Познавательная игра для 1 класса.
материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Цели: дать первоначальное представление о лесе; познакомить с произведениями искусства на тему «Лес»; Воспитывать бережное отношение к растениям леса; совершенствовать речь учащихся, развивать мышление, учить сравнивать, делать вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_igra_dlya_1_klassa.docx | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная игра для 1 класса
«О чем поведал Лесовичок. Что растет в лесу?»
ГБОУ СОШ № 2075
Учитель Шагаева В.П.
Цели: дать первоначальное представление о лесе; познакомить с произведениями искусства на тему «Лес»; Воспитывать бережное отношение к растениям леса; совершенствовать речь учащихся, развивать мышление, учить сравнивать, делать вывод.
Оборудование: костюмированный персонаж Лесовичка, ТСО, презентация «Растения леса», «Лес в изображении русских художников. И.И.Шишкин – царь леса». Видео@mail.ru.
Ход мероприятия
У: Сегодня мы отправляемся в гости к Лесовичку. А кто из вас его знает? Где и когда вы слышали это слово? Перед походом давайте вспомним правила дорожного движения по загородной дороге. (Дети говорят, что идем спокойно, не обгоняя друг друга, идем по левой стороне дороги т. к. там нет тротуара, чтобы водитель встречного транспорта нас видел. На дорогу нельзя кидать камни, палки, пустые бутылки из-под напитков, упаковки из-под пищи.)
Если мы идем в гости к Лесовичку, то давайте напомним друг другу о правилах поведения в лесу( не шумим, не включаем громко музыку, не ломаем ветки кустов и деревьев, не бросаем оберточный материал, не рвем цветов, не трогаем руками гнезд).
Кто из вас знает дорогу? Что же делать? Да, можно включить новигатор. А кто из вас слышит стук?
Лесовичок: Я услышал, что вы ко мне собираетесь в гости, это здорово. Сейчас ко мне легко катить на лыжах, а в другие времена года, пешком. Я услышал ваши знания о правилах дорожного движения, умении вести себя в лесу. Так что в путь, юные друзья. Я вам расскажу о том, что растет в лесу.
Звучит песня «Вместе весело шагать», дети подпевают.
Показ кадров «Лес, растения леса.» Лесовичок ведет рассказ:
-Как хорошо в лесу! Как привольно здесь дышится! Весело шумят зеленые кроны деревьев, выглядывают из-под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинками рассыпались по травяному ковру ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы. Главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Растения не любят одиночества. Из глубокой древности , из седой былинной старины пришли к нам короткие, как выдох лесоруба, слова: «луг», «лес», «бор», или же, что немного протяжнее: «дубрава».
-А какие деревья растут в лесу? (Дети перечисляют названия деревьев)
По тому и леса бывают разные: если в них растут деревья, ветки которых покрыты листочками, то лес называют лиственным. В нем растут дубы, липы, осины, березы, клены, ясени. Можно встретить рябину, черемуху, орешник, дикорастущие яблони, груши, терновник, бузину, малину. А вот лес, в котором не видно деревьев с листочками, только сосны упираются своими ветвями в небо. Или вот совсем темный, мрачный лес, в котором лишь ели хозяева. И сосновый, и еловый лес называют хвойными.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне Лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Жизни кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
-Как вы думаете, почему у этих лесов такое название? (Вместо листочков у елей и сосен иголочки-хвоинки).
-Чаще всего встречаются смешанные леса. В них растут травы, ягоды, грибы.
Какие бывают леса
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья-
Тут все деревья от «А» и до «Я».
А.Кочергина
-А вы умеете отличать деревья? Что вам помогает делать это?
-Сейчас я вам раздам загадки о деревьях, а вы попробуйте отгадать и доказать его название (раздает загадки детям, а те, прочитав, подумав, увидев на картине называют и обосновывают свой ответ)
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель)
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь)
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
Дерево чудесное,
Листья интересные-
Ввеерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан)
Летом знойным зацветет-
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто - же дерево узнал? (Липа)
Не береза, не сосна-
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
Лесовичок: А вы умеете играть? Игра называется «Замени словом – признаком». Я говорю словосочетание, а вы замените одним словом, отвечающим на вопрос КАКОЙ?
Например, лист березы - березовый;
Лист липы-
Лист клена-
Лист тополя-
Шишка ели-
Шишка сосны-
Лист дуба-
Лист осины-
Лист ивы-
Лесовичок: Знаете игру «Четвертый лишний»? Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.
Клен, рябина, ель, тюльпан;
Береза, дуб, шиповник, тополь;
Осина, липа, дуб, ель;
Сосна, тополь, рябина, ива;
Липа, осина, клен, яблоня;
Лесовичок: Я очень люблю «Игру в слова». Знаете такую? Научу. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее, например, для слова «береза». Объясните свой выбор.
Словарь: Желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево, символ России.
У: Разве только деревья в твоем царстве, Лесовичок?
Лесовичок: А как вы назовете одним словом: смородина, шиповник, малина, орех? (конечно, кустарники).
-Докажите, что это кустарники (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких).
-А что есть в моем хозяйстве еще? Какие растения? (Травы).
-А какие травы знаете вы? (Перечисляют известные им травы: одуванчики, мать-и-мачеха, репейник. колокольчик, крапива, заячья капустка. воробьиный щавель, конский щавель, медуница, ландыш, крапива, душица, зверобой, сергибус… Причем, они имеют два названия: одно простое имя, а второе научное.
Лесовичок: Попробуйте найти правильную отгадку для этих загадок (выдаются загадки для групп детей):
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки-
Собираем огоньки. (Земляника).
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашки)
Кто ни прикасается, за того цепляется.
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репейник.)
Только тронь – отдернешь ладонь;
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)
Лесовичок: А эту загадку вы не отгадаете!
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью - питает,
А зимой – согревает. (Лес.) Правильно, это мой дом, лес. Лес это замечательное природное богатство. Посмотрите, как русский лес, его жизнь воспели художники, поэты, писатели, композиторы. (Показ отрывка из видеофильма «Иван Шишкин – царь леса».
- (Лесовичок) А что же еще растет в лесу, кто заметил? (Ну, конечно же мхи и грибы. Это особый мир растений. Обучаясь в школе, беседуя со старшими, посещая интернет – сайты, вы многое можете узнать для себя.
Загадки про грибы
В этом разделе находятся загадки про грибы для детей. Причем не только загадки про обычные грибы: боровики, волнушки, грузди, лисички, опята, подосиновики и подберезовики, а также загадки про сыроежки, но и загадки про ядовитые грибы: мухоморы и поганки.
Глубоко был спрятан он, |
ОТВЕТ боровик |
Коренастый, в шляпе новой |
ОТВЕТ боровик |
Растут на опушке |
ОТВЕТ волнушки |
Весь Антошка - |
ОТВЕТ гриб |
С виду он похож на зонтик, |
ОТВЕТ гриб |
Стоял на крепкой ножке, |
ОТВЕТ гриб |
Землю пробуравил, |
ОТВЕТ гриб |
Кто стоит на крепкой ножке |
ОТВЕТ гриб |
Осень, дождь на целый день, |
ОТВЕТ гриб |
Маленький, удаленький, |
ОТВЕТ гриб |
Я под шапкой цветной |
ОТВЕТ гриб |
У кого шапка без головы, |
ОТВЕТ гриб |
Под кустами, |
ОТВЕТ гриб |
Раздвинув листву, |
ОТВЕТ гриб |
Зашёл мужик в сосняк, |
ОТВЕТ груздь |
Золотистые ... - |
ОТВЕТ лисички |
Что за желтые сестрички |
ОТВЕТ лисички |
Рыжие ушки с лисьей макушки |
ОТВЕТ лисички |
Под листами на поляне |
ОТВЕТ лисички |
У тенистого лога |
ОТВЕТ моховик |
Он в лесу стоял, |
ОТВЕТ мухомор |
Возле леса на опушке, |
ОТВЕТ мухомор |
А вот кто-то важный |
ОТВЕТ мухомор |
Знают даже малыши |
ОТВЕТ мухомор |
На лесной опушке дальней |
ОТВЕТ мухомор |
Нет грибов дружней, чем эти, - |
ОТВЕТ опята |
Что за ребятки на пеньках |
ОТВЕТ опята |
Смотрит свысока – |
ОТВЕТ поганка |
Скромный, тоненький и бледный... |
ОТВЕТ поганка |
Бледная она стоит, |
ОТВЕТ поганка |
Не спорю - не белый, |
ОТВЕТ подберезовик |
В роще у берёзки |
ОТВЕТ подберезовик |
Мальчик с пальчик, |
ОТВЕТ подосиновик |
Я в красной шапочке расту |
ОТВЕТ подосиновик |
Что за за гриб стоит на кочке |
ОТВЕТ подосиновик |
Я родился в день дождливый |
подосиновик |
Вдоль лесных дорожек - Молодцы! Как вы мне понравились! Какие вы любознательные! Мне с вами Было интересно общаться. А вам понравилось? Что вы узнали нового? |
Литература: Антропов Н.В., Кузнецова Л.М.,Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана-Графф, 2002.
Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:ГИЦ Владос, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. / Составитель Л.А.Багрова; Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Познавательная игра для 3-4 классов «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»
Познавательная игра для 3 - 4 классов. В ней принимают участие 4 команды. Дети отвечают на вопросы, а из ответов составляют задуманное слово....
Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс
В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...
«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе игры обобщаются и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...
Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»
Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...
Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)
Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...
Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»
Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...
Интеллектуально-познавательная игра по окружающему миру "Своя Игра".
Игра для 1 класса...