Великая Отечественная война ( 1941 — 1945 гг.)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Также можно использовать как классный час.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Великая Отечественная война ( 1941 — 1945 гг.)

Знания и умения учащихся

Цели учителя

Средства достижения цели

1

2

3

Знания:

  • Сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях;
  • Прививать у школьников интерес к военному прошлому Отечества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его историю.

- Презентация;

- энциклопедический материал;

- оборудование: персональный компьютер, колонки, мультимедиа - проектор, экран;

- исторические карты;

- карточки - тесты.

Умения:

- самостоятельно работать с энциклопедическим материалом;

- работать в группах;

- участвовать в коллизиях;

- формулировать тему урока.

  • развитие хронологических и картографических умений учащихся;
  • развиваем умение работать с дополнительной литературой;
  • научить работать по заранее составленному плану;
  • учить учащихся аргументировать свою точку зрения.

Демонстрационный эксперимент

совместная работа учащихся

работа с текстом

просмотр видеоматериала

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Орг. Организационный момент

1 слайд

  • Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова и подумайте о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Его бомбили – он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли – он бежал

Вперёд, а не назад.

Чем дальше я пройду вперёд –

Мечтал солдатик мой, -

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу, -

Смекал он на ходу, -

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!....

Тема нашего урока: «Великая Отечественная война»

2.

Проверка домашнего задания

2 слайд

- Давайте вспомним, какой век мы изучали на прошлом уроке?

- Какие перемены произошли в стране?

-Что происходило в селе?

20 век

3.

Актуализация

темы урока

- И вот когда в нашей стране только стала налаживаться новая жизнь. Мирный труд людей оборвала война.

- Что вы знаете об этой войне?

- Сколько лет длилась?

4.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя. Работа с картой.

Слайд 3

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Работа с учебником

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Фашистская Германия под командованием Адольфа Гитлера совершила свои вероломные нападения гораздо раньше. Это случилось 1 сентября 1939 года. Германия захватила Польшу, а затем покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. Всего 12 европейских стран

Итак: началась Вторая мировая война.

- Как вы думаете почему мировая война?

- 22 июня1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз. Враг рассчитывал на быструю победу. 

- Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.

-А что вы знаете об этом сражении?

- Около месяца пограничники вели непрерывный бой, сдерживая напор врага. Почти все погибли.

Но враг стремился вглубь страны и приблизился к Ленинграду. Окружив город и отрезав его от тыла. Люди остались без воды и еды. Началась блокада Ленинграда.

Разминка для глаз. Закройте глаза и представьте о чём мечтали люди в те страшные годы, что им снилось?

- А в это время германское командование было уверено, что скоро они войдут в Москву, и закончится война.

- Для защиты столицы шли войска из разных концов страны.

- Откройте учебники на странице 49 и прочитайте об этом.

- Как вы думаете, почему русский народ победил в этой битве?

Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой воодушевила всех людей.

- Фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (Волгограда) Началась 6 месячная Сталинградская битва.

- Что вы знаете об этой битве?

- Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении. Враг хотел окружить и уничтожить наши войска.

Но советское командование разгадало замысел врага. 12 июня 1943г под деревней Прохоровка началось танковое сражение.

- Сражение под Курском закончилось победой Советской Армии. И в честь этого прозвучал первый салют в Москве.

Сообщение

Сообщение

Сообщение

Сообщение

Сообщение

видеоролик

Физкультминутка

- Как вы думаете, что же делали люди в освобождённых городах и селах? Представьте, что мы пришли им на помощь.

Молодцы.

Дети имитируют движения: убирали, подметали, разбирали завалы, мыли, строили, копали, сажали, шили.

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

Музыка М. Бернес

21 слайд

- После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

В начале 1945г советские войска вступили на территорию Германии.

Добравшись до Берлина, водрузили знамя Победы над Рейхстагом.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.

Настал день Великой Победы.

- В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамёна разгромленных фашистских войск.

Командовали парадом маршал Константин Константинович Рокоссовский, и принимал парад знаменитый маршал Георгий Константинович Жуков.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла свыше 27 миллионов жизней советских людей. Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

Свыше 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Высокое звание героя получили и города.

- Посмотрите на слайды и расскажите какие города – герои на них изображены?

Мы должны помнить всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно. Почтим всех их минутой молчания.

5.

Закрепление изученного материала.

22 слайд

Проверь себя.(тест) Задание на карточках.

Проверяем.( по щелчку появляются ответы к тесту)

6.

Итог урока.

- Какой была цена Победы?

- Когда мы празднуем День Победы?

7.

Рефлексия

- Что узнали нового на уроке?

- О чём вы уже знали?

- Что понравилось на уроке?

8.

Домашнее задание:

  • прочитать текст учебника;
  • ответить на вопросы
  • найти дополнительную информацию о подвигах советских людей в годы войны;
  • выучить стихи о войне (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внекласное мероприятие, посвящённое великой Отечественной Войне 1941-1945 года для 2-3 класса

Цель: воспитание патриотизма, сострадания. Подготовлена презентация....

Презентация классного часа, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Презентация посвящена Победе Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Показана героическая роль советского народа в достижении Победы. Использованы стихи...

Урок ОМ 4 класс по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"

Урок  знакомства с героической историей нашей страны....

Экскурсия на мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг».

Экскурсия на мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг». Город Новосибирск....

Городская акция «Читаем вместе о войне», приуроченная к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Организатором городской акции «Читаем вместе о войне», приуроченной к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, для обучающихся образовательных организаций, подведомственных Депар...

Городская акция «Читаем вместе о войне», приуроченная к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Организатором городской акции «Читаем вместе о войне», приуроченной к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, для обучающихся образовательных организаций, подведомственных Депар...