Май весну завершает, лето встречает.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Лыгина Наталья Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мир 1 класс1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Май весну завершает, лето начинает.

Виртуальная экскурсия

1 класс

«Начальная школа XXI  века»

МАОУ СОШ №2  

Лыгина Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

План - конспект урока

Предмет: Окружающий мир  1 класс

Программа: Начальная школа XXI века

Тема: Май весну завершает, лето начинает.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся сравнивать признаки изменений в природе, внешнее строение растений.

Образовательная цель: расширение знаний  учащихся об изменениях в неживой и живой природе, происходящих в мае.

Основные задачи:

  1. Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
  2. Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
  3. Наблюдение за поведением птиц.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование: медиапроектор, компьютер.

  1. Организационный  момент. Настрой на урок.

В природе есть солнце.

Оно светит и всех нас любит и греет. Слайд № 2

Так пусть же каждый его лучик  заглянет к нам в класс

и не только обогреет нас, но и придаст сил,  активности, уверенности в знаниях. Слайд № 3

  1. Этап актуализация знаний.

На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа»

Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся на экскурсию в весенний парк. Но перед путешествием давайте вспомним весенние месяцы.

 Продолжает год свой бег.
Вот и начал таять снег,
Птичий гомон, кутерьма,
Значит, кончилась зима,
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит ...
(ответ: март)

А как в народе называют март (Март – капельник)

Что происходит в природе в марте?  (Появляются проталины, прилетают грачи, солнце начинает греть, март – последний месяц медвежьего сна…)

Застучал дождями звонко
Марту месяцу вдогонку,
Звук настроив под капель,
Месяц следующий ...   (апрель)

Как в народе называют этот месяц? (водолей)

Что происходит в природе в апреле? (начинается ледоход, появляются подснежники, появляются насекомые)

В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
Он смеется - все поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
"Ландыш мой, благоухай!"
- Повелел весёлый ...   (май)

Тема нашего урока «Май весну завершает, лето начинает». Ребята, а теперь настала пора отправиться на экскурсию в майский парк. Скажите, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

Познакомиться с изменениями природы в мае, узнать народные приметы, пословицы и поговорки.

  1. Открытие нового знания.

Май - это последний месяц весны, когда природа одевается в новые чистые одежки, земля покрывается молодой зеленой травой, на ветках деревьев начинают прорываться молодые листочки. Месяц роста травы и зелени так и называют - Травень.

Только в мае весна приходит в лес. Это потому так поздно,

что под кустами и деревьями солнце не сразу может растопить снег.

В лесу холода держатся долго. Но «как зима ни злится, все весне покорится» Слайд №4

Вступив в свои права,  май раскрашивает природу в яркие цвета. В первой половине мая, солнце уже отдает тепло, трава стремительно зеленеет, а деревья покрываются плотными листьями. В мае цветет черемуха, наполняя воздух ароматом сирени, раскрывает свои первые цветки яблоня. Тепло в мае не постоянное и холода еще бывают, но, как правило, очень короткое время.

Слайд № 5,6

Наступает третий месяц Весны. «Месяц песен и плясок».

 День и ночь не смолкает птичий гомон — перелетные птицы все вернулись на родину, вьюг гнезда  Слайд №7

Весной всем лесным жителям как будто хочется показать свою силу,

ловкость, умение. На утренних и вечерних зорях все поют и играют,

«кто на чем и как умеет». Звонко поют певчие дрозды, свистят иволги, барабанят дятлы, ухает филин. Слайд №8

Лают лисицы, воют волки, трубят лоси, кашляет косуля.  Слайд №9

Скрипят жуки и кузнечики, жужжат шмели и пчелы, урчат и квакают лягушки.  Слайд №10

Лесной оркестр не умолкает весь последний месяц Весны.

Звери, птицы — все обитатели леса ищут себе пары.

Тут дело без драк не обходится «Пух, шерсть и перья летят в воздух». Слайд №11

 Скоро наступит лето, смолкнет лесной оркестр, будет не до игр,

не до песен, не до драк — будут все звери и птицы кормить,

выращивать, учить своих детей.

В народе говорят: "И рада бы Весна на

Руси вековать вековушею, а придет день, — прокукует кукушкою,

соловьем зальется, к Лету за пазуху уберется».  Слайд №12

В народе про месяц май сложено много интересных песен, пословиц, сказок и загадок.

А теперь сорвите «листочки» с березы и прочитайте о мае присказки и приметы. Слайд №13

Май - пора цветения.

• Как на дождь богатый май - щедрый будет урожай.

• Дождь в мае хлеба поднимает.

• Холодный май - будет каша и каравай.

• Май леса украшает, лето в гости ждет.

• Ласточка прилетела - скоро гром загремит.

• Первый весенний гром - на ясный день.

• Майских жуков много - на засуху.

  1. Работа в группах.

Выберите любое растение и опишите его: как оно называется, какой формы листья, цветки? Слайд №14 (гусиный лук, ландыш, ветреница черёмуха, яблоня)

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Карточка №1 

  1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники, травы)
  2. Есть ли на этом растении листья?
  3. Какого цвета и формы листья?
  4. Много ли их на вашем растении?
  5. К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
  6. Есть ли на растении плоды и семена?
  7. Какого цвета кора вашего растения?

Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

- Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Карточка №2

Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы. 

  1. Начался листопад.
  2. На деревьях появляются почки.
  3. Температура воздуха ниже нуля.
  4. Птицы прилетают с юга.
  5. Появляются проталины.
  6. Растаял снег.
  7. Солнце светит чаще.
  8. Земля покрылась снегом.
  9. Появляется трава.
  10. Становится теплее.
  11. Птицы улетели на юг.
  12. Созревают яблони.
  13. Цвет коры деревьев более яркий.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

  1. Домашнее задание.

Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Май весну завершает

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI века"....

Фольклорный праздник "встреча Весны"

В третьей четверти 3 класса мы с классом начали работу над проектом "встреча Весны"( традиции, обряды, произведения устного народного творчества и др.).Работа проводилась в рамках работы школьного муз...

Проверочная работа по теме "Весна и лето" для 2 класса (окружающий мир, УМК "Перспектива")

Блиц-проверка, которую можно очень быстро провести по итогам изучения темы "Весна и лето" на уроке окружающего мира во 2 классе....

Презентация "И всё о той весне...", 70-летию Великой Победы посвящается

Презентация к литературно-музыкальной композиции "И всё о той весне...", 70-летию Великой Победы посвящается...

Как Весна-красна сестрицу встречала

Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3б классе с участием фольклорного ансамбля «Забава»«Как Весна-красна сестрицу встречала...

«Как Зима, Лето, Весна да Осень новый год встречали»

Сценарий новогоднего мероприятия в фольклорном стиле....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Май весну завершает, а лето начинает" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования способности обучающихся сравнивать признаки изменений в природе, внешнее строение растений в мае.Задачи...