экологическое воспитание младших школьников
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Экологические экскурсии.
Главная задача экологического воспитания – формирование системы экологических знаний у учащихся младших классов. Одна из сложностей этого процесса – понимание структуры причинно-следственных связей при изучении сезонных изменений в природе. Ответственный этап этого процесса в подготовке и проведении сезонных изменений в природу. Сезонные затруднения в этом случае возникают из-за отсутствия таблиц, отражающих систему сезонных изменений неживой природы. Но многообразие отдельных метеорологических данных или таблиц, используемых обычно для изучения сезонных изменении в природе, создаёт некоторые трудности для представления целостной картины этих изменений.
Успешность экологического образования на начальном этапе во многом зависит от возможностей использования в учебных целях природного окружения. Учёными всего мира признано, что сокращение жизни на планете зависит от изменения системы ценностей и поведения каждого жителя Земли. Осознание окружающей среды как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и другими качествами, происходит на основе развёртывания знаний об окружающей среде. Ценностное восприятие среды создаёт предпосылки для формирования потребности бережного обращения с природными объектами.
Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без предварительных разъяснений со стороны учителя, зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Учащиеся понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнения, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленной, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью человека, усиливается в связи с ростом численности городского населения, которое сопровождается разрастанием территорий пригородных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к деградации и разрушению.
Сведения об ухудшении экологического состояния в области должны доводиться до сведения школьников и особенно учащихся, занимающихся туристско-краеведческой работой и экологическими экскурсиями. Таким образом, определились образовательные и воспитательные задачи, которые сводятся к следующему:
- углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;
- привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся в ходе экологической деятельности;
- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой природы, называть явления природы, особенности времён года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоёмы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края. Исходя из данных требований, особое внимание я уделяла приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явление живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и др.
Названные умения учащиеся приобретают, прежде всего, во время экскурсий в природу. В разных программах по предмету «окружающий мир» количество экскурсий меняется, но во всех программах они являются обязательными.
Никакой урок в стенах класса не может заменить живого общения с природой. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся наблюдают красоты природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.
Во время экскурсий учащиеся проявляют активность, интерес к наблюдаемым предметам и явлениям природы, хорошее усвоение учебного материала, и всё это происходит потому, что исследовательский подход больше соответствует природе ребёнка. В исследовательской экскурсии акцент ребёнка на новизну, т.е. любопытство и любознательность. В окружающей среде, несмотря на постоянное с ней соприкосновение для ребёнка многое остаётся неизведанной тайной. Современные дети оказываются несведущи в близком им природном окружении: не умеют отличить сосну от пихты, ворону от сороки, клеща называют насекомым, хищников представляют в виде злых чудовищ, жабу считают вредным животным и т. д.
Можно с уверенностью сказать, что экскурсионные наблюдения помогут детям по-новому посмотреть на многое, с чем они раньше встречались, но не обращали внимания или воспринимали как предрассудки местных поверий.
Много было отмечено, что экскурсии лучше всего проводить в начале октября, феврале, марте и в мае. Экскурсии желательно проводить в парках, на пришкольных участках один-два раза в год в лесу, на лугу.
На экскурсии можно исследовать одновременно различные предметы и явления природы, поэтому в начальной школе, как правило, используются экскурсии, смешанные по содержанию, но возможны и тематические (сезонные, биологические, экологические и т.д.). Знания даются не в готовом виде, а добываются самостоятельными усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на уроке.
Я заранее определяю место и объект исследования, прохожу по маршруту, отмечаю места остановок. При разработке маршрута важно выбрать постоянные участки, которые становятся базой для проведения всех экскурсий. На таких экскурсиях учащиеся легко устанавливают причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Учащиеся до экскурсии делятся на группы по 4-5 человек, в каждой из которых выбирается руководитель. Совместная деятельность младших школьников способствует развитию коллективизма, формированию ответственности за собственную работу и деятельность каждого в группе. Группа готовит необходимое оборудование для проведения наблюдений и исследований природы: термометр, компас, совок-копалку, лопату с коротким черенком, корзинки для сбора природного материала, папку для гербария листьев деревьев, кустарников и травянистых растений, лупу, фотоаппарат, полевой дневник, карандаш и ручку, точилку и ластик.
За неделю до экскурсии учащиеся на уроке по окружающему миру знакомятся с задачами предстоящей экскурсии, маршрутом и планом экскурсии, с оборудованием и приёмами работы с ним, записывают содержание заданий в полевой дневник или знакомятся с заданиями по заранее отпечатанному листку-инструкции. По дороге к месту экскурсии можно организовать конкурс юных натуралистов и множество других конкурсов, определяя победителей, подводя итоги и награждая команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....