Кто что ест?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Кто что ест?
Цели:
Формирование умения классифицировать животных по типу питания; составление цепей питание, установление взаимосвязей; способствовать развитию речи и логического мышления; способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знать животных по типу питания;
- уметь составлять цепи питания
Метапредметные результаты:
- принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- уметь классифицировать животных по типу питания;
- уметь моделировать цепи питания;
- обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- осознавать важность взаимосвязи в живой природе;
- осознавать роль хищников в природе.
Тип урока:
Урок «открытия» новых знаний
Ход урока.
- Самоопределение деятельности
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Проверьте свою готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Начнем работать.
2. Феноминутка
- Какие изменения произошли в неживой природе за прошедшую неделю?
- Как они повлияли на живую природу?
2. Актуализация знаний.
- На какие группы разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?
(Черви, Моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся или рептилии, птицы, звери или млекопитающие)
- Назовите по 1 представителю каждой из изученных групп животных.
- Ребята, напомните признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут.)
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы считаете что необходимо для роста и развития животных? (Питание)
- Вот и тема нашего урока «Кто что ест».
- Какова же цель урока? (Мы узнаем какие есть животные по типу питания)
- А еще мы будем учиться составлять цепь питания, выясним роль хищников в природе и узнаем что произойдет если разорвать цепь питания.
Классификация животных по способу питания!
- Посмотрите на экран. (Слайд 7)Обратите внимание на это животное. Кто изображён?
- Верно! Где живут коалы?(В эвкалиптовых лесах Австралии)
- Чем питаются коалы?(Они не могут есть ничего кроме листьев эвкалипта)
-Какие животные также питаются только растительной пищей? (Заяц, корова, коза, лошадь, слон и т.д)
-Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?
-Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.
- Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 8)
- Верно! - Чем питаются? (насекомыми и их личинками)
- Какие животные также питаются только насекомыми? (дятел, муравей и т.д)
- Давайте сделаем вывод как же называются животные которые питаются только насекомыми? (насекомоядные)
- Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 9)
- Верно! Рысь— свирепый хищник.
- Чем же питается рысь? (Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных)
- Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?(Волк, гиена, барсук, лев и т.д)
- Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?
- Верно! Животных, таких животных называют – хищники.
- А это кто?
- Скажите, а чем питаются эти животные? (Насекомыми, мышами, лягушками)
Верно! В темное время суток ёж может стащить с огорода какой-нибудь овощ.
- Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу? (медведи, обезьяны, вороны)
- Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
- Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.
- Повторите еще раз ка называются животные которые питаются растительной пищей?
- Как называются животные которые питаются насекомыми?
- Как называются животные которые питаются другими животными?
Первичное закрепление –рефлексия.
Игра «Будь внимательный»
- У вас на столе лежат карточки на которых написаны типы питания. Я называю животное, а вы покажите тот тип питания к которому относится животное.
- Кто еще раз сформулирует задание? (Если несколько мнений разобрать Кто прав.)
Цепь питания.
- Животные питаются растениями или другими животными поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания..
- Что такое цепь питания (читают на слайде)
- Посмотрите на бумажную цепь. Из чего она состоит?
- Любая цепь состоит из звеньев. Так и цепь питания состоит из звеньев.
- А из каких вы узнаете сами, посмотрев на доску.
- В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы. Это первое звено в цепи питания.
- Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.
- Третье звено- насекомоядные или хищники.
- Какое звено первое в цепи питания? Кто думает также?
- Что будет вторым звеном? Кто согласен?
- Что является 3 звеном?
- Давайте попробуем с вами составить цепь питания:
- Внимательно расмотрите рисунки.
- Что является 1 звено? Почему?
- Что является 2 звеном? Почему?
- Что является 3 звеном? Почему?
Осина зайцы волки
Игра
«Составь цепь питания» (работа в паре)
- Попробуйте в паре сами составить цепь питания из данных представителей растительного и животного мира.
- Просигнальте в паре у кого также как у меня. (Если у кого -то другой ответ, то разбираем).
- Что произойдет если убрать одно звено из цепи питания? ( разорвется)
Показываю на бумажной цепи.
- Я предлагаю вам поработать с учебником, откройте учебник на стр. 95 и попробуйте ответить на вопрос «Как животные приспособились выживать и добывать пищу?»
- Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы не стать добычей других, например хищников или всеядных.
- Ребята как вы считаете нужно ли уничтожать хищников?
- А давайте проверим, что сказано на страницах учебника.
- Откройте стр 97 и прочитайте.
- Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?
- Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например стрекоз. Они поедают множество мух и комаров.
- Прочитайте текст в Учебнике на стр. 95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.
-Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы
выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать
добычей других, например хищников или всеядных.
- Ребята как вы считаете нужно ли уничтожать хищников? Почему?
- Прочитайте в учебнике на стр. 97 и докажите.
Итог
- Ребята, вернемся к плану урока. Все ли что запланировали, мы выполнили?
- На какие группы делятся животные по типу питания?
- Что произойдет если разорвать цепь питания?
- Мы достигли цели урока?
- Кто был приятен в общении?
-