В мире природы (беседа-викторина)
материал по окружающему миру по теме
Цели: Формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление, прививать любовь к природе, бережное отношение .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v-mire-prirody.rar | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
В мире природы
(беседа-викторина)
Цели: Формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление, прививать любовь к природе, бережное отношение .
Ход занятия:
Введение в тему.
- Сообщение темы и задач занятия.
- Вступительная беседа.
- Посмотрите в окно. Что вы там видите? Какая сегодня погода? А какое время года? Сколько времен года? Чем отличаются?
(Дети отвечают.) Молодцы! Сегодня мы проведем с вами беседу - викторину о природе, поговорим с вами об окружающем нас мире.
Загадки:
- Что видно только ночью? (Звезды, луна)
- Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
- Без рук, без ног, а бежит. (Вода)
- Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
- В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб)
- Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)
- На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец)
- Ползун ползет, иглы везет. (Ёж)
- Как все это назвать одним словом? (Окружающая природа)
- Основная часть
- Явления природы
- Что такое погода?
(Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.)
- А как же узнать, какая погода нас ждет сегодня? Завтра? Через неделю?(Для этого существует метеослужба и метеорология)
Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютер. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты.
Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевизору, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.
Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. Погодные спутники ведут фотосъемки днем и ночью, используя специальные камеры.
А теперь загадки о явлениях природы:
- На небе стукнет, на земле слышно. (Гром)
- Ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю. (Молния)
- Не огонь, а жжется. (Мороз)
- Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга)
- Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)
- Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)
- Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение)
- По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
- Гуляет в поле, да не конь, летает на воле да не птица. (Ветер)
Ребята, а кто такие звери? А вы знаете что…
Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим.
Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство на долгожитие. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет. А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия: бегемот – 41 год, носорог – 40, медведь – 34, обезьяны – более 20 лет, кошка – около 23 лет, собаки – 22 года.
Отгадайте загадки:
- Не земледелец, не кузнец, не плотник
А первый на селе работник. (Лошадь)
- Летом гуляет, зимой отдыхает.(Медведь)
- Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
- В заплатках шея и бока,
На всех глядит он свысока. (Жираф)
- Не мышь, ни птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
- Не дерево, а суковато. (Олень)
- Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих.(Лев)
- Самый крупный хищник.(Белый медведь)
- Она похожа на тетрадь в линию.(Зебра)
- Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Поговорим о птицах. Что вы о них знаете?
Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать.
Это африканский страус. Он достигает 2,5 метра в высоту и весит более 135 кг.
Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. Взрослые птицы весят около 13 кг.
Скорость полета у разных птиц очень разная. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км., преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 247 и 320 км. в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри – от 80 до 88 км в час.
Теперь отгадайте о птицах загадки:
- Щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь)
- Днем молчит, ночью кричит. (Филин)
- Начальник не велик, а долго спать не велит. (Петух)
- Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока)
- У каких птиц крылья покрыты чешуей? (Пингвины)
- Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
- Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист)
- Самая певучая птица России. (Соловей)
- Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается от паразитов)
- Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)
Насекомые - кто они такие? Каких насекомых вы знаете?
На нашей планете живет 2 млн видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см. длина жука – голиафа более 20 см. наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука – трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!
Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель – 3,5; муха – 2; златоглазка всего лишь 0,5 км. зато слепни летят с быстротой до 40 км в час.
Угадайте о ком речь?
- Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк)
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
- Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.(Муравьи)
- Ниток много – много,
А в клубок не смотает,
Одежду себе не шьет,
А ткань всегда ткет. (Паук и паутина)
- Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться. (Таракан)
- Летающий кровопийца. (Комар)
- Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? (Сверчок)
- Что случится с пчелой после того. Как она ужалит? (Погибнет)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Не солнце, не огонь, а светит. (Cветлячок)
Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные - что вы знаете о них?
Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.
Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды.
Она может пролететь над водой несколько сотен метров. Ещё более необычная рыба – это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 – до 20 см. они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «Разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.
Угадайте теперь о ком я говорю?
- Он в самом омуте живет
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
- Выпучив глаза следит,
По – французски говорит
По – блошьи прыгает,
По человечьи плавает. (Лягушка)
- Кто на себе дом носит? (Улитка)
- Не кузнец, а с клещами. (Рак)
- Кровь пью, а а жизнь даю. (Пиявка)
- Он превращается в лягушку. (Головастик)
- Неядовитая змея. (Уж)
- Кого поймал Емеля? (Щуку)
- Кто ходит в каменной рубахе?(Черепаха)
Мы не можем представить себе природу без зеленого наряда. Что я имела ввиду? А какие виды растений вы знаете? Посмотрите -сколько в нашем классе живых растений, давайте назовем их. А посмотрите какие изображены на доске? Назовите.
Отгадайте теперь загадки:
- Не огонь, а жжется. (Крапива)
- Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (Тополь)
- Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (Гриб)
- Стоит в поле две сестрички –
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
- Дерево из которого делают спички. (Осина)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
- Какая самая большая ягода? (Арбуз)
- На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Я голову свою. (Подсолнечник)
Все большие молодцы! Давайте скажем, что нового мы с вами узнали?
Подведение итогов. Награждение участников викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая беседа - викторина "Как уберечься от гриппа"
Материал беседы - викторины позволяют сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихо...
День космонавтики (беседа- викторина)
Беседа - викторина для начальной школы по закреплению материала о космосе....
Беседа. Викторина «Здоровый образ жизни. Правильное питание»
Знакомит учащихся в игровой форме с понятием здорового образа жизни, роли правильного питания в жизни человека, с полезными и вредными продуктами...
Презентация к занятию "Беседа. Викторина «Здоровый образ жизни. Правильное питание»
Является дополнением к конспекту занятия "Беседа. Викторина"Здоровый образ жизни. Правильное питание"...
Беседа-викторина "В лесу родилась ёлочка"
Новогодний калейдоскоп...
Тематическая беседа-викторина "Как уберечься от гриппа"
Цели: сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихода врача; учить технологии изгот...
Беседа- викторина "Цветы в нашей жизни"
Беседу -викторину ученики 3 класса проводят во 2 классе. К беседе участники мероприятия подбирают материал о цветах, произрастающих в Республике Адыгея. Подбирают материал о растениях, занесенных в Кр...