Электронное приложение к уроку окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная разработка урока соответствует требованиям составления конспекта урока ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kto_takie_ptitsy.docx | 50.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Максименко Елена Вячеславовна, окружающий мир «Кто такие птицы?» (1 класс)
Автор урока Максименко Елена Вячеславовна, учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 3
УМК: «Школа России» ФГОС 2
Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Кто такие птицы?
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи:
Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц.
Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока: 35 мин.
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010. 172, 180,184,186 с.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?»; атласы-определители 4 шт. с цветными закладками (с.172, 180, 184,186); листы самооценки; счётный материал (красные и синие квадраты); парты расставлены для работы в группах (4 группы))
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примечание |
Физминутка | Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. | |||
Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе. Поможет нам упражнение «Локотки». | По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества. | Установление эмоционального контакта. | 1 мин. | |
II. Этап повторения изученного. | Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы». | |||
Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»: На прошлом уроке мы изучали… К ним относятся… Отличительными признаками рыб являются… Молодцы. | … рыб. … акула, окунь, сом... … чешуя, дышат с помощью жабр... | Умение отвечать на поставленные вопросы. | Слайд 2 1 мин. | |
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока. | |||
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. Определите, какое животное «лишнее» и почему. Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные». | Пингвин – птица. Остальные – рыбы. | Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | Слайд 3 Слайд 4 1-2 мин. | |
IV. Этап актуализации знаний. | Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. | |||
Птицы. Что вы о них знаете? (Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках) | Дети называют признаки птиц. | Актуализация знаний. | Слайд 5 1-2 мин. | |
V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся. Физминутка | Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику. | |||
Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц? Откройте учебник на с. 24. Проверим правильность нашего вывода. Молодцы, вы справились с заданием. | Дети взяли пластины 2 цветов. Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, красный – нет. Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев. Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. | Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. Выявление существенных признаков. Сопоставление фактов. | Слайд 6 («домашняя» страница) Слайды 7 – 16 Слайд 6 4-5 мин. | |
Цель – реализация двигательной активности , развитие творческого потенциала, скорочтение, формирование уверенности в себе, знакомство с голосами птиц. | ||||
Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её. (На данном этапе обучения читать желательно хором – ориентир на детей умеющих читать, а плохо читающие дети тянутся за всеми, формируется уверенность в своих силах . В дальнейшем, это задание выполняется с помощью «чтения молча».) | Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её. | Умение передавать свои мысли с помощью движений. Развитие творческого потенциала. | Слайд 17 1-2 мин. | |
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. | Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища. | |||
Ребята, где можно встретить птиц? Сейчас каждая группа получит конверт с заданием (фотографии птиц и цветная закладка). Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета. Задание (все задания вводятся учителем постепенно):
| Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…
Достают из конверта фото птиц, определяют названия.
Хищники, живут у воды, ласточки… Сравнивают предположения с темой статьи в атласе. Сопоставляют фото и картинку в атласе. Проговаривают то, что видят. Просмотровое чтение. Умеющие читать ребята читают текст о птице для своей группы. Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о своих птицах. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Слайд 18 («домашняя» страница) Слайды 19– 22 9-10 мин. | |
VII. Этап контроля и самоконтроля. | Цель – проверить усвоение материала. | |||
Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? | Работают в тестовых тетрадях. (Кто такие птицы?) Взаимопроверка. Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать. | Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. | 2-3 мин. | |
VIII. Этап коррекции | Цель – вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. | |||
Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет? Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? Как вы можете помочь птицам? Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. | Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их. Дети высказывают свои мысли. Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц … | Умение нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | Слайд 23 2-3 мин. | |
IX. Этап подведения итогов занятия. | Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы. | |||
Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? | Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают) | Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Слайд 24 Слайд 25 4-5 мин. | |
Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня? Какая отличительная особенность у этих животных? Зарисуйте перья птиц в рабочей тетради. Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу. К следующему уроку эти слова надо напечатать) Сравните ворону, галку и грача на рисунках в рабочей тетради. Чем они похожи? Чем отличаются? Раскрасьте изображения птиц по образцу. (После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками. | Птицы. Есть перья. Дети рисуют перья птиц в рабочей тетради. Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем. Дети рассматривают иллюстрации в рабочей тетради, сравнивают. Раскрашивают по образцу. | |||
X. Этап сопоставления знаний до и после урока. | Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. | |||
Посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? (Пройти по ссылке «Окончание урока») | Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия. | Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном. | Слайд 5 1-2 мин. | |
XI. Этап рефлексии. | Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. | |||
Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). Попробуйте дома нарисовать птицу в рабочей тетради и раскрасьте ее. | Работа детей со шкалами самооценки. | Осознание качества и уровня усвоения. | Слайды 26-27 1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Как работает презентация «Птицы».
Слайд 1 | Титульный лист |
Слайд 2 | Блиц-опрос «Закончи предложения». По щелчку появляются предложения, которые дети завершают. |
Слайд 3 | «Найди лишнее» . При наведении на квадратик около фото появляется название животного; на данном слайде желательно повторно нажать на квадрат, чтобы скрыть слово. Проверка: при нажатии на рыб, фото исчезнут, а фото птицы останется и появится тема урока. На данном слайде проверку лучше начать с рыб, чтобы они все исчезли с экрана. |
Слайд 4 | Демонстрация таблицы, которую дети заполняли на предыдущих уроках. |
Слайд 5 | Облака. Мигающий карандашик подсказывает, что здесь необходимо писать. В режиме демонстрации презентации нужно сменить стрелку на фломастер и записывать ответы детей. Как это сделать: второе окошечко в левом нижнем углу, нажать на карандашик, выбрать фломастер и писать. Для выхода из этого режима, надо фломастер поменять на стрелку (так же). Если планируете во время показа писать на экране, то надо иметь копию презентации, т. к. в конце показа будет задан вопрос о сохранении рукописных изменений (иногда это необходимо, иногда нет, но, чтобы не ошибиться и иметь оригинал, нужно подстраховать себя). Как выглядит слайд с рукописями показано в презентации «Насекомые» (заключительный слайд). В конце урока на этот слайд надо вернуться (с 25 слайда по стрелке), чтобы сравнить, что дети знали о данных животных и как их знания изменились в конце урока. После обсуждения нажимаем на прямоугольник «окончание урока» и переходим на слайд 26. |
Слайд 6 | «Домашняя» страница. На слайде 10 прямоугольников с надписями. При их нажатии идёт перемещение на 10 разных слайдов (слайды 7-16). Чтобы не перепутать, на какой прямоугольник нажимали, а на какой нет, надписи меняют цвет после использования: красный – этот признак есть и у других животных; синий – этот признак есть только у рыб. После посещения всех слайдов (7-16), дети делают вывод. Перемещение на 17 слайд совершается по стрелке внизу слайда. |
Слайды 7-15 | «Это утверждение верное?» На каждом слайде есть утверждение и фото птицы. При нажатии на фото любого животного, здесь и далее, появляется название. Повторное нажатие прячет название. После выбора ребёнка (синий или красный квадрат) идёт проверка. Надо нажать на само утверждение. После этого справа от утверждения загорается красный квадрат, т. к. этот признак присутствует и у других животных, и появляется представитель другой группы животных, демонстрирующий этот признак. Только на слайде 7 есть 2 звуковых файла (трели соловья и трелевые крики выдры). При нажатии на домик справа внизу, возвращаемся на домашнюю страницу. При этом надпись в прямоугольнике окрасится в красный цвет. |
Слайд 16 | «Это утверждение верное?» На слайде есть утверждение и фото пера. После выбора ребёнка (синий или красный квадрат) идёт проверка. Надо нажать на само утверждение. После этого слева от утверждения загорается синий квадрат, т. к. этот признак не присутствует других животных. Фото пера увеличивается и перемещается в центр При нажатии на домик справа внизу, возвращаемся на домашнюю страницу. При этом надпись в прямоугольнике окрасится в синий цвет. |
Слайд 17 | «Физминутка». По щелчку появляется название птицы и исчезает. Сразу включается звуковой файл с пением этой птицы. По щелчку появляется название следующей птицы и т. д. Чтобы не пропустить название, перед каждым щелчком надо говорить «внимание». |
Слайд 18 | «Домашняя» страница. Групповая работа. На слайде 4 окна с темами . При нажатии на нужное окно происходит перемещение на слайды 19-22. После окончания работы нажать на стрелку. |
Слайды 19-22 | Групповая работа. На слайде тема, фото и подписи (при нажатии на фото). Возврат на «домашнюю» страницу – домик. Слайд 19 предполагает и просмотр фильма о зимородке (если есть Интернет). Надо пройти по ссылке. |
Слайд 23 | Птицы зимой. Демонстрация фото. По щелчку – появляется стихотворение. |
Слайд 24 | Формулируем правило. В верхней части слайда правило с пропущенными словами. Внизу 4 слова. Дети читают (или учитель) правило и выбирают из нижних слов, подходящее по смыслу. При нажатии на любое нижнее слово, оно исчезнет. Если слово было выбрано правильно, то оно откроется в правиле. |
Слайд 25 | Заполнение таблицы. По щелчку появляется название группы животных и прямоугольник для записи. Мигающий карандашик подсказывает, что здесь необходимо писать. Меняем стрелку на фломастер. Записываем ответы детей (затем их надо будет заменить печатными буквами). После этого меняем фломастер на стрелку. По щелчку в правом нижнем углу появляется стрелка. Она перенесёт нас на слайд 5 |
Слайд 26 | После возвращения со слайда с облаками. «Шкалы самооценки». Дети ставят крестик на каждой шкале - оценивают свою работу на уроке (Р), работу группы (Г) и отмечают, понравился ли им урок (П): чем выше крестик на шкале, тем выше их оценка. |
Слайд 27 | Благодарность за работу на уроке. |
Слайд 28 | Ссылки на материалы, использованные в презентации. |
Resource id #1898
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
электронное приложение к уроку математики для 1 класса "Точки и линии!"
Данная презентация содержит электронное приложение к уроку математики для 1 класса "Точки и линии"...
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
Электронная презентация к уроку окружающего мира на тему: "Наше питание". з класс.
Электронная презентация к уроку окружающего мира на тему: "Наше питание". з класс....
Приложение к уроку окружающего мира
Приложение к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Птицы Югры"...
Методические рекомендации "Использование электронных пособий на уроках окружающего мира"
Представлены электронные пособия, изготовленные мною для работы на уроках окружающего мира при изучении исторического раздела....