Открытый урок "Пустыни"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Гребенькова Татьяна Сергеевна

Открытый урок по окружающему миру по системно-деятельностному методу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_pustyni.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

4 класс.

Гребенькова Татьяна Сергеевна. МБОУ гимназия №19.( 1слайд)

Программа -  «Перспектива».

 Учебник окружающего мира А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой.

Тема урока: «Пустыни».

 Цели урока: познакомить с новой природной зоной – пустыни,

с растительностью, животным миром, деятельностью человека;

развивать любознательность, интерес к обучению; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, презентация, карточки для самостоятельной работы.

                                                Ход урока.

I.Мотивация к деятельности. (2слайд)

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

- За что надо любить нашу землю, природу?

II.Актуализация знаний.

- Начнём с повторения.

- Какая самая холодная природная зона?

- Где расположена?

- Какая зона располагается на побережье  Северного  Ледовитого океана?

- А какая самая обширная зона?

- А  что находится  южнее лесной зоны?

- Сейчас вы будете работать на  карточках. Вам нужно будет узнать растения  и животных  и написать к какой природной зоне они относятся.

Работа на карточках.

Зона ледяных пустынь

растения

животные

Тундра

растения

животные

Лесная зона

растения

животные

Степи

растения

животные

( лишайники, водоросли, северный олень, ягель, белый медведь, тюлень, лемминг, брусника, кедровка, бурый медведь, липа, сосна, степной орёл, суслики, дрофа, ковыль, типчак, скарабей, джузгун)

III.Этап. Выявление места и причины затруднения.

Проверка на слайде. ( 3слайд)

- Все слова использовали?

- В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей  и к какой зоне их отнести)

 -  Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей  и к какой зоне их отнести )

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте построим план выхода из затруднения.

 - Отгадайте загадку:

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся несмело на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

В плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

- Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? (4слайд, 2нажатия)

 – Это песчаная пустыня,  а есть ещё глиняные пустыни.

 ( 5слайд)

- А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)

- А люди там живут?

 - О чём ещё нужно узнать?

План.

1.Растительность пустыни.

2. Животный мир.

3.Пустыни и человек.

V. Реализация построенного проекта. Аналитическая работа в группах.

Класс работает в группах.

 Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.

Вторая группа о животных пустыни.

Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».

Им раздаются карточки-помогайки.

 ( На подготовку и сообщение отводится 10 минут

План работы первой группы.

1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальные приспособления к природным условиям (корень, стебель, листья).

3.Значение в природе.

( Особенность растений  пустыни  в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

   Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое  растение  колосняк, у него тоже тонкие листья.)

- Теперь давайте посмотрим на эти растения. ( 6 слайд, 7 слайд)

- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии  друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)

 -А вот как выглядит пустыня весной.( 8слайд)

- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (9слайд)

Физминутка.

- А сейчас послушаем рассказы о животных.

План работы второй группы.

  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям  (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).
  2. Значение в природе.

( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

 В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (10слайд) ящерица – круглоголовка.(11слайд) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка  мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.

Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (12слайд) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (13 слайд) Одни из них роют норы, другие –тушканчики -  быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.

 Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(14слайд) Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (15слайд) жуки – чернотелки, священные скарабеи.(16слайд)

Дополнительный материал о верблюде.

 Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые (17слайд)  и двугорбые.(18слайд) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.

Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

- Теперь послушаем рассказ на тему: «Пустыни и человек».

План работы третьей группы.

1.Экологические проблемы пустыни и их решение.

2. Охрана редких животных.

3. Заповедники.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

 Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике  есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.

VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).

 - Выполним задание №1 в тетради на странице39 на странице 40.

( Дети цепочкой называют растения и животных)

VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

- Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).

- Проверим по эталону. (22слайд).

VIII.Этап включения в систему знаний.

- Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.

IX. Рефлексия.

 - Дома читать на страницах 122-131, отвечать на вопросы.

 -Какую цель ставили в начале урока?

 - Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения – доклад о верблюдах)

 - Пусто ли в пустыне?

 - А меняется ли пустыня весной?

 -  Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.

Окружающий мир.

4 класс.

Гребенькова Татьяна Сергеевна. МБОУ гимназия №19.( 1слайд)

Программа -  «Перспектива».

 Учебник окружающего мира А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой.

Тема урока: «Пустыни».

 Цели урока: познакомить с новой природной зоной – пустыни,

с растительностью, животным миром, деятельностью человека;

развивать любознательность, интерес к обучению; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, презентация, карточки для самостоятельной работы.

Этапы урока

Содержание

УУД

I этап – мотивация к учебной деятельности

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

- За что надо любить нашу землю, природу?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Начнём с повторения.

- Какая самая холодная природная зона?

- Где расположена?

- Какая зона располагается на побережье  Северного  Ледовитого океана?

- А какая самая обширная зона?

- А  что находится  южнее лесной зоны?

- Сейчас вы будете работать на  карточках. Вам нужно будет узнать растения  и животных  и написать к какой природной зоне они относятся.

Работа на карточках.



Зона ледяных пустынь

растения

животные



Тундра

растения

животные



Лесная зона

растения

животные



Степи

растения

животные




( лишайники, водоросли, северный олень, ягель, белый медведь, тюлень, лемминг, брусника, кедровка, бурый медведь, липа, сосна, степной орёл, суслики, дрофа, ковыль, типчак, скарабей, джузгун)

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:        

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

III.Этап. Выявление места и причины затруднения.

Проверка на слайде. ( 3слайд)

- Все слова использовали?

- В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей  и к какой зоне их отнести)

 -  Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей  и к какой зоне их отнести )

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте построим план выхода из затруднения.

 - Отгадайте загадку:


Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся несмело на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом

В плотном, как мёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

- Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? (4слайд, 2нажатия)

 – Это песчаная пустыня,  а есть ещё глиняные пустыни.

 ( 5слайд)

- Какие поставим цели урока?

- А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)

- А люди там живут?

- О чём ещё нужно узнать?


План.


1.Растительность пустыни.

2. Животный мир.

3.Пустыни и человек.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, определение темы урока самостоятельно,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:  моделирование проекта выхода из затруднения;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

V. Реализация построенного проекта.

Аналитическая работа в группах.

Класс работает в группах.

 Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.

Вторая группа о животных пустыни.

Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».

Им раздаются карточки-помогайки.

 ( На подготовку и сообщение отводится 10 минут


План работы первой группы.


1.Общая особенность растений.

2.Индивидуальные приспособления к природным условиям (корень, стебель, листья).

3.Значение в природе.

( Особенность растений  пустыни  в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.

   Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое  растение  колосняк, у него тоже тонкие листья.)

- Теперь давайте посмотрим на эти растения. ( 6 слайд, 7 слайд)

- Вы видите ещё и дерево. Это саксаул. Это низкие, не более 4-5 метров в высоту деревья, растут в большом расстоянии  друг от друга. Как вы думаете, почему? (недостаток влаги)

 -А вот как выглядит пустыня весной.( 8слайд)

- В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (9слайд)

Физминутка.

- А сейчас послушаем рассказы о животных.


План работы второй группы.


  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям  (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).
  2. Значение в природе.

( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

 В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, (10слайд) ящерица – круглоголовка.(11слайд) Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка  мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.

Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (12слайд) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (13 слайд) Одни из них роют норы, другие –тушканчики -  быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.

 Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.(14слайд) Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, (15слайд) жуки – чернотелки, священные скарабеи.(16слайд)

Дополнительный материал о верблюде.

 Верблюда называют кораблём пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. В горбах находится запас жира. Существует два вида верблюдов: одногорбые (17слайд)  и двугорбые.(18слайд) В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.

Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.

- Теперь послушаем рассказ на тему: «Пустыни и человек».


                  План работы третьей группы.


1.Экологические проблемы пустыни и их решение.

2. Охрана редких животных.

3. Заповедники.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

 Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике  есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).

- Выполним задание №1 в тетради на страницах 39 -  40.

( Дети цепочкой называют растения и животных)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

- Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).

- Проверим по эталону. (22слайд).

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII.Этап включения в систему знаний.

- Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.

Регулятивные: прогнозирование.

IX. Рефлексия.

- Дома читать новый материал на страницах 122-131, отвечать на вопросы.

-Какую цель ставили в начале урока?

-Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения – доклад о верблюдах)

- Пусто ли в пустыне?

- А меняется ли пустыня весной?

-  Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.




Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...