Во времена Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
классический конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isoriya_-_priroda_urok_konspekt.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Во времена Древней Руси.
Цель: Изучить особенности расселения Древних славян.
Задачи (в когнитивной области):
- Знать географическое положение расселения Древних Славян.
- Понимать причины необходимости введения новой религии в древнее общество.
-Уметь пользоваться различными источниками информации.
(в аффективной области):
- Внимательно слушать учителя и товарищей, вести беседу с педагогом и учащимися.
- Проявлять самостоятельность в учебной работе.
Список использованной литературы:
1)Учебник школьный
2) Интернет
3) Учебник 6 класс
План урока.
Этап урока | Речь и деятельность учителя (ответы учеников) |
2) Д/З 3) Князья. 4)Крещение Руси. 5) Закрепление 1. Работа в тетради. 2. Ответы на вопросы стр. 45. | -На прошлом уроке вы изучали жизнь Древних Славян. -Что значит древних? Как давно это было? (Полторы тысячи лет назад). - Посмотрите на ленту времени. - Почему она окрашена в 2 цвета? (до и после н.э.) - А кто знает что принято за границу до н.э и после н.э.? (Рождение Иисуса). -когда же жили Древние Славяне? А мы сейчас, где находимся? - Посмотрите до 0, да еще после какой интервал. Получается 3 тысячи лет назад на земле жил этот народ. 2) Тетрадь. - Откройте тетради на стр.14. Прочитайте, какие народы произошли от Древних Славян. - Наши предки Древние Славяне. - Где жили Древние Славяне? (в племенах, в поселениях) - Чем занимались люди? - Да! Земледелием! Это был большой прогресс, шаг в перед в развитии. До этого люди занимались собирательством в лесу, что находили то и ели, а здесь человек сам выращивал. Это можно сравнить только с полетом в космос. - Кто читал статью, добавьте занятия Древних Славян. (Мужчины – рыболовством, женщины готовили пищу, шили, занимались врачеванием). 3) Работа с книгой – чтение. - Откройте по закладке учебник на странице 36. - Прочитайте о земледелии. - Расскажите как обрабатывали землю Др. Славяне. - Какие жилища у них были?(37 - иллюстрация). - Чем они отличается от современных домов? - Как вы думаете, комфортно ли было людям в таких домах? Почему? (Сыро – до половины в земле). - Как бы мы сегодня назвали такие дома? (Землянки). - Древние Славяне верили в духов природы. Почему? (Не могли нечего объяснить, жили в окружение природы). - Покланялись они Богам: Род: Бог рот - бог неба и земли Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Перун: Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия (Белобог, Белун) — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Велес: Волос или Велес - бог богатства и скотоводства 4.Бог удачи. Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. Бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду. Они верили в духов: домовых, леших, водяных. - Такую веру называют языческой , а людей язычниками. - Самые главные праздники у них были праздники связанные с земледелием. Как вы думаете почему? (от земледелия она очень зависели, а если быть точнее от урожая – основной источник пропитания). Они отмечали разные праздники: - Какие праздники дошли и до нас? (Ивана Купала). - Масленица - это праздник, который древние славяне посвящали богу плодородия и скотоводства Велесу - А вот что было дальше я вам расскажу одну легенду, а после нее вы ответите на вопросы. Легенда: Близко ли, далеко ли, а было это 3 тысячи лет назад было 2 великих народа: Варяги и Греки. Невероятным величием и богатством славились они. И не было им равных. Военной политики они предпочли мирную торговую. Везли по морям драгоценные камни, богатые шелка, золото, серебро. Но путь их был на прост! Помимо 3х морей: Болтийского, Черного и Каспийского нужно было пройти им и через 2е ворот. Вход и выход в великую реку – Днепр. Река эта половодная. Размеренная и очень спокойная. Древние называли этот путь шелковым. Именно здесь и образовалось великое государство – Древняя Русь! Великие города были основаны на берегах рек Днепра. Такие как: в6еликий Киев, которому было суждено стать столицей древней Руси, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль.(на слайде карта) - Откройте учебники на стр. 40 Прочитайте название. - Как вы думаете, как бы мы сегодня называли Русь? (Россия). - Только что я прочитала вам легенду. Вопросы: - Скажите где расположилось древнее государство Древняя Русь? (между Черным и Балтийским морями). - Какие города находились на берегу Днепра? (Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль). - Какой город являлся столицей? (Киев). А сейчас какой город является столицей нашей страны? (Москва). - Кто запомнил: Как назывался шолковый путь? (Путь из Варяг в Греки). - Представляете этот путь проходил и по нашей реке Неве, правда тогда на ней еще небыло нашего города С-Пб, и реке не была одета в гранит. - Что еще изображено на карте? (всадники – кочевники – лихие люди, промышляющие разбоем; Князь со своей дружиной). - Сколько оттенков зеленого на этой карте? Какой что обозначает? - Да посмотрите как расширилась территория древнего государства за какие-то 150-200 лет. - Откройте стр.15. дома вы будете делать такую же карту. Вы должны будете нанести на нее территорию Др. Руси. Темно – зеленым какой она была в конце 9 века, светлым в середине 9го и солатывым – осваиваемые в 11м. Красным карандашом вы должны будете нанести шелковый путь – из Варяг в Греки. Как вы будете это делать – сначала простым карандашом нанести опорные точки, смотря в учебник, затем простым карандашом по точкам нарисовать этот путь, сверить с книгой, обвести красным карандашом или красной ручкой. - Переверните странице. Читай 1 и 2й абзац. - Итак, ребята, территория огромная, кочевники постоянно совершают набеги. В стране нужен порядок, иначе она развалится. Что делается? (Избирается глава - царь). - Царь – один. Городов много. В каждом городе царь сажает наместника – тот кто правеет на месте, в этом городе. Это может быть его сын, приближенный которому он доверяет. - Но царь – глава, но у него есть помощники, советники – бояре – знатные и богатые люди. - Кстати, первоначально богатый – не тот у кого много денег, давайте выделим корень – бог, значит какой это человек, у которого есть ….(бог), да у которого есть бог в душе – верующий человек. А если он верующий, праведник – он угоден богу, то его любит, посылает всевозможные блага – удачу например. - Так же у царя есть надежная дружина. Маленький отряд который предан своему царь, который защищает и оберегает царя. - Простой люд давал царям прозвища. Прозвище – это не обидное слово, а то которое наиболее точно характеризовало правление данного царя. Допустим: Ярослав - Мудрый; - Откройте стр.43. Прочитайте название. Читаем. - Все самые важные события писались в летописи. Летопись – это книга, которая писалась монахами. Они седели в кельях – специальное полуподземное помещение с маленьким окном. И гусиным пером писали историю. Каждые новый монах начинал с того что переписывал всю книгу с самого начала, поэтому мы не можем говорить с полной уверенностью что все было именно так! Ведь человек мог где-то приукрасить, что-то пропустить, дописать свой взгляд на ситуацию, а следующей маннах будет воспринимать эту ситуацию как факт! Тем немение это единственный источник знаний о древности. - В 988г – произошло массовое крещение Киевлян. - Найдите и прочитайте определение крещения. Откройте тетради на стр.16, выполните задание №2. В летописи было написано, что истинная причина принятия Христианства лежит в политики. - Византийские князья – они были христиане, не могли справиться с одним мятежником, они попросили помощи у Славянского князя Владимира. Тот в ответ сказал, что поможет, если ему отдадут в жены сестру византийских князей. Опят же выдвинулось условие что Владимир должен принять христианство. Владимир помог, но девушку ему не отдали. Тогда он захватил город Херсонес (Севостополь), и пригрозил, что пойдет на Константинополь, ему отдали девушку, после того как он крестился. Далее Владимир приехав домой крестил всех киевлян, в Днепр был скинут языческий идол Перуна, тем самым было продеманстрированно бессилие языческих богов. - Крещение происходило насильно, войска выгоняли людей из домов и сбивали в колонны, вели к реке Почайне, крестили. Не сразу прижилась новая вера. Многие языческие праздники остались. Масленица – один из таких праздников. Крещение по летописи произошло в 988 году. - Новая вера учила думать людей, стали развиваться различные ремесла, т.к. нужно было строить богатые храмы. - Прочитаем последний абзац. - Прочитайте задание№4. - Выполните самостоятельно. Проверим. (слайд) - Как вы думаете, почему во многих странах первыми принимали крещение правители? (за ними тянулись люди, они показывали пример). |
Кроссворд:
- Как назвался обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви. (Крещение)
- Какой город был столицей древней Руси? (Киев)
- Как по-другому называли пусть из Варяг в Греки? (Шелковый путь)
- Как звали бога грома и молнии? (Перун)
- Какой из богов древних Славян самый древний? (Род)
- Какой бог считался скотным богом? (Велес)
- Как звали князя, который крестил Киевлян? (Владимир)
- Кто помогал князьям принимать важные решения для жизни страны? (Бояре)
- Как по другому называли охрану князя? (Дружина)
8 | |||||||||||||
Б | |||||||||||||
7 | 5 | Р | О | Д | |||||||||
3 | Ш | Ё | Л | К | О | В | Ы | Й | Я | ||||
Л | 1 | Р | |||||||||||
А | 2 | К | И | Е | В | ||||||||
Д | Р | ||||||||||||
И | 6 | В | Е | Л | Е | С | |||||||
М | Щ | ||||||||||||
И | Е | ||||||||||||
9 | Д | Р | У | Ж | И | Н | А | ||||||
И | |||||||||||||
4 | П | Е | Р | У | Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Во времена древней Руси
Презентация к уроку....
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Окружающий мир. 4 класс....
"Во времена древней Руси"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...
театрализованное представление "Во времена Древней Руси"
Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....
Времена Древней Руси презентация
Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...
Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"
Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации (с использованием АМО)....
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...