Д. В. Давыдова, А.Н.Сеславина, А.С.Фигнера, Н.Д.Кудашева и др.
- Сопротивление крестьян становится активным : 4тыс. партизан возглавил раненный солдат Е.Четвертаков,400 человек сражались под рук-м С.Емельянова ,в Московской губернии действовал отряд Герасима Курина ,старостиха Василиса Кожина в Смоленской губернии.
6.Гибель «Великой армии».
- Посмотрите на карту!
К этому времени под властью Наполеона уже была практически вся
Европа:
- Назовите государства находящиеся под властью Наполеона.
- Италия
- Германия и Пруссия
- Польша
- Испания
- Австрия
Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой.
- Какие страны не покорились Наполеону?
- Что оберегало Англию от сильной французской армии?
- Что означает название темы урока? “Гроза двенадцатого года”.
Рассказ ученика о Наполеоне. (слайд 4)
Французский полководец Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г. Наполеона провозгласили императором.
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.
«Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее»,- заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. « Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»
На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх.
В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.
К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе.
Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
- Что же привело к началу войны? ( слайд 5)
(слайд 6, 7) -начало войны
(слайд 8)
- Найдите разницу в численности армий. На чьей стороне был перевес? Задание №2.
Смоленское сражение. (слайд 9)
В 5 августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тысяч своих солдат. После того, как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города.
Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь та и не удалось. Русская армия была не только сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить.
Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Французы, потеряв 20 000 солдат, заняли город только тогда, когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление.
Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
Рассказ ученика о Кутузове. (слайд 10)
Кутузов сделался известным ещё при Екатерине II. При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении писал о нём: «Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моей правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен.
Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили при дворе и в обществе в целом не просто уныние, но и разговоры об измене. Главной фигурой критики стал Барклай-де-Толли, которого с учетом его шотландского происхождения обвиняли в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала М.И.Кутузова.
Он никогда не был любимцем царя. Александр не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а самое главное – популярности в народе. Тем не менее, царь был вынужден уступить мнению общества. Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнес «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки».
Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.
(слайд 11,12)
Бородинская битва. (слайд 13)
Началось сражение 26 августа 1812 года в 6 часов утра.
26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км. Длилось оно целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.
Чтение стихотворения Лермонтова «Бородино».
Рассказ ученика.
Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.
Потери:
• Русских – 46 т. человек.
• Французов - 58 т. человек.
Письма женам Кутузова и Наполеона.
Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:
Письмо Кутузова жене.
“А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.
Письмо Наполеона жене.
“Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.
Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения
Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал, как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. М. Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение «Бородино».
(слайд 14)
1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.
(слайд 15)
Русская армия расположилась на берегу р.Нара в старинном русском селе Тарутино.
Это позволило, прикрывая пути отхода французов на юг, дать армии отдых. В Тарутинский лагерь постоянно прибывали подкрепления. Несколько попыток французов пройти в неразоренные войной районы были успешно отбиты.
(слайд 16)
Партизанское движение. (слайд 17)
Наиболее известные партизаны:
• Подполковник гусарского полка, поэт – Давыдов;
• Капитан Фигнер - вел разведку в Москве;
• Крестьянка Василиса Кожина – руководила женщинами и подростками.
Великая армия потеряла около 30 тысяч человек в войне с партизанами.
Вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной. (слайд 18)
Гибель «Великой армии». (слайд 19)
6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя французы заминировали Кремль ,Собор Василия Блаженного и другие, но русские патриоты смогли обезвредить заряды.
Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия.
Последнее сражение разыгралось при переправе через р.Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 000 солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.
25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.
Причины победы. (слайд 20)
Итог войны: (слайд 21)
5. Закрепление.
В каком году была война, о которой шла речь на уроке?
Между какими государствами шла война?
Назовите имена полководцев во главе каждой армии.
Почему войска с радостью встретили Кутузова?
Какого числа и во сколько началось генеральное сражение?
Почему в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной?
За что сражались русские воины на Бородинском поле?
Скажите, что приносит людям война?
6. Работа в печатной тетради.
С. 37-38
7. Итог урока.
- Закончи предложение:
Я бы хотел (не хотел) оказаться в то время……, потому что………
8. д/з:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"
Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок окружающего мира в 4 классе в форме заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года". Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Цель урока:· рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;· на основе анализа биографий участников войны...
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...
Разработка к уроку по окружающему миру в 4 классе на тему : "Памятники архитектуры, посвященные Отечественной войне 1812 года", программа "Планета Знаний"
В данной презентации представлен материал о памятниках архитектуры, которые находятся в прекрасном городе на Неве....
Методическая разработка классного часа по теме: "Великая Отечественная война 1812 года в русской литературе и кинематографе"
В русскую литературу Великая Отечественная война 1812 года вошла сразу же, в самые первые её дни. Многие считают эту войну самой поэтичной в русской истории. Велик...
Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.
Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....