Наш общий дом
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Любимова Наталья Николаевна

Урок по предмету "Окружающий мир" образовательной системы "Школа 2100" на котором знакомимся с  устройством Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_obshchiy_dom.doc544 КБ
Microsoft Office document icon karta_uroka.doc788.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наш общий дом.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

«Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

(М. Горький)

-Сильнее станешь в чем? (В знаниях)

-А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно?

-Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте стать сильнее в знаниях!

-У вас на партах лежит карта урока: здесь есть этапы урока, место для оценки своей работы на уроке. Свою работу будем оценивать  после каждого этапа по схеме:

я научился; я могу научить других; я не понял.

  1. Введение в новую тему.

-Сегодняшний урок можно назвать «Наш общий дом». Что же я имела в виду, сделайте предположение.

-В конце урока мы обязательно скажем, что же за наш общий дом я имела в виду.

-Достаньте из конверта пазлы и сложите картину.

-Что у вас получилось? (У нас получилась карта страны)

-Что мы видим на ней? (Нашу страну)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву

Другим – степной простор

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

- О чём будем говорить на уроке? (Россия)

- Скажите, а как называется Россия по-другому? (Российская Федерация. Если дети не сразу отвечают, то попросить их найти на картах РФ, лежащих у детей на партах)

- Что обозначает слово «Федерация»? (Дети объясняют)

- Давайте найдём более точное определение данного слова в словарях. (Дети находят в словарях толкование слова «Федерация»)

Федерация (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

-Как сказать своими словами, более простыми и понятными. (Это союз)

- Вы сидите в группах, покажите мне, как понять слово «союз». Какой союз будет более крепкий?

3. Новая тема.

А) - Мы все граждане одной страны – России, мы все россияне. И у нас всех, живущих в России, есть что-то общее. Что же это давайте сформулируем все вместе.

- Чтобы управлять государством необходимо… (правительство) Кто возглавляет правительство, он же является президентом страны. (В.В.Путин)

- Как мы можем назвать по-другому Конституцию нашего государства. Что такое Конституция? (закон)

- Любая страна без этого окажется незащищённой… (армия)

- Где бы мы не находились, в какой точке нашей страны, но купив в магазине хлеб или молоко, или шоколадку мы что отдаём продавцу?

- Как мы можем назвать одним словом герб, гимн, флаг? (символы)

- За порядком в стране следит… (полиция)

-Итак, правительство, армия, закон, деньги, символы, полиция – всё это общее, или федеральное для всех частей Федерации.

Б) - Как вы думаете, с чем связано то, что наше государство федеративное, т.е. содержит в себе множество различных частей? (У нашего государства очень большая территория, проживает множество народов и национальностей).

- Что же объединяет наша Федерация, кто входит в Федерацию, т.е. в наш союз? (Дети думают) Трудно сразу ответить на вопрос?

- Давайте отгадаем ребусы, которые у вас лежат на партах. (слова: республика, область, край, округ)

- Что такое республика? – область?  - край? – округ? В ваших картах урока есть текст: Части Федерации. Прочитайте текст и дайте определение, что такое Область, Край, Республика, Округ.

В) Распределите названия нескольких республик, краёв, областей, округов по группам. Вывешиваются на доску.

Республики: Марий Эл, Чувашия, Татарстан. Области: Ростовская, Кировская, Московская. Края: Красноярский, Краснодарский, Хабаровский. Округа: Ханты – Мансийский, Ямало-Ненецкий, Чукотский.

- Дети находят расшифровку этих понятий из отрывка в тексте.

Отрывок: Земли тех народов, которые стали частью Российской Федерации, называют республиками, ответил папа. – Краями и областями называют те части страны, в которых основным населением являются русские. Так же, как и республики в составе Российской Федерации, края и области имеют свои правительства, свои особые местные законы и все те права, которые полагаются участникам Федерации.

Представители всех республик, краёв, областей и округов образуют особый государственный орган власти – Совет Федерации. В Совете Федерации представители всех территорий, которые образовали единое Российское государство, совместно утверждают общегосударственные законы, решают все спорные вопросы. Ведь страна у нас одна – Россия. И хотя её граждане говорят на разных языках, живут в разных областях, краях и республиках, их общей Родиной является великая страна Россия. И всех нас, её граждан, можно назвать россиянами.

Г) Наш дом остался незаполненным всего одним кирпичиком. Это особый орган государственной власти. В него входят представители всех республик, краёв, областей. Название его тоже есть в тексте. Найдите его, назовите мне. (Совет Федерации)

- Совет Федерации – Палата Регионов, в которой 166 представителей, по два от каждой части Федерации. Представители от нашей республики: Первый заместитель Председателя Совета Федерации: Торшин А.П. Член комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам: Дементьева Н.Л.

Д) Итак, а мы с вами в какой республике живём? (РМЭ)

-Есть ли у нас своё правительство? (Да, есть)

-Кто является главой нашего правительства? (Маркелов Л.И.)

-А как вы думаете, для чего у нас есть своё правительство?

-Назовите столицу нашей республики?

-В ваших картах есть контурная карта, на которой мы видим небольшую часть России. Обведите границу нашей республики. Она показана пунктирной линией. Каким цветом обведём границу республики? (черным)

-Закрасьте территорию нашей Республики коричневым цветом.

  1. Итог урока:

-Что же мы с вами построили? (Дом)

-Чей это дом? (Это наш дом)

-Что же я имела в виду, когда определила тему урока?

-Как же мы назовём себя, живущих в этом доме?

-Почему Россию называют Федерацией?

- Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его будущее, каким будет будущее нашей страны.

5. Рефлексия.

- А теперь мне бы хотелось, чтобы вы показали мне свои листы самооценки. Я вижу здесь много синего и зелёного цвета, мало красного – это радует.

-Мне интересно…….; Над этой темой я хотел бы поработать……;

6. Домашнее задание:

с. 58, №2,3 (тетрадь)

7. Отметки за урок:

Встаньте, те, кто работал хорошо на уроке. А кто может работать лучше?

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Правительство, закон, символы, армия, полиция, деньги.

Совет Федерации

Республика

Край

Область

Округ

Марий Эл

Красноярский

Нижегородская

Ямало-Ненецкий

Татарстан

Краснодарский

Кировская

Ханты - Мансийский

Чувашия

Забайкальский

Московская

Чукотский

Правительство

Закон

Правительство

Закон

Правительство

Закон

Правительство

Закон

С



О+



1 3 4 7



ОБЫ  Ь

 

С



О+



1 3 4 7



ОБЫ  Ь

 

3

2

4

6

5

1

  1. Орган управления государством.
  2. Конституция, по-другому.
  3. Защищает страну.
  4. Билеты банка России.
  5. Герб, гимн, флаг.
  6. Следит за порядком в стране.

3

2

4

6

5

1

  1. Орган управления государством.
  2. Конституция, по-другому.
  3. Защищает страну.
  4. Билеты банка России.
  5. Герб, гимн, флаг.
  6. Следит за порядком в стране.



Предварительный просмотр:

Карта урока:

Фамилия:

Моё настроение

Части Федерации:

Земли тех народов, которые стали частью Российской Федерации, называют республиками, ответил папа. – Краями и областями называют те части страны, в которых основным населением являются русские. Так же, как и республики в составе Российской Федерации, края и области имеют свои правительства, свои особые местные законы и все те права, которые полагаются участникам Федерации.

Представители всех республик, краёв, областей и округов образуют особый государственный орган власти – Совет Федерации. В Совете Федерации представители всех территорий, которые образовали единое Российское государство, совместно утверждают общегосударственные законы, решают все спорные вопросы. Ведь страна у нас одна – Россия. И хотя её граждане говорят на разных языках, живут в разных областях, краях и республиках, их общей Родиной является великая страна Россия. И всех нас, её граждан, можно назвать россиянами.

I

Работа со словарём

II

Кроссворд

III

Ребус

IV

Работа по карте

V

Работа с текстом

Моё настроение


3

2

4

6

5

1

  1. Орган управления государством. (правительство)
  2. Конституция, по-другому. (закон)
  3. Защищает страну. (армия)
  4. Билеты банка России. (деньги)
  5. Герб, гимн, флаг. (символы)
  6. Следит за порядком в стране. (полиция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего обра

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ нача...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...