Моря, озёра и реки России
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Гринева Елена Викторовна

 

 Урок по предмету: Окружающий мир. 4 класс. Тема: Моря, озёра и реки России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_morya_ozyora_i_reki_rossii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ГОУ СОШ №1291

Гринева Е.В.

                      Урок по предмету: Окружающий мир. 4 класс.

                      Тема: Моря, озёра и реки России.

Цель. Воспитывать экологическую культуру у младших школьников; развивать любознательность; расширить представления детей о водоёмах России, о мерах по охране их от загрязнения. Дать некоторые исторические знания о водоёмах нашей Родины; расширить словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному краю; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

Задачи урока.

Познавательные: Активизировать и обогатить знания  учащихся об окружающей среде, о водоёмах нашей Родины.

Развивающие: На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность: индивидуальные познавательные способности, творческую активность.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: физическая карта России; контурные карты ( одна на двоих) для работы в паре; иллюстрации с изображением животных и рыб; отрывки из видеофильмов о Байкале, о Чёрном море, об охране водоёмов.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

    - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о равнинах и горах России. Сейчас мы вспомним их название и ещё раз покажем на карте их расположение.

1. Дети поочерёдно выходят к доске и показывают на карте равнины и горы России.

2. В контурных картах обозначают:

     1 ряд – Восточно-Европейскую равнину, Уральские и Кавказские горы

      2 ряд – Западно-Сибирскую равнину, Уральские горы и Алтай.

      3 ряд – Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы и Саяны.

      Проверка фронтальная.

II. Новый материал.  

  1. Выявление темы урока.

На доске кроссворд. Отгадывая его, определяем тему урока.

1

2

3

4

5

6


1. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу. (Залив.)

2. Глядятся в него молодые рябинки,
  Цветные свои примеряя косынки.
  Глядятся в него молодые березки,
  Свои перед ним поправляя прически.
  И месяц, и звезды – в нем все отражается.
  Как это зеркало называется?                                    (Озеро.)

3. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.   (Пруд.)

4. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.  (Океан.)

5. Чуть дрожит на ветерке
  Лента на просторе:
  Узкий кончик – в родничке,
  А широкий – в море.              (Река.)

6. Кругом вода, а с питьем беда.   (Море.)

В центральном столбце получилось слово  ВОДОЁМ.

- Какова же тема нашего урока?

- Водоёмы.

- Правильно. Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают искусственные и естественные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
К естественным водоёмам относятся ручей, река, озеро, море.
К искусственным водоёмам – водохранилище, пруд, канал.

Но мы будем говорить не просто о водоёмах, а о водоёмах нашей Родины, о её морях, озёрах и реках.

2. Работа по новой теме.

А) - Мы знаем, что Солнце – источник света и тепла. А чем для нас является море? Океан?

    - Источник влаги, тепла, питания.

    -  В глубинах морей и океанов есть и громадные песчаные пустыни, и высокие горные цепи, и места, особенно богатые формами животной и растительной жизни. Например, тропические коралловые рифы, где водится треть всех видов рыб.

Б) На большой карте находим океаны, которые омывают Россию (Северный Ледовитый и Тихий).

- Северный Ледовитый океан - часть Мирового океана в приполюсном пространстве. Площадь океана почти 15 млн. км², средняя  глубина 1220 метров, наибольшая глубина 5527 метров.  Зима суровая, ветреная. Температура воздуха обычно от –28 до –30 °С,  Лето холодное. Температура воздуха ниже 0 °С,  Преобладает облачная погода с осадками. Зимой 90 % площади океана покрыто дрейфующим льдом.  В центральной части океана преобладает многолетний лёд (пак) толщиной 3—5 м, образующий ледяные массивы, существующие в течение многих лет. Но всё же животный мир здесь разнообразен. Это главным  образом  рыбы: сельдь, треска, морской окунь, пикша; из млекопитающих в океане обитают белый медведь, морж, тюлень, нарвал, белуха.

Иллюстрации с изображением животных и рыб помещаются на доску.

- Тихий океан - крупнейший океан на Земле. Общая площадь Т. о. равна 150,2 млн. км². Средняя температура воды на поверхности меняется от 26—28 °С у экватора до –1 °С севернее. Для Т. о. характерны цунами высотой до 50 м. Льды образуются в Беринговом, Охотском море. Животный мир Тихого океана включает около 100 тыс. видов. Это многочисленные млекопитающие: кашалот, морские котики, морж, сивуч, а также крабы, креветки, устрицы. Тихий океан даёт до 60 % мировой добычи рыбы и морепродуктов (преобладают минтай, иваси, сардины, ставрида). Здесь сосредоточены главные мировые запасы лососёвых рыб. Добываются также во множестве кальмары, крабы, креветки, мидии, морской гребешок. Тихий океан даёт около 90 % мировой добычи водорослей.

Иллюстрации с изображением животных и рыб помещаются на доску.

- Атлантический океан -  второй по величине (после Тихого океана) на Земле. Температура воды на поверхности зимой колеблется от 28 °С на экваторе до 6 °С на севере. Воды океана населяют около 2000 видов растений и животных, 15 тыс. видов рыб, около 100 видов китов и ластоногих. В тропическом поясе живут медузы, крабы, летучие рыбы, акулы, морские черепахи, кашалоты; в умеренных и холодных поясах — ракообразные и моллюски, сельди, тресковые и камбаловые рыбы, киты, ластоногие и др. Морских птиц мало. Атлантический океан даёт около 35 % мирового улова рыбы (атлантическая треска, мойва, сельдь).

Иллюстрации с изображением животных и рыб помещаются на доску.

В) На контурных картах находим и подписываем Северный Ледовитый и Тихий океаны.

Г) Называем моря Северного Ледовитого и Тихого океанов, находим их на карте и обозначаем в контурных картах.

- И, конечно же, одно из самых наших любимых морей – Чёрное. Оно принадлежит Атлантическому океану.

Д) Просмотр отрывка из видеофильма о Чёрном море.

Физкультминутка.

Дети встают. Слушают стихи, раскачивая руками над головой. Добавляя рифму, хлопают в ладоши.

- Если чайка села в воду, жди хорошую...

-  Погоду.

-  Чайка ходит по песку, моряку сулит...

-  Тоску.

Е) На карте находим и называем озёра России.

- Самое большое озеро – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое в России и в мире озеро Байкал. Байкал – одно из древнейших озер планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют "батюшкой", и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод.
Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья. Они то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10–20 километров. Длина Байкала с севера на юг – 636 км. Средняя ширина Байкала – 47 км. Глубина Байкала – 1631 м.

- Как вы думаете, почему Байкал называется Байкалом?

- Русские люди появились на Байкале 400 лет назад. И вот они-то и узнали, почему Байкал называют Байкалом. Народы, населявшие берега озера, – буряты, эвенки – называли его Байкюль, что значит "богатое озеро". И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром. В Байкале живёт омуль, осётр, нерпа. Это животное живет на озере 18 миллионов лет.

Иллюстрации с изображением животных и раб помещаются на доску.

Просмотр отрывка из видеофильма о Байкале.

- Ладожское озеро –  самое крупное пресноводное озеро в Европе.

- Онежское озеро – второе по величине пресноводное озеро в Европе.

Ж) На контурных картах находим и наносим озёра.

З) На карте находим и называем реки России.

- Реки, как и озёра, - богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие. Самые крупные наши реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

 "Волга" означает "светлая". Родину люди называют Родина-мать, а главную реку нашей страны – Волга-матушка. Без Волги невозможно представить себе нашу Родину. Об этой реке сложено много песен. Волга – крупнейшая река нашей страны. Ее общая длина – 3530 километров. Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города. Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места. По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы.

И) На контурных картах находим и наносим реки.

- На берегах рек издавна строились сёла, деревни, города. На какой реке стоит столица России, наш родной город Москва?

III.  Рефлексия.

  1. Читаем параграф учебника.
  2. Ещё раз находим на карте и называем океаны, моря и реки.
  3. Выполняем в рабочей тетради задания №1,3

IV. Итог урока.

  1. - Сегодня мы говорили о водоёмах нашей Родины. Вода необходима не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. По реке человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода, отведенная в оросительные каналы, позволяет выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах вода используется для изготовления бумаги, выпечки хлеба и еще для многого другого. Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью, так как он пьет воду, использует в пищу разнообразных животных и растения. Многие реки сейчас находятся в опасности: люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают грязные воды в реки. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает. И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

        2.  Просмотр отрывка из видеофильма об охране воды.

V.  Домашнее задание: учебник с.72 – 75, в тетради № 2,4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, озёра и реки России

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Моря , озёра и реки России"....

Моря, озёра и реки России. 4 класс.

Открытый урок по окружающему миру. 4 класс....

Тест «Моря, озёра и реки России».

Тест «Моря, озёра и реки России»  по окружающему миру....

Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"

Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....

Тест "Моря, озёра и реки России" (окружающий мир, 4 класс)

Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив  макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу у...

Презентация 4 класс Школа России тема:Моря,озёра и реки России

Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира при знакомстве с новым материалом....

Технологическая карта урока Окружающий мир «Моря, озёра и реки России» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о морях, озёрах и реках России, познакомить с их местонахождением, формировать умение работать по карте. Задач...