Конспект урока по предметной области"Окружающий мир" "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
В конспекте урока четко выделены все этапы технологии - педагогические мастерские. Будет полезно для молодых учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_slavyane.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе «Жизнь древних славян» учителя начальных классов ГБОУ СОШ№76 Выборгского района Санкт-Петербурга Обласовой Л.Ю.
Урок по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Жизнь древних славян»
Цели:
Образовательная: дать общее представление о жизни древних славян.
Воспитательная: формировать эмоционально-нравственное отношение к национальным ценностям наших общих предков.
Развивающие:
развивать интерес к отечественной истории;
развивать чуткое отношение к русскому языку,
пытливое отношение к значению слов и устойчивых выражений.
4. Учить работать в малых группах.
Дидактический материал: карта Ленинградской области в древности, иллюстрация с изображением орудий труда и одежды древних славян, крепости, костюма ижорянки.
Форма урока: педагогическая мастерская.
Возраст: 4 класс.
План урока
- Индукция.
- Самоконструкция.
- Афиширование.
- Социализация с элементами рефлексии.
- Социоконструкция.
- Афиширование.
- Социализация с элементами рефлексии.
- Социоконструкция. Работа в малых группах.
- Афиширование с социализацией.
- Социоконструкция.
- Афиширование с рефлексией.
- Социоконструкция.
- Социализация с рефлексией. Разрыв.
- Рефлексия.
Ход урока
- Индукция.
Записываю на доске тему урока.
-Как написать: «славян» или «словян»?
Слово надо писать через а.
В слове славяне спрятано короткое слово. Какое? (слава/ слово)
Слава – это не только почётная известность, но и мнение, слухи, молва. («Слава – 1.Почётная известность, как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, всеобщего уважения. 2.Слухи, молва (разг.). 3.Общепринятое мнение, репутация».
С.И.Ожегов Словарь Русского языка. – М.: Русс. яз.,1985.)
2.Самоконструкция.
-Напишите 3-4 слова, существительные или прилагательные, которые ассоциируются у вас со словом славяне.
3. Афиширование.
Дети называют слова. Учитель записывает их на доске.
-Древние, известность, способности, язык, монеты, доблесть, быт, орудия труда, оружие, восточные, охота, сила, работа, рыбная ловля, скотоводство, строительство деревень, древняя одежда, хозяйство, звери, вера, Перун, надёжные, водяной, русалка, леший, сказки, домовой, друг, вода, учение.
4. Социализация с элементами рефлексии.
Какую картину мы увидели?
- Древние славяне – люди с большими способностями, были известны своей силой, доблестью и трудолюбием. Селились у водоёмов. Имели общий язык. Монетами не пользовались. Обменивались товаром. У них был налаженный быт, они сами изготавливали орудия труда, одежду и оружие, строили деревни, занимались охотой, рыболовством, скотоводством и земледелием (нет в ассоциациях). Учили подрастающее поколение всему, что знали и умели сами. Славяне обожествляли природу, у них было много богов, одним из главных был – Перун, населяли свой мир добрыми и злыми существами: русалками, лешими, домовыми, водяными.
Вам известны восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
На карте из учебника видно, что восточные славяне населяли очень большую территорию вдоль рек (Волга, Зап.Двина, Днепр, Ока, даже Нева), на побережьях Балтийского и Чёрного морей. Жили славяне племенами. (Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова – 2-изд. – М.: Просвещение, 2004)
5. Социоконструкция.
-Я прошу объединиться в группы по 4 - 5 человек.
Вы представители разных племён. Выберите название любого существовавшего племени. Каждому члену группы придумайте род занятий. Назовите также, чем ваше племя занимается сообща, все вместе.
6. Афиширование.
Поляне Древляне
Серёжа – охотник Наташа - скотовод
Оля – занимается земледелием Дима - строитель
Маша – рукоделием Никита - земледелец
Демид – строитель Алёна – делает лекарства
Серёжа – изготавливает оружие Света – учит детей
Все разводят скот. Все охотятся.
И т.д.
7. Социализация с элементами рефлексии.
Для совместной работы племена выбрали следующие занятия: охоту, собирательство, строительство, скотоводство и обучение молодёжи.
Разрыв.
Вы выбрали для членов вашего племени самые важные для выживания занятия.
А если бы ваши племена объединить в одно большое племя, то окажется, что сообща члены вашего племени будут заниматься земледелием, т.к. им занимаются Оля и Никита. Кроме того, в объединённом племени совместно занимаются изготовлением одежды и рыболовством.
Так мы узнали, что занятия славян требовали сплочённости, совместных усилий.
Почему?
- Тяжёлый физический труд требовал участия всех, взаимопомощи.
8. Социоконструкция.
Работа в малых группах.
Какая русская пословица соответствует полученному выводу?
9. Афиширование с социализацией.
Один за всех – все за одного.
Осознание своей общности определило успехи славян, сплочённость способствовала, в том числе, расселению на большой территории.
Дружба и труд всё перетрут.
Трудолюбие славян помогало преодолеть все трудности в покорении природы.
Сделай дело, гуляй смело.
Деловитость славян. Праздность не уважали.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В группе мнения расходились, и не удавалось выполнить задание.
Один в поле не воин.
Ценность группового, коллективного труда. Противопоставление возможностей коллектива и одиночки.
10.Социоконструкция.
Славяне - братья по крови.
В этой пословице отражено понимание единства, общности, целостности народа.
-Найдите ассоциации к словосочетанию братья по крови
11.Афиширование с рефлексией.
Все равны, дружны, сходные обычаи, языки.
-Кровь – показатель родства, похожести, равенства.
Но можно говорить о крови, пролитой за свою землю. Кровь, как жертва.
В 20 веке в годы Великой Отечественной войны во время атаки наши солдаты призывали товарищей проявить храбрость словами: «Вперёд, славяне!»
12.Социоконструкция.
Вы помните, что древние славяне селились и на территории нашего края.
-Найдите на карте Ленинградской области в древности названия племён и выпишите их.
Вспомните названия племён восточных славян и соотнесите с выписанными названиями.
13.Социализация с рефлексией.
-Есть ли на карте названия славянских племён? Почему?
Действительно, корелы, вепсы, ижоряне, водь это неславянские племена.
Они являются предками современных народов Финляндии.
Разрыв.
Кто из вас говорит по-фински? Почему?
Верно, в основном вы потомки славян. Среди вас дети с русской, украинской, белорусской, польской кровью. А о том, что некоторые из вас являются еще и потомками финских народов, многие даже не догадываются.
Расселение славян происходило мирно. Занятые территории надо было защищать от других претендентов. Славяне возводили крепости, воевали, но в мирное время прекрасно уживались с другими племенами, которые отличались добродушием и гостеприимством. Исторический процесс привел к тому, что эта земля стала территорией могучего русского государства. Сначала новгородского княжества, а затем, в результате Северной войны, территорией, где Пётр Великий выбрал место для строительства новой столицы.
14. Рефлексия.
Напишите на своих листочках ответы на вопросы.
-Что нового я узнал на уроке?
-Что чувствовал?
-Какой сделал вывод для себя?
Кто хотел бы поделиться тем, что написал?
«Я сделал вывод, что жить надо дружно, не ругаться».
«…всё делать сообща».
«нужны друзья, которые помогут».
«нужно помогать в ведении хозяйства».
«не оставлять людей в беде».
«Никогда не оставляй друга в одиночестве».
«надо учиться»
«Я испытала чувство гордости за свою родину».
«Узнал, что кровь – родство и жертва».
«Почувствовал доброту наших предков».
«Чувство дружбы».
« Миролюбие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних Славян"
Конспект урока ОКМ 4 класс Плешаков....
Конспект урока окружающего мира "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН" 4 КЛАСС
4 класс "Школа России"Тема урока: Жизнь древних славян.Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; ...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...