Исследовательская работа "Много ли птиц в поселке Шушенское поздней осенью"
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная работа посвящена изучению видового состава и численности птиц своей местности силами учащихся школы. Выбранная тема актуальна, т.к. птицы это биологическая защита наших лесов, полей и огородов и зимующие птицы – это показатель осёдлых пернатых нашей местности . В запланированной экскурсии делается акцент на видовое разнообразие обитаемых птиц п. Шушенского и их количественный состав. В качестве основной методики исследования выбран маршрутный учет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_polina_uchet_ptic.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шушенская СОШ №1»
Исследовательская работа
Много ли птиц в поселке Шушенское поздней осенью?
Выполнили: Павлова Полина, учащаяся 3 «В» класса МБОУ «Шушенская СОШ №1» Руководитель: Либлик Елена Александровна - учитель начальных классов МБОУ «Шушенская СОШ №1» Суякина Надежда Витальевна педагог МБОУ ДОДДЮЦ «Центр туризма, краеведения и экологии» |
п. Шушенское 2013
ФИО | Павлова Полина Максимовна |
Дата рождения | 31.12.2003 |
Домашний адрес | Красноярский край, п. Шушенское, ул. Есенина, 21 |
Класс | 3 «В» |
Телефон (сотовый) | 8 ( 39139) 3-63-59 |
Направление работы | экологическое |
Название работы | Много ли птиц поздней осенью в поселке? |
Информация о научном руководителе педагоге-наставнике: ФИО Место работы, должность почтовый адрес телефон | Либлик Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ «Шушенская СОШ №1» 662710, Красноярский край, п. Шушенское 4мкр, дом 12, кв. 4 89509789493 |
Аннотация
Павлова Полина, учащаяся МБОУ «Шушенская СОШ №1» п. Шушенское, 3 В класс
«Много ли птиц в поселке Шушенское поздней осенью?»
Руководитель: Либлик Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ « Шушенская СОШ №1», Суякина Надежда Витальевна педагог МБОУ ДОДДЮЦ «Центр туризма, краеведения и экологии»
Цель работы: изучение многообразия птиц п. Шушенского в осеннее время и определение их количественного состава.
Методы исследования: маршрутный метод, метод конверта, наблюдение, подсчет, фиксирование результатов.
Основные результаты исследования: определить количественный и видовой состав птиц поздней осенью в поселке Шушенское.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Методика проведения учета …………………………………………………….4
Результаты проделанной работы………………………………………………..6
Вывод……………………………………………………………………………..8
Библиографический список……………………………………………………..9
Введение
Данная работа посвящена изучению видового состава и численности птиц своей местности силами учащихся школы. Выбранная тема актуальна, т.к. птицы это биологическая защита наших лесов, полей и огородов и зимующие птицы – это показатель осёдлых пернатых нашей местности [4]. В запланированной экскурсии делается акцент на видовое разнообразие обитаемых птиц п. Шушенского и их количественный состав. В качестве основной методики исследования выбран маршрутный учет.
Цель работы: изучение многообразия птиц п. Шушенского в осеннее время и определение их количественного состава. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- формировать умений работать с информацией;
- определять птиц по внешнему виду и голосам;
- произвести осенью подсчет птиц на территории п. Шушенского.
Объект исследования: птицы поселка Шушенское.
Предмет исследования: углубление знаний и умений определять количество и видовое разнообразие птиц в п. Шушенское.
Гипотеза исследования: как количество и видовой состав птиц может зависеть от погоды, температуры воздуха, места, количества корма.
Методика проведения учета
Для того чтобы определить количество и видовое разнообразие птиц в п. Шушенского мы использовали маршрутный метод - это простейшая методика проведения приблизительного учета птиц [3]. Фиксировали замеченных птиц методом «Конверта» в таблицы, которые мы заготовили заранее и использовали в окрестностях п. Шушенского.
Этот метод отличается относительной простотой. Сущность методики проста. Во время учета мы идем по маршруту – Учебно-опытный участок «Центра туризма краеведения и экологии», территория в районе музыкальной школы, остров Отдыха, административная площадь, - северо-западное направление и отмечаем в полевом дневнике всех встреченных нами птиц, которые летят или сидят.
Описываемая ниже методика маршрутного учета рассчитана, в первую очередь, на внегнездовой (осенне-зимний) сезон, когда птицы кочуют и не «привязаны» жестко к постоянной территории.
Возраст учащихся 9 лет (3 класс). Для проведения простейшего количественного учета требуется лишь знание птиц, обитающих в нашей местности, полевой бинокль и умение аккуратно записывать наблюдения в полевом дневнике[1].
Записи в полевом дневнике.
Начало учета начинается с записи в полевом дневнике: места проведения учета, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра).
Для занесения результатов учета в полевом дневнике готовили небольшую таблицу. В таблице указывали время начало учета и время его окончания, биотоп.
При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечали:
1. вид птицы
2. количество особей
3. характер перемещения птицы (летит или сидит)
Определение видов
Видовой состав определяли с помощью визуальных наблюдений[2], при этом использовали полевой бинокль.
Сбор данных о количественном составе птиц мы осуществляли путем подсчета птиц. Собранные данные фиксировали в полевом дневнике.
Пройденное расстояние измерили по карте при помощи курвиметра. Оно составило 3 км. Исследования проводились – 13 ноября 2012 года.
Условия проведения учетов
- учет не следует проводить, если дождь или ветер ощутимо влияют на интенсивность пения птиц или на слышимость; - во время учета бинокль рекомендуется использовать только при необходимости определения вида замеченных птиц; - нельзя использовать бинокль для поиска далеко расположенных птиц. Птицы, попавшие в поле зрения бинокля во время определения (увиденных невооруженным глазом), и ранее не замеченные, - в учет не вносятся.
Результаты проделанной работы
За время исследования была проделана следующая работа:
- Определили маршрут исследования: Учебно-опытный участок «Центра туризма краеведения и экологии», территория в районе музыкальной школы, остров Отдыха, административная площадь - северо-западное направление.
- Провели учёт птиц.
По результатам наблюдений 13 ноября 2012 года в п. Шушенское отмечено 10 видов птиц. Учет проводили силами шести человек с целью подсчета видов птиц. Мы насчитали в этом направлении 235 птицы.
Учёт показал, что среди птиц п.Шушенское наибольшую численность имеет синицы – 83 птицы, на втором месте - воробьи - 75 птиц, на третьем месте - голуби - 34 птицы, на четвёртом месте - свиристели - 24 особей, на пятом месте - вороны – 8 птиц, на шестом – сороки и поползни – 3 птицы, на седьмом дятлы и снегири – 2 птицы и на последнем восьмом месте в единственном экземпляре дубонос.
Ведомость учета птиц в п. Шушенское
Дата:_______13 ноября 2012 г.________________________________________
Место встречи: Учебно-опытный участок «Центра туризма краеведения и экологии», территория в районе музыкальной школы, остров Отдыха, административная площадь
Погода (облачность, температура, наличие ветра):___t=-4 С, ясно, безветренно _______________________________________________________
Время суток:__12.30-14.30___________________________________________
Вид птицы | УОУ | Тер. в р-не муз.школы | Остров Отдыха | Площадь | Всего | ||||
«л» | «с» | «л» | «с» | «л» | «с» | «л» | «с» | ||
Синицы | 8 | 9 | 16 | 12 | 3 | 5 | 18 | 12 | 83 |
Воробьи | 4 | 6 | 9 | 17 | 2 | 4 | 19 | 14 | 75 |
Голуби | 4 | 22 | 8 | 34 | |||||
Свиристели | 8 | 12 | 4 | 24 | |||||
Вороны | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | |||
Сороки | 1 | 2 | 3 | ||||||
Поползни | 3 | 3 | |||||||
дятлы | 2 | 2 | |||||||
Снегири | 2 | 2 | |||||||
Дубонос | 1 | 1 | |||||||
Всего | 24 | 31 | 28 | 33 | 5 | 14 | 60 | 38 | 235 |
«л» летящие
«с» - сидячие
Вывод
Проанализировав все данные, мы можем придти к выводу, что синиц больше всего в п. Шушенском, а меньше всего нами было замечено дубоносов. Всего насчитано в п. Шушенское 235 птиц.
Выводы учащихся:
1. Отмечается небольшое разнообразие птиц, обитающих на исследуемой территории (синицы, воробьи, сороки, вороны, голуби, свиристели, снегири, поползни, дятлы, дубонос).
2. Численность популяций птиц поздней осенью сокращается из-за недостатка корма и низких температур.
Библиографический список
1. А.С. Боголюбов. Программа организации и проведения зимних учетов птиц России: Методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996 стр. 5 2. А.С. Боголюбов. Исследовательский проект «Фенология птиц»: Методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996 стр.7 3. А. С. Боголюбов. Простейшая методика количественного учета птиц и расчета плотности населения: методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996стр.6-8 4. Мир и человек: Живые обитатели планеты А.А. Вахрушев 3-е изд. М: Дрофа 2002 стр. 42-43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Исследовательская работа "Покормите птиц зимой" для 1 класса
Буклет-книжка для зимних наблюдений за птицами учеников 1 класса. Материал содержит рекомендации по наблюдениям, инструкции, таблицы и творческое задание....
Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...
Исследовательский проект "Голубь птица мира"
Работа учеников 3 класса....
Зимующие птицы нашего поселка
Проект, выполненный с детьми 3 класса...
Исследовательская работа "Почему птицы улетают на юг?"
Данная работа стала победителем на школьной научно - практической конференции "Шаг в будущее". Работу выполняли учащиеся 1класса, под руководством педагога....
Коллективная исследовательская работа "Почему птицы улетают на юг?"
В данной исследовательской работе учащиеся смогли раскрыть главные причины перелёта птиц....
Исследовательская работа Зимующие птицы Краснодарского края (на примере воробья и синицы)
Обзор литературных источников Как правильно организовать подкормку птиц? Изготовление кормушек и организация подкормки птиц. Наблюдения за поведением птиц на кормушке ...