Конспект урока по предметной области"Окружающий мир" "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Обласова Людмила Юрьевна

В конспекте урока четко выделены все этапы технологии - педагогические мастерские. Будет полезно для молодых учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_slavyane.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе «Жизнь древних славян»                                                                                                             учителя начальных классов ГБОУ СОШ№76 Выборгского района Санкт-Петербурга                                  Обласовой Л.Ю.

Урок по предмету «Окружающий мир»

Тема: «Жизнь древних славян»

Цели:

Образовательная: дать общее представление о жизни древних славян.

Воспитательная: формировать эмоционально-нравственное отношение  к национальным ценностям наших общих предков.

Развивающие:

 развивать интерес к отечественной истории;

 развивать чуткое отношение к русскому языку,

 пытливое отношение к значению слов и устойчивых выражений.

4. Учить работать в малых группах.

Дидактический материал: карта Ленинградской области в древности, иллюстрация с изображением орудий труда и одежды древних славян, крепости, костюма ижорянки.

Форма урока: педагогическая мастерская.

Возраст: 4 класс.

План урока

  1.  Индукция.
  2. Самоконструкция.
  3. Афиширование.
  4. Социализация с элементами рефлексии.
  5. Социоконструкция.
  6. Афиширование.
  7. Социализация с элементами рефлексии.
  8. Социоконструкция. Работа в малых группах.
  9. Афиширование с социализацией.
  10. Социоконструкция.
  11. Афиширование с рефлексией.
  12. Социоконструкция.
  13.  Социализация с рефлексией. Разрыв.
  14.  Рефлексия.

Ход урока

  1. Индукция.

Записываю на доске тему урока.

-Как написать: «славян» или «словян»?

Слово надо писать через а.

В слове славяне спрятано короткое слово. Какое?   (слава/  слово)   

   Слава – это не только почётная известность, но и мнение, слухи, молва. («Слава – 1.Почётная известность,  как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, всеобщего уважения. 2.Слухи,  молва (разг.). 3.Общепринятое мнение,  репутация».

С.И.Ожегов Словарь Русского языка. – М.: Русс. яз.,1985.)

2.Самоконструкция.

-Напишите 3-4 слова, существительные или прилагательные, которые ассоциируются у вас со словом славяне.

3. Афиширование.

Дети называют слова.  Учитель записывает их на доске.

-Древние,  известность, способности, язык, монеты, доблесть, быт, орудия труда, оружие, восточные, охота, сила, работа, рыбная ловля, скотоводство, строительство деревень, древняя одежда, хозяйство, звери, вера, Перун, надёжные, водяной, русалка, леший, сказки, домовой, друг, вода, учение.

4. Социализация с элементами рефлексии.

Какую картину мы увидели?

- Древние славяне – люди с большими способностями, были известны своей силой, доблестью и трудолюбием. Селились у водоёмов. Имели общий язык.  Монетами не пользовались. Обменивались товаром. У них был налаженный быт, они сами изготавливали орудия труда, одежду и оружие, строили деревни, занимались охотой, рыболовством, скотоводством и земледелием (нет в ассоциациях).  Учили подрастающее поколение всему, что знали и умели сами. Славяне обожествляли природу, у них  было много богов, одним из главных был – Перун, населяли свой мир добрыми и злыми существами: русалками, лешими, домовыми, водяными.

Вам известны восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

На карте из учебника видно, что восточные славяне населяли очень большую территорию вдоль рек (Волга, Зап.Двина, Днепр, Ока, даже Нева), на побережьях Балтийского и Чёрного морей. Жили славяне племенами. (Плешаков  А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч  2/ А.А.Плешаков,  Е.А. Крючкова – 2-изд. – М.:  Просвещение, 2004)

     5. Социоконструкция.

     -Я  прошу объединиться в группы по 4 - 5 человек.

 Вы представители разных племён. Выберите название любого существовавшего племени. Каждому члену группы  придумайте род занятий. Назовите также, чем ваше племя занимается сообща, все вместе.

6. Афиширование.

Поляне                                                Древляне

Серёжа – охотник                                Наташа - скотовод

Оля – занимается земледелием                Дима -  строитель

Маша – рукоделием                                Никита -   земледелец

Демид – строитель                                Алёна – делает лекарства

Серёжа – изготавливает оружие        Света – учит детей

Все разводят скот.                                Все охотятся.

И т.д.

7. Социализация с элементами рефлексии.

Для совместной работы племена выбрали следующие занятия: охоту, собирательство, строительство, скотоводство и обучение молодёжи.

Разрыв.

 Вы выбрали для членов вашего племени самые важные для выживания занятия.

А если бы ваши племена объединить в одно большое племя, то окажется,  что  сообща члены вашего племени будут заниматься земледелием, т.к. им занимаются Оля и Никита.  Кроме того,  в объединённом племени совместно занимаются  изготовлением одежды  и рыболовством.

Так мы узнали, что занятия славян требовали сплочённости, совместных усилий.

Почему?

  - Тяжёлый физический труд требовал участия всех, взаимопомощи.

8. Социоконструкция.

Работа в малых группах.

Какая русская пословица соответствует полученному выводу?

9. Афиширование с социализацией.

Один за всех – все за одного.

 Осознание своей общности определило успехи славян,  сплочённость способствовала, в том числе, расселению на большой территории.  

Дружба и труд всё перетрут.

 Трудолюбие славян помогало преодолеть все трудности в покорении природы.

Сделай дело, гуляй смело.

  Деловитость славян. Праздность не уважали.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 В группе мнения расходились, и не удавалось выполнить задание.

 Один в поле не воин.

 Ценность группового, коллективного труда. Противопоставление возможностей коллектива и одиночки.

10.Социоконструкция.

Славяне - братья по крови.

В этой пословице отражено понимание единства, общности, целостности народа.

-Найдите ассоциации к словосочетанию братья по крови

11.Афиширование с рефлексией.

Все равны, дружны, сходные обычаи, языки.

-Кровь – показатель родства, похожести, равенства.

 Но можно говорить о крови, пролитой за свою землю. Кровь,  как жертва.

В 20 веке  в годы Великой Отечественной войны во время атаки наши солдаты призывали товарищей проявить храбрость словами: «Вперёд, славяне!»

12.Социоконструкция.

Вы помните, что древние славяне селились и на территории нашего края.

-Найдите на карте Ленинградской области в древности названия племён и выпишите их.

Вспомните названия племён восточных славян и соотнесите с выписанными названиями.  

13.Социализация с рефлексией.

-Есть ли на карте названия славянских племён? Почему?

Действительно, корелы, вепсы, ижоряне, водь  это неславянские племена.

Они являются предками современных народов Финляндии.

Разрыв.

Кто из вас говорит по-фински?  Почему?

Верно, в основном вы  потомки славян.  Среди вас дети  с русской, украинской, белорусской, польской кровью.  А о том, что некоторые из вас являются еще и потомками   финских народов, многие даже не догадываются.

Расселение славян происходило мирно. Занятые территории надо было защищать от других претендентов. Славяне возводили крепости, воевали, но в мирное время прекрасно уживались с другими  племенами, которые  отличались добродушием и гостеприимством.  Исторический процесс привел к тому, что эта земля стала территорией могучего русского государства.  Сначала новгородского княжества, а затем, в результате Северной войны, территорией, где Пётр Великий выбрал место для строительства новой столицы.

14. Рефлексия.

Напишите на своих листочках ответы на вопросы.

-Что нового я узнал на уроке?

-Что чувствовал?

-Какой сделал вывод для себя?

Кто хотел бы поделиться тем, что написал?

«Я сделал вывод, что жить надо дружно, не ругаться».

«…всё делать сообща».

«нужны друзья, которые помогут».

«нужно помогать в ведении хозяйства».

«не оставлять людей в беде».

«Никогда не оставляй друга в одиночестве».

«надо учиться»

«Я испытала чувство гордости за свою родину».

«Узнал, что кровь – родство и жертва».

«Почувствовал доброту наших предков».

«Чувство дружбы».

« Миролюбие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних Славян"

Конспект урока ОКМ 4 класс Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН" 4 КЛАСС

4 класс   "Школа России"Тема урока: Жизнь древних славян.Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; ...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...