Что у нас под ногами?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный урок позволяет развивать умение у учащихся соотносить увиденное в природе с материалом урока, развивает умение классифицировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_u_nas_pod_nogami.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе.
Тема: Что у нас под ногами? Цели урока:
- познакомить учеников с гранитом, известняком, кремнем;
- закреплять представление о форме, размере и цвете предметов.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: атлас-определитель, схемы созвездий, лупы, камешки, коллекции «Гранит» и «Известняк».
- Отгадайте загадку.
Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица)
Что вы запомнили об этом созвездии? Учитель прикрепляет на доску схемы созвездий.
- Сообщение темы урока
- На прошлом уроке вместе с Муравьем и Черепахой мы узнали о том, что у нас над головой. Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на странице 8 учебника. {Чтоу нас под ногами?) На этот вопрос мы сегодня будем отвечать.
- Работа по теме урока
- Во время прогулки мы с вами собрали много всяких камешков. Разложите их на партах, рассмотрите внимательно. Одинаковые у вас камешки или они чем-то отличаются друг от друга?
Разложите камешки группами, разделив их по форме, размеру и цвету. Посмотрите на первую группу нарисованных камней. Какой они формы? (Круглые, прямоугольные, четырёхугольные)
Выберите из ваших камешков образцы, похожие по форме и положите их сверху на рисунки.
На какие размеры разделены камни? (Маленькие, средние, большие) Распределите ваши камешки на группы в соответствии с их размерами.
Какого цвета собранные вами камни? Если у вас есть камешки таких цветов, как изображены в учебнике, положите их сверху рисунков в третьей полоске.
Выполнение всех действий учащихся учитель контролирует, проходя по рядам.
- Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.
Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.
С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.
Рассмотрите рисунок в верхней части страницы 9. Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?
В руках мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. Под рисунком даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь.
Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём в атласе- определителе.
Дети открывают атласы на страницах: 8-9, рассматривают иллюстрации. Учитель читает текст о кремне.
- Чтобы познакомиться со следующими горными породами, вам надо разделиться на группы.
Дети рассаживаются. Учитель в это время раздаёт лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».
- Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? (Белого, серого, жёлтого)
Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.
С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.
Учитель демонстрирует репродукцию картины «Москва белокаменная».
- Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.
В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его. Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими родственниками. Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия. (Мел,мрамор)
Мел - это разновидность известняка. Мрамор - видоизменённый известняк. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.
Мы с вами познакомились с семьёй известняка. Какой камень у нас остался?
Положите перед собой коробки с надписью «Гранит».
Гранит известен людям очень давно - это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.
«Гранит» - название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?
В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные - это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета - кварц; розовая или серая часть - полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает красный или серый. Слюда, кварц и шпат - составные части гранита.
Дети рассматривают образцы этих минералов.
- Прочитайте первый вопрос, который задаёт вам Мудрая Черепаха.
Где именно можно увидеть гранит?
Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.
Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них гранит? Если есть, то положите их на иллюстрацию гранита в учебнике. 5. Итог урока
- Как мы можем ответить на вопрос Муравья о том, что у нас под ногами? С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили?
Дети выполняют задание №2 на странице 4 в рабочей тетради.