УМК «Школа России» Окружающий мир 1А класс «Кто такие птицы?»
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Замечательный урок,ребятам понравился.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl.okr_.mir_.kto_takie_ptic.2.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Окружающий мир
1А класс
«Кто такие птицы?»
Составила: Скорик Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №66 р.п.Бердяуш,
Челябинская область,
первая квалификационная категория.
Тема урока: Кто такие птицы?
Цели:
1. Познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.
2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, стакан с водой.
Планируемые достижения : учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; описывать птиц по плану.
Ход урока
Ι. Организация класса.
ΙΙ. Актуализация знаний. Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками рыб являются… Слайд 2
Молодцы!
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. Определите, какое животное «лишнее» и почему.
Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать. Слайд 3
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 4 К нам на урок пришел муравей Вопросик. Он приглашает нас в лес на прогулку.
Слайд 5 Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Какие запахи можно почувствовать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).Как нужно себя вести в лесу? Какие звуки можно там услышать?
- Попробуйте отгадать, чьи это голоса? Слайд 6 (дети слушают и отгадывают птичьи голоса – воробья, сова, дятел).
- А как вы думаете какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке?
Слайд 7 (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных).
ΙV. Постановка проблемного вопроса.
- Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка. Слайд 8
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.
- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.
Действительно ли все они — птицы? - А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица,петух — птица, бабочка — насекомое).
- Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей? Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
Физминутка.
Совушка-сова
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Ножками топ-топ,
Крылышками хлоп-хлоп,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
V. Изучение нового материала.
1. Выявление существенного признака птиц.
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать? Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Как вы считаете, что это за признак? (этот признак - перья). Слайд 9
- Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).
2. Знакомство со строением тела птицы. Слайд 10
- Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
Прочитайте вывод Мудрой черепахи по учебнику.стр.36
- А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея)
Физминутка
3. Практическая работа в паре. (запись результатов в рабочую тетрадь стр.25,26). А сейчас поработаем в парах.
- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья.
Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.)
- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.
- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое)
- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
Вывод по практической работе:
- Итак, мы выяснили, что тело птицы- хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.
- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело.
Чаще всего птица погибает не от холода, а голода.
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает?
Как вы можете помочь птицам? Слайд 11
4.Работа в тетрадях ( в парах)
А сейчас откройте тетради на странице 14 и поработайте в них парами.
5.Беседа.
- Ребята, а знаете ли вы птиц, которые живут у нас на Урале? Назовите их. Слайд 12-16.
Что общего у всех этих птиц? (перья)
- А кто знает самую крупную птицу в мире? (страус) Слайд 17
- А что вы о нём можете рассказать? (Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.)
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс ……. (павлин) Слайд 18
- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? (для маскировки)
- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин) Слайд 19
Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу. Это серый журавль, чайка, филин, серая куропатка, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост и другие. Слайд 20
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц. Слайд 21
- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Было ли трудно?
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школа России" , окружающий мир 1 класс А.А. Плешаков, тема: "Кто такие насекомые?".
Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.Задачи: Образовательные: способствовать обогащению предст...
УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами географа".
Тест для проверки знаний детей по теме: "Мир глазами географа", к учебнику А.А. Плешакова 4 класс....
УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце".
Итоговый тест по теме: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". А.А. Плешакой "Окружающий мир" 4 класс....
Рабочая программа. Школа России. Окружающий мир. 3 класс
Рабочая программа. Школа России. Окружающий мир. 3 класс...
Рабочая программа по ФГОС Школа России - окружающий мир 1 класс
Рабочая программа по ФГОС Школа России - окружающий мир 1 класс...
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 классОпрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...