Урок окружающего мира "Снежные загадки"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Представлена разработка урока окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Имеется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_snezhnye_zagadki.rar | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира «Снежные загадки»
(УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс)
Нугаева Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска
Цель и задачи урока:
- расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе.
- дать элементарное представление об образовании снежинок;
- на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег;
- изучить правила безопасного поведения во время прогулки зимой и во время зимних игр.
Ход урока
- Организационный момент
- Прочитайте название темы. (Слайд)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Чему будем учиться на уроке?
Сегодня необычный исследовательский урок. Мы будем выдвигать предположения, доказывать или опровергать их, проводить эксперименты, делать выводы.
- Основная часть урока
1) Вступительная беседа
- Какое время года наступило? (Слайд)
- Какие изменения произошли в неживой природе?
Обращается внимание на стаканчики со снегом, которые стоят на столе. (Слайд)
На уроке будет проведён опыт. Снег взят у школьного крыльца, с пришкольного участка и у дороги.
- Как вы думаете, для чего мы будем проводить опыт? (Поиск ответа на вопрос, чист ли белый снег?)
2) Объяснение нового материала
а) Работа по развороту учебника «Снежные загадки» (с.34-35) (Слайд)
Смотрим на левую часть разворота.
- Снежная ли зима в этом году в посёлке Мирное?
- Что делают Маша и Жучка?
- Зачем Маша сняла варежку?
- Чему рада Жучка?
Смотрим на правую часть разворота.
- Что собирается делать Маша?
- Почему так весело Мише?
б) Обсуждение жизненных наблюдений и ощущений самих детей (Слайд)
- Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег?
- Когда идёте по первому чистому снегу?
- Когда снежинки падают на лицо?
- Что происходит со снежинкой, если поймать её на ладонь?
- Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?
в) Работа по рисунку (левый разворот учебника). Рассказ учителя (Слайд)
- Рассмотрите рисунки разных снежинок.
Учёным удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. В учебнике есть рисунок, на котором изображены снежинки. Если смотреть сверху вниз, то можно увидеть снежинки, которым дали такие названия: запонка, столбик, ёж, игла, звезда, пластинка и ещё одна звезда. (Слайд)
- От чего зависит форма снежинок? (Слайд)
Японскому профессору Накайя, который всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок, удалось выяснить, что форма зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – звёзды – появляются только при небольшом морозе (-14, -15, -16, -17 градусов).
г) Постановка проблемы (Слайд)
- Выскажите свои предположения, где рождаются снежинки. (Высоко, высоко над землёй в облаках.)
А вот как на этот вопрос ответил поэт.
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину распороли –
И оттуда пух летит –
В глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
В. Мусатов.
- Как рождаются снежинки?
д) Разрешение проблемы, где и как рождаются снежинки
- Чтение рассказа из хрестоматии «Как рождаются снежинки» (стр. 24).
- Рассказ учителя.
е) Работа по вопросам учебника (Слайд)
- Можно ли сказать, что снежинка - очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.)
- Почему скрипит снег под ногами? (Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звёздочек. А так как их очень много, слышится треск.)
- Где больше снега в поле или около забора? (Снега больше около забора, заграждения задерживают его.)
- Как люди это используют?
Как люди это используют, вы узнаете из рассказа «Зачем зимой на полях снег пашут» (стр. 25).
ж) Проведение опытов (Слайд)
Давайте проверим, растаял ли снег и попробуем определить, в каком стакане снег взят у дороги, в каком – у крыльца школы, а в каком – на участке.
- Какого цвета были снежки?
- Что с ними произошло?
- Какого цвета вода?
- Как вы думаете, она чистая?
- Давайте проверим.
- Обратите внимание, каким стал фильтр.
- Откуда на нём появились частички грязи? (Значит, грязь была в снежках.)
Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.
з) Разрешение проблемы, откуда в снежинках грязь. (Слайд)
- Откуда в снежках грязь? давайте это выясним.
- Чтобы узнать, откуда грязь появилась в снежке, проследим её путь.
Много дыма, газов и копоти выбрасывают в воздух фабрики и заводы. Всё это сначала находится в воздухе, разносится ветром на далёкие расстояния, а затем падает на землю. Зимой эта пыль и грязь ложатся на снег. Огромное количество вредных веществ выбрасывают в атмосферу автомобили.
и) Разрешение проблемы, можно ли есть снег. (Слайд)
- Как вы считаете, можно ли есть снег? (Нет. Приводятся примеры.) (Слайд)
- А вот как считает группа исследователей.
- Сообщение детей. (Слайд)
Цель нашего исследования: мы хотели узнать: можно ли есть снег и лёд.
Выдвижение гипотезы.
Мама говорит, что снег и лёд есть нельзя, а мы считаем, что снег и лёд могут быть съедобными.
1 ученик. Мы провели исследование: в морозилке получили кубики льда из воды и сока. Кубик льда из сока оказался гораздо вкуснее. Попробовали снег из морозилки – невкусно. Затем мы купили в магазине несколько сортов мороженого: молочное, сливочное, пломбир. Больше всего нам понравилось мороженое – пломбир.
2 ученик. Из книг мы узнали, что если фруктовый сок в какой-нибудь ёмкости поставить в морозильник, то он замёрзнет и превратится в кусок льда. Чтобы сделать настоящее мороженое, нужно постоянно помешивать жидкость при замерзании. Только так можно получить мороженое, а не лёд. В зависимости от сорта, мороженое может состоять из воды, молока, жира, фруктов, сахара и вкусовых добавок.
Выводы.
В результате нашего исследования мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными, только если их сделал человек. Мороженое и фруктовый лёд – это очень вкусно!
к) Обсуждение проблемы, кто ждал снега. (Слайд)
- Ждут ли снег растения? (Снег укрывает землю, на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.)
- Ждут ли снег животные? (Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют снег и спят себе в уютной снежной спаленке.)
- Любите ли вы снег? Почему? (Можно лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и на санках.)
л) ПБП на прогулке
- Выставка тетрадей (стр. 25)
3) Закрепление пройденного материала
а) Графический диктант.
- Снег при таянии превращается в воду? (да)
- Снег бесцветный? (нет)
- У снежинок пять лучей? (нет)
- Снег непрозрачный? (да)
- Все снежинки одинаковые? (нет)
- Снег белый? (да)
- Снег грязный? (да)
- Снежинка – это красивое изделие? (нет)
б) Разгадывание кроссворда.
Побелело на ночь всюду.
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез –
Там волшебный вырос лес !
В огне не горит
И в воде не тонет.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
с | н | е | г | о | в | и | к |
м | о | р | о | з | |||
л | ё | д | |||||
з | и | м | а |
в) Работа с пословицами.
- Объясните значение пословиц.
Много снега – много хлеба.
Много воды – много травы.
4) Итог урока. Рефлексийный экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам русского языка и окружающего мира "Загадки про овощи"
Презентация предназначена учителям начальных классов при работе с изучением словарных слов, а также в качестве дополнительного материала при изучении окружающего мира и на классных часах по форм...
Загадки к уроку окружающего мира 2 класс на тему ПУТЕШЕСТВИЯ
Загадки к уроку окружающего мира на тему :"ПУТЕШЕСТВИЯ" 2 класс...
Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов VIII вид "Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой". Загадки.
Презентация по теме "Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - капустой. Загадки" содержит 10 слайдов и может быть использована не только на уроках окружающий мир, но и для внеклассного мероприятия или бесе...
Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов VIII вид "В летнюю пору заря с зарей сходится". Загадки.
Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов коррекционной школы VIII вида "В летнюю пору заря с зарей сходится. Загадки" содержит 10 слайдов к уроку окружающий мир и может быть испол...
Презентация к уроку окружающий мир для учащихся 2 - 4 классов VIII вид "Зимние загадки".
Презентация по теме: "Зимние загадки" разработана для одного конкретного ученика находящегося на индивидуальном (надомном) обучении и обучающегося по индивидуаьному образовательному маршруту с уч...
Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"
Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....
Мультимедийная разработка к уроку Окружающего мира Загадки о природе
Мультимедийная разработка к уроку Окружающего мира Загадки о природе...