Водоемы нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока обобщение по теме "Водоемы нашего края" Закрепление и изучение новых знаний организовано на уроке с применением приемов технологии развития критического мышления ИНСЕПТ, КЛАСТЕР. ФИШБОУН, СИНКВЕЙН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
с применением приёмов технологии
развития критического мышления
Тема «Водоемы нашего края»
4 класс
Гордеева Ольга Васильевна
Тема «Водоемы нашего края».
Тема: Водоёмы нашего края.
Цель: систематизация и проверка знаний о водоёмах Ленинградской области.
Задачи:
Образовательные:
- систематизация и обобщение материала по теме;
- познакомить с географическим положением водоёмов Ленинградской области;
- научить работать с контуром Ленинградской области, с физической картой края;
- помочь учащимся соотнести знакомые им водоёмы по месту отдыха с географическим положением на карте области;
- Узнать какие водоёмы есть на территории Ленинградской области
Развивающие:
- формирование умений работать с различными источниками информации;
- формирование самостоятельности и ответственности в работе, умения ставить перед собой цели и добиваться их, навыки самоанализа;
- формирование умения публичного выступления.
Воспитательные:
- формирование у учащихся научного мировоззрения;
- показать роль водоёмов в жизни людей города, учить бережному отношению к ним.
Методы: устный и письменный контроль, объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок-обобщение.
Технологии: приемы развития критического мышления, ИКТ, групповые технологии:
Методы обучения устный и письменный контроль, объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
- Плешаков А.А. «Окружающий мир». 4 класс. Учебник в 2х частях.
- Источники Интернета
- Презентация к уроку
- Музыкальное сопровождение
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель. Продолжаем путешествие по родному краю. Отправляемся в путь! Сегодня мы познакомимся с водоёмами нашего города и области.
- Что такое водоём?
- Какие водоёмы вы знаете?
- На каких водоёмах Ленинградской области бывали?
- Где купались или плавали, ловили рыбу?
Тест «Какие бывают водоемы» (Приложение1)
- А теперь поиграем. Игра «Верю – не верю»
Стадия «Вызов»
Прием «Верные и неверные утверждения»
Игра «Верю – не верю».
1.Верите ли Вы, что водоемы нашего края разнообразны?
2. Верите ли Вы, что большую часть рельефа нашего края занимают водоемы?
3. Верите ли Вы, что все реки и озера впадают в Финский залив?
4. Верите ли Вы, что Ладожское озеро самое крупное пресноводное озеро в Европе?
5. Верите ли Вы, Финский залив неглубокий?
6. Верите ли Вы, масса воды нашего края попадает в Финский залив?
Учитель:
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
Тема: «Водоемы нашего края»
Каковы цели нашего урока?
Стадия «Осмысление»
Учитель:
- Посмотрите на карту.
- Какие водоемы вы видите на карте Ленинградской области?
- Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие по нашему краю?
- Сегодня я предлагаю вам стать путешественниками – исследователями. Чем отличается исследователь от просто путешественника?
Учитель:
- Во время путешествия вам необходимо провести исследование. Прочитайте название темы урока и самостоятельно определите цель нашего исследования. (Целью исследования будет изучение водоемов нашего края).
Приём «Инсерт»
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы. (Приложение2)
.
Заполняют таблицу:
«V» – уже знал | «+» – новое | «?» – не понял, есть вопросы |
Учитель: - Исследуя водоемы нашего края, нашли ли вы ответы на вопросы, которые мы записали на доске.
Дети озвучивают ответы, которые им удалось найти.
Учитель:
- Что осталось непонятым, какие новые вопросы появились? Давайте вместе попытаемся на них ответить.
Учитель: - На контуре карты Ленинградской области обозначьте водоемы нашего края.(работа с контуром) (Приложение3)
Обобщим наши знания по материалам исследования.
Обобщая знания, пользуемся приёмом «Кластер». (Приложение4)
Все названные объекты показываем на карте.
Учитель: - В начале урока мы играли в игру «Верю - не верю». Давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
Игра «Верю – не верю».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Первый вариант ответа | ||||||
Второй вариант ответа |
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Учитель:
- - Как вы думаете, нужно ли охранять водоемы края? (Ответы детей)
Работа по учебнику с. 148 – 149.
Статья «Значения водоемов в природе и жизни человека»
Я буду заполнять по вашим ответам схему «ФИШБОУН» (Приложение5)
Работа в группах.
Каждая группа заполняет свой «скелет»
Учитель:
Я предлагаю тему: «Как человек использует водоемы?»
Тема понятна? Приступаем к работе.
Голова – «Как человек использует водоемы края?» (Приложение)
Левая часть Правая часть
Учитель:
- Какой вывод можно сделать после выполненной работы?
Хвост – «Часто используют не по-хозяйски».
Учитель: Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!
К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах.
Стадия «Рефлексия» Работа в парах
Учитель:
- Завершая знакомство с водоемами нашего края, предлагаю вам составить синквейн на тему «Значение водных богатств в природе и жизни человека» .
Писать следует самостоятельно, затем обсудите написанное в паре .
Учитель:
- Ребята, прочитайте синквейн классу. (Обсуждаем, критически оцениваем).
- Озеро
- Чистое, прозрачное, полезное
- Охранять, не засорять, отдыхать, купаться,
- Бороться с браконьерами
- Водоем.
- Водоёмы
- чистые, быстрые,
- текут, питают, поливают
- Мы должны вас сохранить!
- Жизнь
Итог урока
Учитель:
- На доске не осталось больше вопросов. Вы нашли ответы на все. Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу. Кому это сделать трудно, используйте следующие предложения:
1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.
2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся.
3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы.
4) На уроке я работал в полную силу.
5) У меня больше нет вопросов.
6) И всё-таки я не понял(а) …
Учитель оценивает учащихся.
Учитель:
- Ребята, когда вы оценивали свою работу, я услышала новые вопросы, касающиеся темы нашего занятия (думаю, что они будут. В классе часто встречаются неугомонные «Почемучки»).
Например: Почему такие названия у равнин и гор? Сколько лет нашим горам? А есть ли в наших горах пещеры?
- Давайте запишем эти вопросы и ответим на них на следующем занятии. (Эти вопросы должны заинтриговать детей).
Учитель: - Спасибо вам за работу.
Приложение1
ВОДОЁМЫ НАШЕГО КРАЯ
1. Хранилища воды называют …
- низменности
- водоёмы
- плато
2. В каком ряду перечислены только естественные водоёмы?
- пруд, озеро, канал
- канал, водохранилище, ручей
- река, море, океан
3. К искусственным водоёмам относятся:
- Онежское озеро
- Волховское водохранилище
- Балтийское море
- Беломорско - Балтийский канал
- река Нева
4. Водоёмы – это:
- хранилища воды, место обитания растений и животных, место отдыха людей, источник питьевой и хозяйственной воды, транспортные магистрали
- место обитания растений и животных
- украшение Земли
5. Какой водоём является искусственным?
- Волго-Донской канал
- Чёрное море
- река Обь
6. С водоёмами связана жизнь следующих животных:
- утки, лебеди, цапли
- трясогузки, совы, кукушки
- орлы, аисты, кедровки
7. Что нельзя делать на берегу водоёма?
- строить замки из песка
- играть в подвижные игры
- оставлять обёртки от продуктов
8. Какое утверждение говорит о значении водоёмов в природе?
- Водоёмы радуют людей своей красотой.
- Водоёмы – источник воды для растений и животных.
- Водоёмы – водные дороги для судов.
- Водоёмы – источник воды для заводов и фабрик.
9. Какие утверждения говорят о значении водоёмов в жизни людей?
- Водоёмы – место для отдыха людей.
- Водоёмы – дом для водных растений и животных.
- Водоёмы – источник воды для хозяйства человека.
10. Какие действия не приводят к загрязнению водоёмов?
- Катание на моторной лодке.
- Купание, игра на пляже.
- Мытьё машины или мотоцикла в водоёме.
- Катание на вёсельной лодке.
- Выбрасывание мусора в водоём.
- Стирка и полоскание белья.
Приложение2 Тексты для работы Балтийское море
Реки и озёра Ленинградской области собирают свои воды с огромной площади, и почти вся эта огромная масса воды стекает к Финскому заливу Балтийского моря. Для предупреждения наводнений построена защитная дамба, которая проходит через Финский залив по линии Ораниенбаум – остров Котлин- станция Горская. Финский залив неглубокий, даже мелководный, поэтому для прохождения судов по дну Невской губы проложен морской канал. Невская губа — часть Финского залива от устья Невы до острова Котлин — получила в народе ироническое название Маркизова лужа. Солёность воды невысокая. В Финском заливе много островов. Самые крупные острова - Котлин (расположен город Кронштадт) и Мощный. Из-за мелководности температура воды на поверхности летом такая же, как и температура воздуха. Финский залив — отличное место для рыбалки. Мели и банки, во множестве имеющиеся у берегов, изобилуют рыбой. Отсюда можно привезти неплохой улов: плотву, подлещиков, окуней, судаков.
Озера Ленинградской областиНа территории области очень много озёр. Самыми крупными являются Ладожское и Онежское. Онежское озеро - второе по величине после Ладожского в Европе. Название переводится с финского языка как звучащее озеро. Оно богато рыбой. В Онежское озеро впадают около 50 рек, а вытекает только одна — Свирь. Ладожское озеро самое большое из пресноводных озёр Европы. В него впадает 35 рек. Наиболее крупные – Волхов, Свирь, Вуокса. Ладожское озеро отличается низкой температурой воды из-за долгой зимы. Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает лишь Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Озеро богато рыбой. Чудское озеро находится на юго-западе области. Название произошло от племени чудь. На Карельском перешейке находится озеро Вуокса.
Нева и ее притоки
Нева – главная река Санкт – Петербурга. А что означает слово «Нева»? Одни учёные полагают, что «не» значит новая, а «ва» – вода. Другие переводят это название по – другому : «текущая среди мхов». Нева берёт своё начало (исток) в Ладожском озере. По пути в неё впадают и другие реки: Ижора, Охта, Тосно, Мга. Эти реки называются притоками. Мга – левый приток Невы. Раньше называлась Мья. Тосно (в старину Тьсна - узкая) - левый, самый крупный приток Невы. Охта – от древнеэстонского «медведь». Правый приток Невы. Это одна из самых крупных рек области. Ижора - в старину называлась Ингра. Левый приток Невы. Раньше по этой реке проходил важный торговый путь. Все реки Ленинградской области покрываются льдом в конце ноября- в декабре. Максимальной толщины лед достигает в марте. Вскрываются реки обычно в апреле, но в отдельные годы в мае.
Водохранилища. Волховское водохранилище - искусственный водоём в Ленинградской области , образованный на реке Волхов в результате строительства Волховской ГЭС. Верхнесвирское водохранилище — искусственный водоём в Ленинградской области России, образованный на река Свирь врезультате строительства Верхнесвирской ГЭС. Нарвское водохранилище — водохранилище озёрного типа на реке Нарве и её притоке Плюссе. Расположено на границе России Ленинградская область и Эстонии. При создании водохранилища было затоплено 4030 га сельхозугодий, перенесено 742 строения.
Приложение3
Приложение4
Кластер
Приложение5
Схема фишбоун «Как человек использует водоемы?»
Resource id #5852
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водоемы нашего края Открытый урок
Анализ вожоемов нашей местности...
Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".
Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....
Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"
Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

презентация "Водоемы нашего края"
Презенация состоит из 12 слайдов, в них отражена информация о водных объектах Ленинградской области....

Презентация "Водоемы нашего края"
Презентация для проведения урока окружающего мира в 4 классе. В ней показаны наиболее крупные реки и озера Пермского края...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Презентация к уроку окружающего мира "Водоемы нашего края"
Наш город раскинулся вдоль берега Волги. О красоте этой реки сложено много стихов, песен. Кроме Волги, в нашем саратовском крае, много других водоемов. О них вы узнаете из презентации....