Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_gotov_bez_dat2.docx | 64.27 КБ |
okruzhayushchiy_mir.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | Дата проведения |
План | Факт | |||||||||
1 | Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир». Глобус – модель Земли Эк. Мир глазами эколога | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа | Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | С. 5-6 | |||
2 | Глобус - модель земного шара. Экватор. Параллели и меридианы. | 1 | Комбинированный | Работа с готовыми моделями- глобусом. | Знать, что глобус - модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария | Задания по группам | С. 7-11 | |||
3 | Материки и океаны на глобусе | 1 | Комбинированный | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе) | Знать термины «материки», «океаны». Уметь находить на глобусе материки и океаны | Индивидуальный опрос | С. 12-14 | |||
4 | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» Эк. Что такое окружающая среда | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать формы поверхности -равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе | Фронтальный опрос | Плоская равнина. Холмистая равнина | С.15-18 | ||
5 | Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. | 1 | Комбинированный | Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | Задания по группам | С.19-24 | |||
6 | Учимся читать карту. Физическая карта России . условные обозначения на физической карте. Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России: крупные равнины и горы(3-5 названий),моря, реки, озёра (3-5 названий) » | 1 | Комбинированный | «Элементарные приемы чтения карты | Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты | Индивидуальный опрос | Шкала глубин и высот | С.25-27 | ||
7 | План местности . Масштаб. Практическая работа «Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты» | 1 | Комбинированный | «Элементарные приемы чтения плана местности | Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе. Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного | Фронтальный опрос | Масштаб | С. 28-30 | ||
8 | Холмы и овраги. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Эк. Роль экологии в сохранении природы | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) | Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображение земной поверхности. Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними | Фронтальный опрос | С. 31-34 | |||
9 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» ПДД Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | 1 | Экскурсия | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать правила поведения в природе. Уметь определять формы земной поверхности родного края | Фронтальный опрос | ||||
10 | Стороны горизонта. Линия горизонта. | 1 | Комбинированный | Определение сторон горизонта | Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца | Самостоятельная работа | С. 35-37 | |||
11 | Ориентирование на местности. Компас Практическая работа «Работа с компасом. Определение сторон горизонта с помощью компаса» | I | Комбинированный | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса | Индивидуальный опрос | С. 38-41 | |||
12 | Обобщение по теме «О чем рассказала карта». ПДД Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте | Фронтальный опрос | С. 42, ответы на вопросы | |||
13 | Тела, вещества, частицы. первоначальные представления о веществе. Опыт | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | Фронтальный и индивид, опрос | Молекулы. Атомы | С. 43-48 | ||
14 | Твердые вещества, жидкости и газы. Примеры твёрдых, жидких, газообразных веществ. Опыт | 1 | Комбинированный | Отличие объектов неживой природы от изделий человека | Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы | Фронтальный опрос | С. 49-52 | |||
15 | Взаимосвязь неживой и живой природы Вода - необыкновенное вещество Опыт | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях. Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения | Работа в парах | С. 53-55 | |||
16 | Взаимосвязь неживой и живой природы Обобщение по теме «Из чего все на свете». | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы | Фронтальный опрос | С. 56, ответы на вопросы | |||
17 | Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба). Практическая работа «Изучение свойств воды в жидком состоянии и твёрдом состоянии» | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | Фронтальный опрос | Виды жидкостей (спирт, ртуть, керосин, бензин) | С. 57-62. , Доклад о свойствах воды | ||
18 | Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приёмами использования. Термометр и его устройство. Практическая работа «Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изготовление модели термометра» | 1 | Комбинированный | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра | Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу | Фронтальный и индивидуальный опрос | Шкала термометра | С. 63-67 | ||
19 | Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)» Опыт Практическая работа «Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололёда» | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды | Фронтальный опрос | Гололед | С. 68-71. Доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками | ||
20 | Свойства воды в газообразном состоянии Опыт | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях | Оформление заданий в таблицах, устный опрос | Испарение | С. 72-74 | ||
21 | Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Обобщение по теме «Вода и ее свойства». | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде | Устный опрос | С. 75, ответы на вопросы | |||
22 | Круговорот воды в природе | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе | Фронтальный и индивид, опрос | С. 76-80 | |||
23 | Вода в природе. Туман и облака. Осадки Наблюдение | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь) Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков
| Фронтальный опрос | Туман и облака. Осадки. Дождевые, перистые, кучевые, слоистые облака. Роса. Иней | С. 81-84 | ||
24 | Вода - растворитель (третье заседание клуба) Очистка воды с помощью фильтра. Опыт | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Иметь представление о том, что вода - растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества | Задания по группам | Растворимые и нерастворимые вещества | С. 85-87 | ||
25 | Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов. Растворы в природе. Опыт | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды. | Знать о значении природных растворов. Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды | Индивидуальный опрос | С. 88-90 | |||
26 | Почему воду надо беречь? Значение воды для растений, животных человека. Охрана водоёмов, бережное отношение к воде. Эк. Источники загрязнения воды | 1 | Комбинированный | Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь охранять водные богатства | Фронтальный опрос | Пресная вода | С. 91-94 | ||
27 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства | Индивидуальный опрос | С. 95, ответы на вопросы | |||
28 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Океан, которого нет на карте и глобусе Опыт | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружаю щий нас, присутствует в твердых телах и в воде | Задания по группам | Атмосфера | С. 96-99 | ||
29 | Воздух - это смесь газов, смесь газообразных веществ(азот, кислород, углекислый газ и другие газы) Опыт | 1 | Комбинированный | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород. Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа | Индивидуальный опрос | Фотосинтез | С. 100-102 | ||
30 | Свойства воздуха (четвертое заседание клуба) Практическая работа «Изучение свойств воздуха» | 1 | Комбинированный | Свойства воздуха | Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного. Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного | Фронтальный опрос | С.103-108 | |||
31 | Взаимосвязь неживой и живой природы.Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Эк. Источники загрязнения воздуха | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха | Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного | Устный опрос | С.109-110. Ответы на вопросы | |||
32 | Движение воздуха (ветер).Температура воздуха. Практическая работа «Измерение температуры воздуха с помощью термометра» | 1 | Комбинированный | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра | Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра | Устный опрос | С. 111-114 | |||
33 | Взаимосвязь неживой и живой природы.Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Ветер. Наблюдение | 1 | Комбинированный | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером и анемометром. | Задания по группам | Ураган. Штормовой ветер. Флюгер. Анемометр | С. 115-119 | ||
34 | Что такое погода? Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Наблюдения за погодой Практическая работа «Подкормка птиц» | 1 | Комбинированный | Явления природы. | Иметь представление о погоде. 3 н а т ь, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений | Индивидуальный опрос | С.120-122 | |||
35 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. | Фронтальный опрос | С. 123-124 | |||
36 | Твёрдые вещества.Горные породы | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать, что горные породы -природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | Полезные ископаемые, распространенные в родном крае (2-3 названия), их использование | С. 5-8 | ||
37 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Разрушение горных пород Практическая работа «Расширение твердых тел при нагревании» | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. У меть наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды | Фронтальный и индивидуальный опросы | Разрушение горных пород | С. 9-11 | ||
38 | Что такое минералы? Практическая работа «Сравнение минералов по твердости» | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Иметь представление о минералах как составных частях горных пород. Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу | Фронтальный опрос | Минералы, твердость минералов | С. 12-15 | ||
39 | Полезные ископаемые | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита | Фронтальный опрос | С. 16-21 | |||
40 | Свойства твёрдых тел (на примере полезных ископаемых). Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба) Практическая работа «Изучение свойств полезных ископаемых(известняка, мрамора, песка, глины)» | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать свойства полезных ископаемых. У меть в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | Устный опрос | Свойства полезных ископаемых | С. 22-25 | ||
41 | Использование и охрана полезных ископаемых . Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами | Индивидуальный опрос | С. 26-30 | |||
42 | Твёрдые вещества. Обобщение по теме «Тайны недр Земли» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать свойства полезных ископаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану | Тест | Тестирование | |||
43 | Взаимосвязь неживой и живой природы. Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Как образуется почва. | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания | Самостоятельная работа | Почва, ее значение для жизни | С. 31-34 | ||
44 | Почва – единство живого и неживого, её примерный состав, свойства, значение для жизни. Почва и ее состав (шестое заседание клуба) Практическая работа «Определение примерного состава почвы» | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств | Знать, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | Фронтальный и индивид, опрос | Почва и ее состав. Плодородие. Перегной. Минеральные соли | С. 35-38 | ||
45 | Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) Обобщение по теме «Почва» | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему | Устный опрос, работа в парах | С. 39-42 | |||
46 | Лес. Взаимосвязь в сообществе. Растения и животные леса. Лес и его обитатели. Практическая работа «Работа с гербариями растений леса» | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе | Беседа по статье | Лес и его обитатели. Ярусы леса | С.43-49 | ||
47 | Луг. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные луга. Размножение животных. Луг и его обитатели Практическая работа «Работа с гербариями растений луга» | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкрет: ных примерах) | Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе | Беседа по вопросам | Луг и его обитатели | С.50-54 | ||
48 | Поле. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные поля. Поле и его обитатели Практическая работа «Работа с гербариями растений поля» | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и воз- можность их совместного оби- тания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе поля | Работа по группам | Поле и его обитатели. Зерновые культуры Искусст- венное природное сообщество | С.55-58 | ||
49 | Водоём. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные водоёма. Пресный водоем и его обитатели | 1 | Комби- ниро- ванный | Взаимосвязь растений и животных (на конкрет ных примерах)- | Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема | Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос | Пресный водоем и его обитатели | С. 59-64 | ||
50 | Болото. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные болота. Болото и его обитатели | 1 | Комби- нированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать многообразие расти-тельного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе | Фронталь- ный и индивидальный опрос | Болото и его обитатели | С. 65-68 | ||
51 | Экскурсия «Природные сообщества родного края.» ПДД Виды транспортных средств. пециальные транспортные средства. На загородной дороге | 1 | Экскур- сия | Взаимосвязь растений и животных (на конкрет- ных примерах). Правила поведения в природе | Знать многообразие расти- тельного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам | Фронталь- ный опрос | Природные сообщества родного края | Ответы на вопросы | ||
52 | Обобщение по теме «Природные сообщества» Эк. Охрана растений | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать понятие «природное сообщество». Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ | Беседа по вопросам. Тест | Тестирование | |||
53 | Роль и значение лесов в жизни человека | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | Устный опрос. Практическая работа | С. 69-73 | |||
54 | Экскурсия Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе | Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу | Устный опрос | С. 74-78. Составить правила безопасного поведения в лесу для первоклассников | |||
55 | Роль и значение луга в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе | Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие луговому сообществу | Самостоятельная работа | С. 79-82 | |||
56 | Роль и значение болота в жизни человека. Влияние человека на болото. Охрана болот родного края. Надо ли охранять болота? | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы | Знать об опасности прогулок около болот; значение болот в природе и жизни человека Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах | Работа в парах и по группам | С.83-85 | |||
57 | Роль и значение водоёмов в жизни человека. Дары рек и озер Эк. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование | Знать реки и озера России и родного края. Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов | Фронтальный опрос | С.86-89 Составить правила безопасного поведения у водоемов для первоклассников | |||
58 | Экскурсия Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба) Эк. Экологические прогнозы | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе | Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года. Уметь выполнять правила безопасного поведения | Работа в группах | С. 90-93 | |||
59 | Человек - защитник природы Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств. Правила поведения в природе | Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края | Фронтальный и индивидуальный опросы | Заповедники России | С. 94-96 | ||
60 | Охрана природных сообществ родного края. Природа будет жить! Эк. Природоохранная работа | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств | Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных | Фронтальный опрос | Красная книга России, заповедники, национальные парки | С. 97-102 | ||
61 | Экскурсия «Почвы родного края» Эк. Экологические проблемы почвы ПДД Переходим дорогу,перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы | Фронтальный опрос | Почва, ее значение для жизни | Ответы на вопросы | ||
62 | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» | 1 | Обобщение знаний. Викторина | Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств | Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства | Тест | Тестирование | |||
63 | Лента времени Практическая работа «Определение последовательности исторических событий» | 1 | Комбинированный | История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени | Фронтальный опрос | С.103-107 | |||
64 | Города России - Золотое Кольцо России Практическая работа «Работа с картой – города Золотого кольца России» | 1 | Комбинированный | Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России | Задания по группам | С.108-123 | |||
65 | Санкт Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт – Петербурга, достопримечательности. Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба) Практическая работа «Расположение Санкт-Петербурга» | 1 | Комбинированный | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города | Индивидуальный опрос | С.124-136 Отметить на плане-карте города его достопримечательности | |||
66 | Обобщение по теме «Путеше- ствие в про- шлое ПДД Безопасность пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии. | 1 | Обобще- ние зна- ний. Викто- рина | История отечества: от- дельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные собы- тия, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени | Беседа по вопросам. Тест | Тести- рование | |||
67 | Экскурсия в краеведческий, художественный музей | 1 | Экскур- сия | Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать историческое значение и основные достопримечатель- ности родного города (поселка), родного края. Уметь показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных достопримечательностях | Фронтальный опрос | Ответы на вопросы | |||
68 | Резерв Обобщение по теме «Наша страна Россия» |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов. Авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова , 2005 г.
По программе 68 часов. 2 часа в неделю. Запланировано 67 часов. Выпадает – 8 марта
Практических работ – 20
Экскурсий -6
Программу обеспечивают следующие пособия:
- Федотова О. Н, Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Наш мир. 3 класс: учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
- Федотова О. Н, Трафимова Г. В., Трафимов С. А.,Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М: Академкнига / Учебник,
2009.
- Федотова О. Н, Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2005.
- Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2005.
№ | Раздел программы | Количество часов по программе | Количество часов в планировании | № урока |
1 | Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов | 2 | 2 | 18,25 |
2 | Планета, на которой мы живём | 12 | 12 | 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 |
3 | Неживая природа | 16 | 18 | 17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 29, 30, 32, 34, 39, 40, 41, 42, 13, 14,36 |
4 | Взаимосвязь неживой и живой природы | 16 | 14 | 46, 45, 44, 43, 37, 35, 31, 28, 27, 21, 16, 15, 33, 38 |
5 | Природные сообщества | 16 | 16 | 62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47 |
6 | Наша страна Россия | 6 | 6 | 63, 64, 65, 66, 67, 6 |
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
► дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Интегрировано с курсом «Окружающий мир» изучается курс «Экология».
На уроках окружающего мира проводятся занятия по правилам дорожного движения.(ПДД)
№ урока | Тема | Дата проведения |
9. | Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | |
12. | Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. | |
45. | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | |
52. | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. На загородной дороге. | |
67. | Безопасность пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе и во время аварии. |
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
- понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
- три состояния вещества в природе;
- основные свойства воды и воздуха;
- источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
• некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
- полезные ископаемые родного края;
- значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
- географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
- особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
- города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
•достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга. Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
- ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
- проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
- измерять температуру воды и воздуха;
- письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
- описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
- делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
- написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- ориентироваться на местности по компасу;
- принимать посильное участие в охране и защите природы;
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к календарно-тематическому планированию для 3 класса КОУ 8 вида
Программа разработана на основе рекомендуемых министерством программ под редакцией В.В. Воронковой...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Окружающий мир.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающий миру 1 класс, УМК "Перспектива". Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе...
Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс УМК «Школа России»
Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс УМК «Школа России» ...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2класс.
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2класс. "Школа России"...
Пояснительная записка с календарно - тематическим планированием по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Пояснительная записка с календарно -тематическим планированием по окружающему миру 4 класс...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...