"Что у нас над головой?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Сидорова Татьяна Георгиевна

Урок  по  окружающему  миру  в  1  классе,  новая  тема.

Цели: уточнить знания детей о дневном и ночном небе, дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_sidorova_t.g.zip23.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Что у нас над головой?"

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Сидорова  Татьяна Георгиевна

Место работы

Иркутская область. Жигаловский район. МКОУ Дальнезакорская СОШ

Должность

Учитель

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тема и номер урока

в теме

«Что у нас над головой?"

№6

Базовый учебник

УМК «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир»

  1. Цель  урока:

-  . уточнить знания детей о дневном и ночном небе

  1. Задачи:

 Образовательная:  дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Научить правильно передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.

Развивающая:  развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе.

  1. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
  2.  Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, подключенный к сети  Интернет, мультимедийный проектор; А.А.Плешаков учебник для 1 класс
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

  1. Ориентировочно-мотивационный этап:

.

 

1) Организационный момент.

Настрой учащихся на урок

Слушают. Приветствуют учителя,

1

2) Выравнивание знаний

Фронтальный опрос. Учитель: Чему мы учились на прошлом уроке? 

Какие слова-помощники мы использовали?

Кто помогал нам составлять вопросы?

Отвечают на вопросы.

(познакомились с государственными символами, говорили о малой родине и о народах населяющих нашу страну).

(Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).

4

        3) Изучение нового материала

Беседа с учащимися о Солнце и небе, разгадывание загадок

ЭОР № 1

ЭОР № 2

Вопросы:

С чем сравнивается небо в загадке?

Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол (куб, тарелка, мяч).

С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Мячом).

Отвечают на вопросы,  используя  ЭОР  

(фотографии Солнца, неба)

5

II, Операционно – исполнительский этап:

Моделирование Солнца.

Работа с учебником

 

Сравнение модели с фотографией

 Отвечают на вопрос, работают с учебником ЭОР

5

  • Решение учебной задачи (исследовательская лаборатория)

Наблюдение за облаками

ЭОР № 2

Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).

Помогает в выполнении  задания

Задание: Отметьте облака, которые сегодня видны на небе.

Работают  в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).

6

Загадки о ночном небе и Луне

ЭОР № 2

 

Чтение описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 208, 1абзац).

Загадывает загадки, читает текст

Отгадывают загадки, рассматривают ночное небо, используя ЭОР

6

) Знакомство с созвездием Большой Медведицы

ЭОР № 3

ЭОР № 4

Рассказывает сказку о Большой Медведице

Рассматривание созвездия с использованием ЭОР

Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)

Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.

6

III, Рефлексивно - оценочный

Беседа

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы

2

Приложение к плану-конспекту урока

«Что у нас над головой?»"

 (Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Солнце

иллюстративный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d21a88b0-1102-4671-97d9-c69b41496cd6/8_115.swf

 

2

Небо, облака

Ночное небо

иллюстративный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7cd444c-7656-4e58-a1b0-48da8351bcb6/OstroumovaLebedeva.Venecia.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644015e7-e336-6e45-71d9-37116175f2a4/0001368G.htm?redirected=true

3

Созвездие Большая Медведица

иллюстративный

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EB%E5%E3%E5%ED%E4%E0+%EE+%F1%EE%E7%E2%E5%E7%E4%E8%E8+%E1%EE%EB%FC%F8%E0%FF+%EC%E5%E4%E2%E5%E4%E8%F6%E0&tg=&interface=pupil 

4

Созвездие Большая Медведица

иллюстративный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7524a5a-5889-60c1-8e7a-b9009afb9d37/00120822832392625.htm

Конспект урока

"Что у нас над головой?"

Цели: уточнить знания детей о дневном и ночном небе

Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Научить правильно, передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.

Развивающая:  развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Место в учебном плане: шестой урок по теме “Что и кто?”.

Оборудование: 

  1. Куб, тарелка, мяч (у учителя). 
  2. Картинки с изображением Мудрой Черепахи, Муравьишка.
  3. Компьютер.
  4. Проектор.
  5. Экран.
  6. Конверт с загадками (у учителя). 
  7. Учебник “ Окружающий мир” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика). 
  8. Атлас-определитель “От земли до неба”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие.

Есть волшебные слова:
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Учитель: Чему мы учились на прошлом уроке? (познакомились с государственными символами, говорили о малой родине и о народах населяющих нашу страну).

Какие слова-помощники мы использовали?

Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).

III. Изучение нового материала.

1) Беседа.

Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.

На доске картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки.

Учитель прикрепляет с помощью булавок бумажный колпак на голову Муравьшке.

Ребята, что вы заметили? (Муравьишка надел колпак).

Кто носит такой колпак? (Звездочет).

Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают совершить путешествие на ракете.

Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Соединить контакты!
Дети: Есть соединить контакты! (хлопок в ладоши).
Учитель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Учитель: К старту готовы?
Дети: Готовы!

Учитель: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.

Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.

Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.

2) Разгадывание загадок.

Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.

(Небо, солнце).

Учитель: С чем сравнивается небо в загадке? (С голубым платком).

А Солнце? (с колобком).

Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока).

Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол (куб, тарелка, мяч).

С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Мячом).

Правильно, мы видим в небе Солнце похожее на тарелку, на круг, но на самом деле Солнце имеет форму шара, оно похоже на мяч или колобок.

Послушайте еще загадку:

Был у нашей мамы
Золотой клубочек,
Мать его бросала.
Целый день катился
Он над облаками,
Целый день катился
Он по небосводу.
А под вечер падал
Посредине моря-
Голубое море
Золотом сверкало.
Что это, кто догадался?

(Солнце).

Конечно же, это солнце! На что оно похоже? (Клубочек).

А какого цвета солнце? (желтого, оранжевого).

Правильно, а при закате солнце алого цвета, то есть красного.

Физминутка.

На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде “два”.

Солнце-огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца?

Солнце находится далеко. До него долететь невозможно. Оно очень горячее.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d21a88b0-1102-4671-97d9-c69b41496cd6/8_115.swf

3) Работа с учебником (стр. 18).

Моделирование Солнца из пластилина.

Чем ваша модель похожа на Солнце, а чем отличается от него.

Учитель: Что же мы можем наблюдать еще на небе во время нашего путешествия? (Облака).
Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.

Наблюдение за облаками.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7cd444c-7656-4e58-a1b0-48da8351bcb6/OstroumovaLebedeva.Venecia.jpg

4) Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).

Учитель: Отметьте облака, которые сегодня видны на небе.

Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

5) Разгадывание загадок.

Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.

Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.

(Звезды).

В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.

(Луна).

Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644015e7-e336-6e45-71d9-37116175f2a4/0001368G.htm?redirected=true

6) Чтение учителем описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 208, 1абзац).

Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).

7) Знакомство с созвездием Большой Медведицы.

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?

Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.

Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).

Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?

Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос. (Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).

У этой медведицы длинный хвост, потому что её тянули за хвост на небо. Это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EB%E5%E3%E5%ED%E4%E0+%EE+%F1%EE%E7%E2%E5%E7%E4%E8%E8+%E1%EE%EB%FC%F8%E0%FF+%EC%E5%E4%E2%E5%E4%E8%F6%E0&tg=&interface=pupil

Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).

Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).

8) Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)

Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7524a5a-5889-60c1-8e7a-b9009afb9d37/00120822832392625.htm

Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.

IV. Итог урока.

Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!

Учитель: К приземлению приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Приглушить моторы!
Дети: Есть приглушить моторы!
Учитель: Разъединить контакты!
Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши).
Учитель: Отстегнуть ремни!
Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение).
Учитель и Дети: 5, 4, 3, 2, 1. (Хлопают в ладоши).
Учитель: Полёт окончен!

Во время путешествия вы узнали о том, что у нас над головой. Что же? (Ответы детей).

О каком созвездии вы узнали?

Литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь. -  М.: Просвещение, 2012
  3. Мир вокруг нас. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова/ авт.-сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2008
  4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач.кл. – М.: Просвещение, 2000