"Экологическое воспитание младших школьников "
статья (окружающий мир) по теме
В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеурочной работе учитель имеет большие возможности для организации обсуждений экологических проблем. Школьники относятся с большим интересом к этому вопросу, с азартом ищут выход из положения. Поэтому главная цель - убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ» п. Подтыбок
Тема: « Экологическое воспитание младших школьников »
Разработка учителя начальных классов
МОУ «СОШ» п. Подтыбок
Макаровой Ольги Васильевны
Краткая аннотация.
В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеурочной работе учитель имеет большие возможности для организации обсуждений экологических проблем. Школьники относятся с большим интересом к этому вопросу, с азартом ищут выход из положения. Поэтому главная цель - убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.
2013год.
Цель и задачи выступления:
-раскрыть сущность экологического воспитания;
-показать систему работы по данной теме.
Введение.
2013 год объявлен в нашей стране годом охраны окружающей среды, поэтому тема «Экологического воспитания» особенно актуальна.
В настоящее время вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания данной теме уже с начальных классов. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы учебной и внеклассной деятельности детей.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, « природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества». Он неоднократно отмечал, что «сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства».
Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры. Слайд № 2.
Выделяют следующие условия экологического воспитания:
- Первое- воспитание должно проводиться в системе.
- Второе- нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране природы.
Определены принципы экологического воспитания:
- связь с живой природой;
- принцип полезности;
- принцип разнообразия; Слайд №3.
Основная цель экологического воспитания: способствовать углублению и расширению экологических знаний у детей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- содействовать познавательной, творческой активности школьников в ходе экологической деятельности;
- формировать чувства бережного отношения к природе.
Предполагаемые результаты экологического воспитания:
- вовлечение школьников в дела среди природы, которые формируют убеждения, речь, волю, характер. Слайд №4.
Экологическое образование создаёт возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.
Основная часть.
В курсе предмета «Окружающий мир» уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки. Они проводятся с целью ознакомления и изучения растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Так, на одной из осенних прогулок за природным материалом, мы с детьми нашли необычную елочку с кривой ножкой и еловую ветку. Вначале ветку определили как гнездо. Но гнездо висело на елке вниз, как люстра. Видимо, с растениями что-то произошло, может быть поломались или что-то помешало им расти. Но они приспособились к жизни в новых условиях, и получилось такое чудо. Слайд №5-6.
На уроках Окружающего мира со 2 класса мы знакомимся с «Красной книгой России». Параллельно познакомились и с «Красной книгой Республики Коми». Об исчезающих представителях решили узнать побольше. Эта работа выполнялась во внеурочное время в библиотеке, дома. Как вы видите, некоторые работы выполнены в печатном варианте. Это работа детей, у которых есть компьютер, интернет, принтер. И без помощи родителей конечно не обошлось. Слайд № 7-8.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: приготовление корма для птиц и их кормление, изготовление кормушек. Мы включились в акцию «Помоги птицам зимой». Слайд №9.
В учебной деятельности обучающихся основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литературы позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы. После участия в акции, на уроках русского языка была проведена подготовительная работа к написанию сочинения: «Как помочь птицам зимой ». Вот некоторые строчки: « Мы решили сделать кормушки. И повесили их около школы на куст сирени. Из ягод сделали бусы, повесили корм. Приятного аппетита , птицы!» Есть сочинения от лица птиц: « Здравствуйте, меня зовут синичка. Пришла холодная зима. Еды нет. А кушать хочется. Однажды я летела мимо школы и увидела кормушки. А там еда. Вкусная. Это мне приготовили ребята». Слайд № 10.
Детям работа понравилась, и мы решили участвовать в конкурсе сочинений о воде. Это работы о воде – путешественнице. Слайд № 11.
Учитель должен стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, формировать исследовательские навыки. Нами была проведена исследовательская работа «Луковые слезы». Цель данной работы: найти ответ на вопрос- почему мы плачем, когда чистим лук и можно ли избежать слез?
В планируемом результате обучающийся запомнит: структуру учебно-исследовательской деятельности; основные источники поиска необходимой информации; способы обработки и презентации результатов; расширит свои знания о растении (об истории, о разнообразии, о полезных свойства, о причинах слез и как их избежать) Трудолюбие, ответственность, самостоятельность - такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Слайд №12.
Очень нравятся детям уроки ИЗО. Работа с различными художественными материалами увлекает, захватывает. В итоге получаются интересные работы.
Две девочки стали участницами межрегионального конкурса «Экология глазами детей», участвовали в конкурсе плакатов «За чистую землю» и фотоконкурсе «Мое любимое животное». Слайд №13-14-15.
Уроки технологии и внеурочная деятельность по этому предмету способствуют расширению знаний учащихся о практическом применении тех вещей, которые нужно выбросить в мусор - так называемый бросовый материал. Даем «вторую жизнь обложкам для книг» - сделали цветы к 8 марта, работаем с остатками пенопласта «Панно снегирь». Конечно, не нужно забывать и работе с природным материалом: фасоль, семена растений. Из мешков для мусора сделали фигуры, проведена проектная работа по созданию календаря .Слайд №16,17,18.
Из картинок со старых журналов «Непоседа» сделали коллективную работу коллаж: «Эта удивительная природа». Здесь собран материал о необычных растениях: хлебное дерево, росянка, земляной орех. А также же можно разгадать кроссворд и запомнить необычные скороговорки о природе. Слайд № 19.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие
выводы.
На основе накопления знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д., что ее нужно охранять. Слайд № 20.
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены условия и формы. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, системность. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Литература.
1. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993.
2.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа.-1997 г.-№4.
3. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 1998. - №10.
4.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.- «Просвещение».- 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....