Исследовательская работа "Много ли птиц в поселке Шушенское поздней осенью"
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме

Данная работа посвящена изучению видового состава и численности птиц своей местности силами учащихся школы.  Выбранная тема актуальна, т.к. птицы это биологическая защита наших лесов, полей и      огородов и зимующие птицы – это показатель осёдлых пернатых нашей местности . В запланированной  экскурсии делается акцент на видовое  разнообразие обитаемых   птиц п. Шушенского и их количественный состав.  В качестве основной методики исследования выбран маршрутный учет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova_polina_uchet_ptic.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                               «Шушенская СОШ №1»

Исследовательская работа

Много ли птиц в поселке Шушенское  поздней осенью?



Выполнили:

Павлова Полина,

учащаяся 3 «В» класса МБОУ

«Шушенская СОШ №1»  

Руководитель:

Либлик Елена Александровна -

учитель начальных классов

МБОУ «Шушенская  СОШ №1»

Суякина Надежда  Витальевна  педагог МБОУ ДОДДЮЦ «Центр туризма, краеведения и экологии»

п. Шушенское 2013

ФИО

Павлова Полина Максимовна

Дата рождения

31.12.2003

Домашний адрес

Красноярский край, п. Шушенское, ул. Есенина, 21

Класс

3 «В»

Телефон (сотовый)

8 ( 39139) 3-63-59

Направление работы

экологическое

Название работы

Много ли птиц поздней осенью в поселке?

Информация о научном руководителе педагоге-наставнике:

ФИО


Место работы, должность


почтовый адрес



телефон




Либлик Елена Александровна


учитель начальных классов МБОУ «Шушенская СОШ №1»

662710, Красноярский край, п. Шушенское 4мкр, дом 12, кв. 4


89509789493

                                                           

                                                       

                                                        Аннотация

Павлова Полина, учащаяся  МБОУ «Шушенская СОШ №1» п. Шушенское, 3 В класс

«Много ли птиц в поселке Шушенское  поздней осенью?»

Руководитель:  Либлик Елена Александровна,  учитель начальных классов МБОУ « Шушенская СОШ №1», Суякина Надежда  Витальевна  педагог МБОУ ДОДДЮЦ «Центр туризма, краеведения и экологии»

Цель работы: изучение  многообразия   птиц  п. Шушенского  в осеннее время  и определение  их количественного  состава.

Методы исследования: маршрутный метод, метод конверта, наблюдение, подсчет, фиксирование результатов.

Основные результаты исследования: определить количественный и видовой  состав птиц поздней осенью в поселке Шушенское.

                                     

                                           

                   

                                                Содержание

Введение …………………………………………………………………………3                                                                      

Методика проведения учета …………………………………………………….4

Результаты проделанной работы………………………………………………..6

Вывод……………………………………………………………………………..8

Библиографический список……………………………………………………..9

 

Введение          

Данная работа посвящена изучению видового состава и численности птиц своей местности силами учащихся школы.                                                                  Выбранная тема актуальна, т.к. птицы это биологическая защита наших лесов, полей и      огородов и зимующие птицы – это показатель осёдлых пернатых нашей местности [4]. В запланированной  экскурсии делается акцент на видовое  разнообразие обитаемых   птиц п. Шушенского и их количественный состав.  В качестве основной методики исследования выбран маршрутный учет.

Цель    работы:  изучение  многообразия   птиц  п. Шушенского  в осеннее время  и определение  их количественного  состава. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- формировать умений работать с информацией;

- определять  птиц по внешнему виду и голосам;

- произвести осенью подсчет   птиц на территории  п. Шушенского.

Объект исследования: птицы поселка Шушенское.

Предмет исследования: углубление знаний и умений определять количество  и видовое разнообразие птиц в п. Шушенское.

Гипотеза исследования: как  количество  и видовой состав птиц может зависеть от  погоды, температуры воздуха, места, количества корма.  

                                   Методика проведения учета

           Для того чтобы  определить количество  и видовое разнообразие птиц в п. Шушенского  мы использовали маршрутный метод  - это  простейшая методика  проведения  приблизительного учета птиц [3]. Фиксировали замеченных птиц методом «Конверта» в таблицы, которые мы заготовили заранее и  использовали  в окрестностях п. Шушенского.

Этот метод отличается относительной простотой.                                                    Сущность методики проста. Во время учета мы  идем по маршруту – Учебно-опытный участок «Центра туризма краеведения и экологии», территория в районе музыкальной школы, остров  Отдыха, административная площадь, - северо-западное  направление и отмечаем в полевом дневнике  всех встреченных нами птиц, которые летят или сидят.

Описываемая ниже методика маршрутного учета рассчитана, в первую очередь, на внегнездовой (осенне-зимний) сезон, когда птицы кочуют и не «привязаны» жестко к постоянной территории.

Возраст учащихся  9 лет (3 класс). Для проведения простейшего   количественного  учета требуется лишь знание птиц, обитающих  в нашей местности, полевой бинокль   и умение аккуратно записывать наблюдения в полевом дневнике[1].

Записи в полевом дневнике.

Начало учета начинается с записи в полевом дневнике:  места проведения учета, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра).

Для занесения результатов учета в полевом дневнике  готовили небольшую таблицу. В таблице указывали  время начало учета и время его окончания, биотоп.

При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечали:

1. вид птицы

2. количество особей

3. характер перемещения птицы (летит или сидит)

Определение видов

Видовой состав определяли с помощью визуальных наблюдений[2], при этом использовали полевой бинокль.  

Сбор данных о количественном составе птиц мы осуществляли  путем подсчета птиц. Собранные данные фиксировали  в полевом дневнике.

Пройденное расстояние измерили по карте при помощи курвиметра. Оно составило 3 км. Исследования проводились – 13 ноября  2012 года.

Условия проведения учетов

- учет не следует проводить, если дождь или ветер ощутимо влияют на интенсивность пения птиц или на слышимость;                                                    - во время учета бинокль рекомендуется использовать только при необходимости определения вида замеченных птиц;                                           - нельзя использовать бинокль для поиска далеко расположенных птиц. Птицы, попавшие в поле зрения бинокля во время определения (увиденных невооруженным глазом), и ранее не замеченные, - в учет не вносятся.

Результаты проделанной работы

За время исследования была проделана следующая работа:

- Определили маршрут исследования: Учебно-опытный участок «Центра туризма краеведения и экологии», территория в районе музыкальной школы, остров  Отдыха, административная площадь - северо-западное направление.

- Провели учёт птиц.

         По результатам наблюдений 13 ноября 2012 года в п. Шушенское  отмечено 10 видов  птиц. Учет проводили силами шести человек  с целью подсчета  видов птиц. Мы насчитали в этом направлении 235 птицы.

Учёт показал, что среди  птиц  п.Шушенское  наибольшую численность имеет синицы – 83 птицы, на втором месте -  воробьи  - 75 птиц, на третьем месте - голуби - 34 птицы, на четвёртом месте -  свиристели - 24 особей, на пятом месте - вороны – 8 птиц, на шестом – сороки и поползни – 3 птицы, на седьмом дятлы и снегири – 2 птицы и на последнем восьмом месте  в единственном экземпляре дубонос.

                                     

                               

                                 Ведомость учета птиц в п. Шушенское

Дата:_______13 ноября 2012 г.________________________________________

Место встречи: Учебно-опытный участок «Центра туризма краеведения и экологии», территория в районе музыкальной школы, остров  Отдыха, административная площадь 

Погода (облачность, температура, наличие ветра):___t=-4 С, ясно, безветренно _______________________________________________________

Время суток:__12.30-14.30___________________________________________

Вид птицы

УОУ

Тер. в р-не муз.школы

Остров Отдыха

 Площадь

Всего

«л»

«с»

«л»

«с»

«л»

«с»

«л»

«с»

Синицы

8

9

16

12

3

5

18

12

83

Воробьи

4

6

9

17

2

4

19

14

75

Голуби

4

22

8

34

Свиристели

8

12

4

24

Вороны

2

2

2

1

1

8

Сороки

1

2

3

Поползни

3

3

дятлы

2

2

Снегири

2

2

Дубонос

1

1

Всего

24

31

28

33

5

14

60

38

235

 

«л» летящие

«с» - сидячие

Вывод

Проанализировав все данные, мы можем придти к выводу, что синиц  больше всего в п. Шушенском, а меньше всего нами было замечено дубоносов. Всего насчитано в п. Шушенское 235  птиц.  

Выводы учащихся:

1.      Отмечается  небольшое разнообразие  птиц, обитающих на исследуемой территории (синицы, воробьи, сороки, вороны, голуби, свиристели, снегири, поползни, дятлы, дубонос).

2. Численность популяций птиц поздней осенью сокращается из-за недостатка корма и низких температур.

Библиографический список

1.  А.С. Боголюбов. Программа организации и проведения зимних учетов птиц России: Методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996 стр. 5                                                                  2. А.С. Боголюбов. Исследовательский проект «Фенология птиц»: Методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996 стр.7                                                                                                              3. А. С. Боголюбов. Простейшая методика количественного учета птиц и расчета плотности населения: методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996стр.6-8                                                                                                               4. Мир и человек: Живые обитатели планеты А.А. Вахрушев 3-е изд.                   М: Дрофа 2002     стр. 42-43                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Исследовательская работа "Покормите птиц зимой" для 1 класса

Буклет-книжка для зимних наблюдений за птицами учеников 1 класса. Материал содержит рекомендации по наблюдениям, инструкции, таблицы и творческое задание....

Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...

Зимующие птицы нашего поселка

Проект, выполненный с детьми 3 класса...

Исследовательская работа "Почему птицы улетают на юг?"

Данная работа стала победителем на школьной научно - практической конференции "Шаг в будущее". Работу выполняли учащиеся 1класса, под руководством педагога....

Коллективная исследовательская работа "Почему птицы улетают на юг?"

В данной исследовательской работе учащиеся смогли раскрыть главные причины перелёта птиц....

Исследовательская работа Зимующие птицы Краснодарского края (на примере воробья и синицы)

  Обзор литературных источников    Как правильно организовать подкормку птиц? Изготовление кормушек и организация подкормки птиц.  Наблюдения за поведением птиц на кормушке ...