"Что у нас над головой?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок по окружающему миру в 1 классе, новая тема.
Цели: уточнить знания детей о дневном и ночном небе, дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sidorova_t.g.zip | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Что у нас над головой?"
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Сидорова Татьяна Георгиевна | |
Место работы | Иркутская область. Жигаловский район. МКОУ Дальнезакорская СОШ | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Окружающий мир | |
Класс | 1 | |
Тема и номер урока в теме | «Что у нас над головой?" №6 | |
Базовый учебник | УМК «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир» |
- Цель урока:
- . уточнить знания детей о дневном и ночном небе
- Задачи:
Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.
Научить правильно передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.
Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
- Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор; А.А.Плешаков учебник для 1 класс
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 |
| . |
| ||
1) Организационный момент. | Настрой учащихся на урок | Слушают. Приветствуют учителя, | 1 | ||
2) Выравнивание знаний | Фронтальный опрос. Учитель: Чему мы учились на прошлом уроке? Какие слова-помощники мы использовали? Кто помогал нам составлять вопросы? | Отвечают на вопросы. (познакомились с государственными символами, говорили о малой родине и о народах населяющих нашу страну). (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха). | 4 | ||
3) Изучение нового материала | Беседа с учащимися о Солнце и небе, разгадывание загадок ЭОР № 1 ЭОР № 2 | Вопросы: С чем сравнивается небо в загадке? Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол (куб, тарелка, мяч). С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Мячом). | Отвечают на вопросы, используя ЭОР (фотографии Солнца, неба) | 5 | |
II, Операционно – исполнительский этап: | Моделирование Солнца. Работа с учебником |
Сравнение модели с фотографией | Отвечают на вопрос, работают с учебником ЭОР | 5 | |
| Наблюдение за облаками ЭОР № 2 Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”). | Помогает в выполнении задания Задание: Отметьте облака, которые сегодня видны на небе. | Работают в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”). | 6 | |
Загадки о ночном небе и Луне ЭОР № 2
Чтение описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 208, 1абзац). | Загадывает загадки, читает текст | Отгадывают загадки, рассматривают ночное небо, используя ЭОР | 6 | ||
) Знакомство с созвездием Большой Медведицы ЭОР № 3 ЭОР № 4 | Рассказывает сказку о Большой Медведице | Рассматривание созвездия с использованием ЭОР Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова) Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику. | 6 | ||
III, Рефлексивно - оценочный | Беседа | Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Что у нас над головой?»"
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Солнце | иллюстративный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d21a88b0-1102-4671-97d9-c69b41496cd6/8_115.swf
|
2 | Небо, облака Ночное небо | иллюстративный | иллюстрация | |
3 | Созвездие Большая Медведица | иллюстративный | Иллюстрация | |
4 | Созвездие Большая Медведица | иллюстративный | Иллюстрация |
Конспект урока
"Что у нас над головой?"
Цели: уточнить знания детей о дневном и ночном небе
Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.
Научить правильно, передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.
Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Место в учебном плане: шестой урок по теме “Что и кто?”.
Оборудование:
- Куб, тарелка, мяч (у учителя).
- Картинки с изображением Мудрой Черепахи, Муравьишка.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Конверт с загадками (у учителя).
- Учебник “ Окружающий мир” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика).
- Атлас-определитель “От земли до неба”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
Есть волшебные слова:
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Учитель: Чему мы учились на прошлом уроке? (познакомились с государственными символами, говорили о малой родине и о народах населяющих нашу страну).
Какие слова-помощники мы использовали?
Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).
III. Изучение нового материала.
1) Беседа.
Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.
На доске картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки.
Учитель прикрепляет с помощью булавок бумажный колпак на голову Муравьшке.
Ребята, что вы заметили? (Муравьишка надел колпак).
Кто носит такой колпак? (Звездочет).
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают совершить путешествие на ракете.
Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Соединить контакты!
Дети: Есть соединить контакты! (хлопок в ладоши).
Учитель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Учитель: К старту готовы?
Дети: Готовы!
Учитель: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.
Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.
Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.
2) Разгадывание загадок.
Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается.
(Небо, солнце).
Учитель: С чем сравнивается небо в загадке? (С голубым платком).
А Солнце? (с колобком).
Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока).
Посмотрите на предметы, которые я поставила на стол (куб, тарелка, мяч).
С каким из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Мячом).
Правильно, мы видим в небе Солнце похожее на тарелку, на круг, но на самом деле Солнце имеет форму шара, оно похоже на мяч или колобок.
Послушайте еще загадку:
Был у нашей мамы
Золотой клубочек,
Мать его бросала.
Целый день катился
Он над облаками,
Целый день катился
Он по небосводу.
А под вечер падал
Посредине моря-
Голубое море
Золотом сверкало.
Что это, кто догадался?
(Солнце).
Конечно же, это солнце! На что оно похоже? (Клубочек).
А какого цвета солнце? (желтого, оранжевого).
Правильно, а при закате солнце алого цвета, то есть красного.
Физминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде “два”.
Солнце-огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца?
Солнце находится далеко. До него долететь невозможно. Оно очень горячее.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d21a88b0-1102-4671-97d9-c69b41496cd6/8_115.swf
3) Работа с учебником (стр. 18).
Моделирование Солнца из пластилина.
Чем ваша модель похожа на Солнце, а чем отличается от него.
Учитель: Что же мы можем наблюдать еще на небе во время нашего путешествия? (Облака).
Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.
Наблюдение за облаками.
4) Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).
Учитель: Отметьте облака, которые сегодня видны на небе.
Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
5) Разгадывание загадок.
Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.
Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.
(Звезды).
В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.
(Луна).
Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба
6) Чтение учителем описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 208, 1абзац).
Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).
7) Знакомство с созвездием Большой Медведицы.
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.
Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).
Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?
Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос. (Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).
У этой медведицы длинный хвост, потому что её тянули за хвост на небо. Это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).
Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).
8) Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)
Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.
Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.
IV. Итог урока.
Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!
Учитель: К приземлению приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Приглушить моторы!
Дети: Есть приглушить моторы!
Учитель: Разъединить контакты!
Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши).
Учитель: Отстегнуть ремни!
Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение).
Учитель и Дети: 5, 4, 3, 2, 1. (Хлопают в ладоши).
Учитель: Полёт окончен!
Во время путешествия вы узнали о том, что у нас над головой. Что же? (Ответы детей).
О каком созвездии вы узнали?
Литература:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2012
- Мир вокруг нас. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова/ авт.-сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2008
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач.кл. – М.: Просвещение, 2000