М. В. Ломоносов великий сын - великой страны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шабрина Марина Николаевна

 

             Предмет: окружающий мир.

             Тип урока: комбинированный.

             Форма урока: соревнование.

             

              Цель урока:
 Более подробное знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова

 

            Образовательные задачи:

 Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его как ученого,  художника.          

           

            Развивающие задачи:

 Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетический вкус.

         

           Воспитательные задачи:

 Воспитание чувства гордости за Россию, подарившего миру великого ученого М.В. Ломоносова. Вызвать ощущения сопричастности к истории нашей Родины.

             Оборудование:

  Презентация, энциклопедии; цветная бумага.

                                                  

            Подготовительная работа.

  Обучающиеся получили отрывок из произведения Н. Н. Некрасова «Школьник»

                              …Скоро сам узнаешь в школе,

                                  Как архангельский мужик

                                  По своей и Божьей воле

                                   Стал разумен и велик...

      Задание к отрывку,  вспомните из какого произведения строки, о ком шла речь. Подробнее познакомьтесь с биографией этого человека. Изучите статьи в энциклопедиях и на страницах Интернета о нём.

                                                      

                Задания для групп  класса:

      Уточнить и вспомнить, что представляет  вид декоративно-прикладного искусства – мозаика, приемы выполнения мозаичной техники. Для чего и на каких уроках  применяли декоративно-прикладное искусство – мозаику, использовали ли ваши родители декоративно-прикладное искусство – мозаику, в каких целях, можно ли встретить элементы декоративно-прикладного искусства – мозаику на объектах посёлка, для чего использовали.

                Роль учителя:

Руководство познавательно-поисковой работой  групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_300-letniy_yubiley.doc88.5 КБ
Office presentation icon 300-letniy_yubiley_m._v._lomonosova.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

             

             Тема урока: М. В. Ломоносов великий сын - великой страны.

             Предмет: окружающий мир.

             Тип урока: комбинированный.

             Форма урока: соревнование.

             

              Цель урока:
Более подробное знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова

            Образовательные задачи:

 Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его как ученого,  художника.          

           

            Развивающие задачи:

 Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетический вкус.

         

           Воспитательные задачи: 

 Воспитание чувства гордости за Россию, подарившего миру великого ученого М.В. Ломоносова. Вызвать ощущения сопричастности к истории нашей Родины.

             Оборудование:

  Презентация, энциклопедии; цветная бумага.

                                                   

            Подготовительная работа.

  Обучающиеся получили отрывок из произведения Н. Н. Некрасова «Школьник»

                              …Скоро сам узнаешь в школе,

                                  Как архангельский мужик

                                  По своей и Божьей воле

                                   Стал разумен и велик...

      Задание к отрывку,  вспомните из какого произведения строки, о ком шла речь. Подробнее познакомьтесь с биографией этого человека. Изучите статьи в энциклопедиях и на страницах Интернета о нём.

                                                     

                Задания для групп  класса:

      Уточнить и вспомнить, что представляет  вид декоративно-прикладного искусства – мозаика, приемы выполнения мозаичной техники. Для чего и на каких уроках  применяли декоративно-прикладное искусство – мозаику, использовали ли ваши родители декоративно-прикладное искусство – мозаику, в каких целях, можно ли встретить элементы декоративно-прикладного искусства – мозаику на объектах посёлка, для чего использовали.

                Роль учителя:

Руководство познавательно-поисковой работой  групп. 

                                               

                                                                         Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

виды        УУД

I.

Органи-

за-

цион-

ный

момент.

Энциклопедии на столе, Мысли, знания в голове,

Дополняйте, размышляйте

Об учёном сообщайте…

Урок-взаимообучения, через конкурсы, задания - состязание!

- Как вы понимаете  состязание?



- Верно.  Вас ждут конкурсы. Вы будете работать в командах . Можно использовать энциклопедии (или «отсветки» статей).За ответами будет следить жюри, которое после каждого этапа будет подводить итоги.

 Жюри – называю имена отчества преподавателей. Команде победителей будут выставлены пятёрки.

 - Команды представьтесь и объясните, почему выбрали такие названия команд.

Команды занимают свои места

 






-  Состязание-  это соревнование,  нужно правильно  отвечать на вопросы.

- Это такой конкурс, в котором обязательно есть победитель.





Первая команда:

-Мы команда «Энциклопедисты» т. к. к уроку мы посетили библиотеки школы и посёлка, изучили нужный материал в Интернете и считаем, что знаний у нас по теме достаточно для победы. 

Вторая команда:

- «Эрудиты» Знания, теория и практика вот наш путь к победам и начинаниям.

Третья команда:

- «Историки». Мечта каждого из нас изучить события, сделать новое открытие. Стать профессионалами, достичь заветной мечты на пользу своей страны.








Коммуникативные:



Слушание. Говорение.










    II


К

О

Н

К

У

Р

С

Ы

  Конкурс 1. «Лирическая страница» При подготовке к уроку, вы получили отрывок (1слайд).

Ответьте на вопросы:  Из какого произведения строки?

Кто автор, и на каком уроке знакомились с данными строчками?

Кому посвящены эти строки?

Сделайте вывод, кому будет посвящён урок,  сформулируйте цель урока




Строки из произведения

« Школьник», мы анализировали это стихотворение на литературном чтении.

автор  Н. Некрасов.

Строки посвящены М. В. Ломоносову, т. к. архангельский мужик… Урок будет посвящён М. В. Ломоносову, мы больше узнаем о нём и его деятельности



Познаватель-

ные:

поиск и выделение информации


Регулятивные:

целеполагание планирование

    Конкурс 2 «Автобиография».

 (Сцена1: «М. В. Ломоносов» сидит за столом, пишет пером, произносит:

(слайд3)  «Я родился  19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море».

 Учитель: спасибо, команды, используя энциклопедии и свои знания, продолжите рассказывать биографию, отвечая на вопросы (получают свитки).

              (Слайд 4).

Задание «Энциклопедистам»

 Кто такие поморы, где заселялись. Из жизни Ломоносовых.

Задание «Эрудитам» Чем занимались поморы. Из жизни Ломоносовых.

Задание «Историкам» Особенности быта поморов. Из жизни Ломоносовых.



















Итоги подводит жюри.



















«Энциклопедисты»ПОМОРЫ, этническая группа русских на Русском Севере. Предки поморов — в основном выходцы из Новгородской земли, заселявшие с 12 по начало 18 века юго-западное и юго-восточное побережья Белого моря. Нередкие опасности плавания закаляли физические их силы, обогащали ум разнообразными наблюдениями.

«Эрудиты» Поморы издавна занимались морскими промыслами (добыча морского зверя и лов рыбы), торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах они посещали полярные острова. Двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком - старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. «Историки» Для поморов была характерна культура в жилище, одежде, обычаях, говоре. В детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью



















Познаватель-

ные:

поиск и выделение информации





Коммуникативные:

Слушание. Говорение.

Конкурс 3 «Учёба» -конкурс   капитанов.

(Сцена 2: «М. В. Ломоносов» располагается у слайда, указкой показывает направление, говорит:

(слайд5) «Узнав, что отец хочет женить меня, я решил бежать в Москву. Прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, надел на себя две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные соседом "Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день  настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели был в Москве, где он не знал ни одного человека.
 Это было
1730 году. Первый день  провел в торговом рыбном ряду. На второй день рано утром, упал на колени  начал плакать и молиться, не зная, что делать дальше, куда и к кому податься. В этот момент явился приказчик из одного богатого дома покупать рыбу. Он оказался земляком. Отвел  к себе…

 Учитель: «М. В.» капитаны расскажут (краткие сообщения) об учёбе













































Итоги подводит жюри.

































«Энциклопедисты» (слайд6): У приказчика был знакомый монах Заиконоспасского монастыря, в котором помещалась Славяно-греко-латинская академия. Монах согласился походатайствовать за Ломоносова. Так как крестьянских детей в учение не принимали, ему пришлось назваться дворянином, и, благодаря помощи земляков, Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения. В "Спасские школы", то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 г. и пробыл там около 5 лет. Из дошедшего до нас письма Ломоносова видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии.
     Жить приходилось трудно — студенты академии получали десять рублей в год. Позже Ломоносов писал: "Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды.

«Эрудиты» (слайд7)

1735 году Ломоносов был отправлен в Петербургский университет при Академии наук.

«Историки» (слайд8) Другим фактом жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников "Спасских школ". В 1736 г. трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. (слайд9) За границей Ломоносов пробыл пять лет…





























Коммуникативные:

Слушание. Говорение.



Коммуника-

тивные:

умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми











Конкурс 4 «Сей факт»

 Учитель: Прочитайте задание, догадайтесь, о чём идёт речь. Вставьте пропущенные слова.


(слайд10)

В 1753  Ломоносову удается получить привилегию на основание …  (где глина, песок, дрова)  и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. Подписана дарственная грамота на владение Усть-Рудницей




Итоги подводит жюри.

(слайд11)






   Команды отвечают, что пропущены слова освоение фабрики. Дополняют фабрики мозаики и бисера. М. В. подавал прошение на участок в Копорском уезде, в 64 верстах от Петербурга. Являлась современным  в то время, предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, литьё, полировка…



Логические:

Анализ,

Синтез


Коммуника-

тивные:

умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми




Конкурс 4 «Блиц- Видео».

Командам необходимо узнать фрагмент на слайде и объяснить, как он связан с жизнью М. В. Ломоносова

(слайд12)



(слайд13)




(слайд14)







(слайд15)


Итоги подводит жюри.






М.В.Ломоносов показывает свои мозаичные работы императрице.

Нерукотворный Спас.

Первая мозаика, набрана самим М. В. Ломоносовым.


Полтавская баталия

Самая большая картина фабрики М. В. Ломоносова

 6,5 на 5 метров

работали 7 помощников

 уложили 1300000 кубиков мозаики.

Самый любимый герой М. В. Ломоносова Пётр I, работа хранится в Эрмитаже.




Познаватель-

ные:


Выделение информации.

 Умение строить высказывание.

Конкурс 5 «В мастерской». Команды выполните обрывную аппликацию - загадку поместив фрагмент, связанный и жизнью М. В. Ломоносова для соперников. (Работы: 1. Вода, вдали лодка. 2. Домик, пригорок, лес. 3. МГУ)

Поменяйтесь работами и  объясните, момент жизни М. В. Ломоносова




(слайд16)


Для чего, и на каких уроках  применяли декоративно-прикладное искусство – мозаику.

«Эрудиты» отвечают на вопрос: использовали ли ваши родители декоративно-прикладное искусство – мозаику, в каких целях.

«Историки» отвечают на вопрос: можно ли встретить элементы декоративно-прикладного искусства – мозаику на объектах посёлка, для чего использовали.



Итоги подводит жюри.








«Энциклопедисты» мы думаем, это фрагмент, когда М. В. и его отец  отправились на промысел ранней весной

«Эрудиты» мы думаем, так наши соперники изобразили отчий кров М. В.

«Историки» Московский Университет, основанный М. В. Ломоносовым



На уроках технологии, для изготовления подарков, открыток…


Да, для облицовки ванных комнат…




Конечно, особенно красиво и большие композиции в самом здании ГЭС…









Практическая работа.

IV

Д/З

 I вариант - Найти иллюстрации мозаики из стекла (смальты).

II вариант - Выписать из словаря, энциклопедии объяснение слова смальта.

Познаватель-

ные:

поиск и выделение информации

 III


Итог

урока

 (Сцена 3:  «М. В»

Я предок Северного края,
Из Холмогорской стороны.
Жил, отчизну прославляя,
Потомкам завещав труды.

Сделал множество открытий,
На благо Родины своей.
Учитель: Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов раз в тысячелетие. Но его последователи учатся и живут (слайд МГУ)

    Учитель: И вам ребята сегодня посчастливилось узнать больше об этом великом человеке. Народ помнит его, хранит в памяти… «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, - писал А.С. Пушкин о М. Ломоносове. Чем вас удивил М. В. Ломоносов, когда вы работали самостоятельно, готовясь к уроку. Слушая и работая сегодня. Спасибо за урок (слайд).





















Удивил трудолюбием.

Своей образованностью.

Способностью предвидеть будущее, внедряя что-то новое…

Личностные:

 Нравственно-

Эстетическое оценивание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова....

Для Вас, ученики: советы ученикам от великих деятелей нашей страны

Василий Александрович Сухомлинскийпедагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР...

Презентация к уроку по окружающему миру "Великие стройки нашей страны"

В презентации представлен материал по великим стройкам нашей страны 70-80 годы( гидроэлектростростанции)...

Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).

Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ....