Исследовательский проект «Где спрятался воздух» (для детей 6-7 лет)
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Вид проекта: Познавательно-практический.
Срок реализации проекта: Средняя продолжительность (1 месяц).
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- ветер - движение воздуха.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- песочные часы;
- воздушные шары по количеству детей.
План реализации:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Доказываем, что воздух есть.
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
( Он пуст.)
Складываем в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
( В нём нет воздуха.)
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
( Потому что он наполнился воздухом.)
Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!
Опыт 3. Камень.
Достаем камень и опускает в воду. Что мы видим в воде?
( Из камня выходят пузыри.)
А если есть пузыри, то значит, есть что?
( Воздух)
Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 4. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
( Выходят пузырьки.)
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
( Нет.)
Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 5. «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Ребята, хотите устроить ветер?
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
( В лицо дует ветерок.)
Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Как много мы сегодня узнали о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Дети и деньги"
Социологическое исследование направленное на изучение ценностных ориентиров сверстников.Выбор темы:В нынешнее время , когда мировой финансовый кризис подобрался к каждому, и даже английская королева ж...
Исследовательский проект "Где воздух чище?"
В данном проекте проводятся наблюдения , в ходе которых устанавливается, что наиболее чистый воздух в лесу, нежели в городе....
Научно-исследовательский проект "Космос глазами детей".
Проект содержит краткое описание проделанной работы в учащимися ....
Исследовательский проект "Этот загадочный воздух"
Воздух -условие жизни на Земле. Возможно, что он не такой невидимый, как кажется, и у него есть много интересных свойств , о которых мы не подозреваем.Цель исследования: узнать о свойствах воздуха и е...
Исследовательский проект "Развитие геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала"
Геометрическая зоркость –это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений:умение узнавать и видеть геометрические фигуры;умение строить гео...
Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Предлагаю Вашему вниманию исследовательский проект Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...
Исследовательский проект "Освежители воздуха: вред или польза"
Для того, чтобы создать и поддерживать уют в доме, требуется довольно много усилий. Большое значение в доме играют запахи. Ароматный запах свежеприготовленного блюда делает дом теплее и уютнее, ...