Проектирование урока изучения новой темы. Окружающий мир. 2 класс. Какие бывают животные.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.2_klass.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока изучения новой темы
Предмет: | Окружающий мир. |
Класс | 2 класс. |
УМК | «Школа России». |
Разработала | Учитель начальных классов Папышкина Ирина Анатольевна |
Учебник: | А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2012г. |
Тема: | Какие бывают животные. |
Цель: | Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся). |
Задачи: | - Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам; познакомить с новыми группами животных «земноводные», «пресмыкающиеся».
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, нормы поведения в природной среде. - Прививать интерес к предмету; - Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки. |
Планируемые результаты: | - учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; - научатся приводить примеры животных разных групп; - находить в рассказах новую информацию. |
Формируемые УУД: | Личностные: Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Метапредметные: - познавательные: умение систематизировать и преобразовывать информацию; - регулятивные: умение планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; - коммуникативные: умение работать в паре: находить общее решение; умение аргументировать свое предложение. Предметные: Знание о группах животных, умение определять признаки животных, которые входят в группы насекомых, птиц, рыб, зверей, земноводных, пресмыкающихся. |
Используемые технологии: | ИКТ, ТРКМЧП, ТРИЗ, здоровьесберегающие, игровая. |
Используемые приёмы: | - инсерт (INSERT) - заполнение таблицы - кластер - синквейн |
Оборудование: | презентация (Power Point, 2003), карточки с изображением животных разных групп, карточки для работы, карточки с дополнительным текстом , учебник, рабочая тетрадь. |
Название этапа | Задачи этапа | Приёмы | Содержание этапа | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1.Организацион-ный момент | Создать эмоциональ-ный настрой, рабочую обстановку в классе. | Прозвенел, друзья, звонок, - Садитесь. | (Учащиеся стоят около своих рабочих мест.) | Формирование коммуникативных действий (правила общения). | |
2. Актуализация знаний. | Получить представле-ние о ка-честве усво-ения учащи-мися ранее изученного материала. | 1.Викторина «Какие бывают растения?» Прием «Лови ошибку» | Сейчас мы проведём викторину «Какие бывают растения?» 1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Слайд 2) 2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Слайд 2) 3. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневевших стеблей – стволиков. (Слайд 2) 4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Слайд 2) 5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель – ствол. (Слайд 2) Я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку. Я буду читать вам текст, а вы, там, где услышите допущенную мною ошибку, должны два раза хлопнуть в ладоши. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | - Травы. - Лиственные. - Кустарники. - Хвойные. - Деревья. (Учащиеся хлопают в ладоши, там, где замечают ошибку и аргументируют своё действие.) | Формируются коммуникативные действия (правила общения, самосто-ятельная органи-зация речевой деятельности); личностные: (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка, освоение начальных форм познавательной и личностной реф-лексии). |
3.Самоопреде-ление к деятель-ности. Стадия вызова. | Повторить и обобщить изученные группы животных. Определить опорные знания. | Приём «анаграмма» Прием «Вер-ные и невер-ные утвержде-ния» (работа проводится в парах) | - Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Слайд 3) КАУЛШЯГ ИЖФАР ЛООКС ЗАКОСРТЕ РАМУВЙЕ - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Что вы уже знаете о животных? - Что ещё хотите узнать? - Как вы думаете какие учебные задачи поставим перед собой? Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит листочек, на котором в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Вопросы: 1…животных можно условно разделить на 4 группы. 2…насекомые - это животные, у которых 6 ног. 3…у рыб тело покрыто чешуёй. 4…птицы – это животные, покрытые перьями.. 5… звери выкармливают своих детёнышей молоком. 6… у зверей тело покрыто шерстью. 7…существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше. 8. …. существуют животные, которые обходятся без ног. - Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали. | - Лягушка, жираф, сокол, стре-коза, муравей. - О животных. (Ответы детей.) (Ответы детей.) (Ответы детей.) | Личностные (мотив отношения к изучаемому ма-териалу, само-оценка; умение работать в группе, учитывать мнение другого человека); регулятивные (умение формули-ровать тему урока, принимать и сох-ранять учебную задачу). |
4. Работа по те-ме урока. | Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери). | Работа с карточками (работа в группах) Работа с учебником. Составление кластера Работа с карточками (работа в группах) Рефлексия | - А теперь прочитайте тему урока на с.60 учебника. Совпадает ли она с вашими предположениями. (Слайд 4) - Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А также провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных. Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Возьмите конверт - в нем ваше зада-ние. (В конвертах подготовлены рисунки животных). (На доску прикрепляется название каждой группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.) (Слайд 5) - А сейчас заполним таблицу, которая лежит у вас на парте. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4) − У вас на партах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте задание и попробуйте выполнить. На выполнение работы отводится 1-2 минуты. Распредели животных на группы: Лягушка, ворона, щука, ящерица, слон, жаба, волк, крокодил, гусь, карась, пчела, комар. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5) - Кто смог расположить всех животных? − У кого нет результата? − Что вы не смогли сделать? − Кто выполнил задание? − Кто из вас уверен, что правильно вы-полнил задание? − Те, кто опустили руку, что вы не смогли сделать? | - Какие бывают животные. (Ответы детей: 1 – это рыбы; 2 – это насекомые; 3 – это звери; 4 – это птицы. ) (Ответы детей по группам.) (Ответы детей.) -Я не смог всех животных распределили по группам. -Мы не можем выделить приз-нак, которым нужно воспользо-ваться, чтобы отнести животных к какой-нибудь группе. | Формирование предметных УУД (умение находить отличительные признаки живот-ных), познавательных - (развитие логи-ческого действия сравнения, ана-лиза, синтеза, классификации, обобщения) (На последующих этапах форми-руется те же УУД) |
5. Физминутка. | Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время заня-тий. | ||||
6. Создание про-блемной ситу-ации (мотивация) | Выявить причину затруднения. | − Что теперь будете делать? − Что же вы делали, какое задание выполняли? − Чем вы пользовались при выполнении задания? − В чём же затруднение? − Почему не смогли распределить этих животных? | - Вернёмся к заданию и будем думать, что мы делали, как мы делали и почему не получилось. - Распределяли животных по группам. - Эталонами «Признаки 4 групп животных». - Некоторые животные не вошли ни в одну из групп, мы их никуда не вписали. - Они не подходят к нашим эталонам. | Формирование познавательных УУД - (развитие логического дей-ствия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения) | |
7. Изучение нового. Осмысление содержания. | Сформулиро-вать тему, цель и спла-нировать работу. Познакомить с новыми группами жи-вотных. | Приём INSERT Работа в парах | - Каким будет следующий этап? −Сформулируйте цель своей работы. − Что поможет вам достичь цели? - Откройте учебник на странице 61. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6) -Как будете работать? -Да, карандашом подчеркните признаки животных других групп. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах. 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Если не понял, переспроси. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. - На чтение я вам даю 5 минут | - Будем искать новые знания. -Узнать признаки животных других групп. - Источник, из которого мы по-лучим новые знания, наш учеб-ник и ещё дополнительный материал. - Читать, отмечать карандашом, что знаем, новое, в чем возникают вопросы. (Чтение текста.) | Формируются коммуникативные действия (обуче-ние правилам работы в группах, умению догова-риваться и прихо-дить к общему решению сов-местной деятель-ности, умению высказывать своё личное мнение и мнение участ-ников группы, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрослыми и свер-стниками). |
8.Реализация построенного проекта | Пронализи-ровать полу-ченные знания | − Что вы подчеркнули? Какие знания вы нашли? (Слайд 14 - 20) − Итак, вы создали эталоны. Для чего они нужны? − Что теперь надо сделать? - Определяем с опорой на эталоны и демонстрационный материал в учебнике и презентации, к какой группе относятся те животные, которых не смогли распределить по группам. | (Учащиеся читают то, что подчеркнули во время работы в парах, другие могут дополнять ответы. Одновременно на доске появляются новые эталоны: «Признаки животных других групп (земноводные, пресмыкающиеся). -Эталоны помогают запомнить новые знания, ими будем пользоваться при выполнении заданий и их проверке. -Вернёмся к заданию на пробное действие. (Заполнение учащимися оставшейся части таблицы.) | ||
9. Первичное за-крепление с проговарива-нием во внеш-ней речи | Закрепить и сделать выво-ды о новых знаниях | Приём проговарив-ания в гром-кой речи | - Для каких групп животных составили эталоны? − Какие признаки животных выявили? − Какое задание теперь сможем выпол-нять? | - Мы составили эталоны для следующих групп: земноводные, пресмыкающиеся. (Учащиеся проговаривают с опорой на эталоны.) -Определять, какое животное к какой группе относится. | |
10.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону | Учить применять полученные знания, осуществлять самопроверку по эталону, обосновывать своё действие | Приём применения внутренней речи | - Сейчас мы выполним задание, чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями. - Заполним нашу таблицу. − Откройте рабочую тетрадь на странице 21, выполните упражнение № 5. − Что теперь необходимо сделать? (После выполнения учащимися самостоя-тельной работы организуется самопро-верка по образцу на доске.) (Слайд 20) − У кого задание вызвало затруднение? − В каком месте возникло затруднение? − Почему возникло затруднение? | (Заполнение таблицы.) (Учащиеся работают в тетрадях на печатной основе, выполняя задания с опорой на эталоны.) - Проверить свою работу. | Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личностных (самооценка своих достижений). |
11.Включение в систему знаний и повторение | Систематизи-ровать и пре-образовать информацию | Приём -составление кластера | - Что теперь необходимо выяснить? − А для этого обратите внимание: на доске есть карточки с новыми знаниями и понятиями. Попробуйте составить схему. (Слайд 21) − А какие ещё схемы вы можете составить про животных? (Слайды 22-23) − Нужны ли вам знания этих схем? Для чего? − Да, действительно, эти знания вам помогают при отгадывании или составлении загадок, при составлении описания животного для словаря. − Отгадайте, о каком животном идёт речь? 1. Это дикое всеядное млекопитающее бурого или белого окраса. (Слайд 24) 2. Это дикое хищное насекомое, похоже на вертолёт. (Слайд 25) − Дайте описание зайца, коровы, лисы, щуки. | -Где наши новые знания пригодятся. (Составление учащимися кластера)
- Мы сможем составлять и отга-дывать загадки про животных. Это медведь. Это стрекоза. Это травоядное млекопитающее, меняющее зимой окрас с серого на белый. Это травоядное крупное домашнее животное, дающее людям молоко. Это хищный дикий зверь, обычно рыжего цвета. Это хищная речная рыба, питающаяся мелкими рыбёшками. | Коммуникатив-ные УУД (умение высказывать своё личное мнение, создать условия для развития коммуникативных навыков сотруд-ничества со взрос-лыми и сверст-никами). |
12. Физминутка для глаз. 13.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Снятие напря-жения, орга-низация отдыха Самоанализ результатов своей деятельности. Самооценка знания и незнания. | Работа с карточками Работа в парах Составление синквейна (работа в парах) | Итак, урок подходит к завершению. − Какова была цель нашей работы? − Вы достигли цели? − Чем вы пользовались при достижении цели? − Что вы узнали? − Что пока не получилось? У кого остались затруднения? − Какую задачу перед собой поставите? − А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказыванием. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7) Карточка для рефлексии. 1. Я могу определить животных, которые относятся к группе рыб. 2. Я могу определить животных, которые относятся к группе птиц. 3. Я могу определить животных, которые относятся к группе земноводных. 4.Я могу определить животных, которые относятся к группе насекомые. 5. Я знаю признаки животных из группы млекопитающих. 6.Я могу определить животных, которые относятся к группе пресмыкающихся. 7. В самостоятельной работе у меня были (не было) ошибки. 8. Я доволен своей работой на уроке. - Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к нашим листочкам, с которыми вы работали в начале урока и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, что мы изучали на уроке и обобщить свои знания при составлении «синквейна». -Напомним правила составлениея синквейна: 1. Предмет (Кто? Что?) – 1 слово 2. Признаки предмета (Какой? Какая? Какое? Какие?) – 2 слова. 3. Действие предмета. (Что делает? Что делают?) – 3 слова. 4. Ключевая фраза – отношение к теме. 5. Предмет – синоним. | -Узнать признаки животных, земноводных, пресмыкающихся. -Да. (Ответы детей.) (Проверка происходит в парах.) (Зачитывание вариантов.) Животные. Дикие, домашние. Рождаются, размножаются, умирают. Мир животных разнообразен. Друзья. | Формирование регулятивных УУД (оценка уро-вня владения уче-бным матери-алом), личност-ных (самооценка своих достижений на основе рефлек-сии). |
14. Подведение итогов урока. | Определение эффективнос-ти урока. | - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Какая информация была для вас новой? - Что особенно вам понравилось в уроке? - Что было трудно? | - Мы говорили о животных. - Мы выделили новые группы животных: земноводные и пресмыкающиеся. (Ответы детей.) | Формируются коммуникативные действия (правила общения, самостоятельная организация речевой деятельности). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.
Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....
урок по окружающему миру 2 класс "Какие бывают животные"
На данном уроке учащиеся научатся различать группы животных по отличительным признакам. Ребята сами делают открытия, работают в группах по плану. Урок ОНЗ, построен в соответствии ФГ...
Урок окружающего мира во 2 классе "Какие бывают животные"
Урок окружающего мира "Какие бывают животные" с использованием технологии БОС здоровое дыхание....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и перезентация к уроку....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и перезентация к уроку....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и презентация к нему....