Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная методическая разработка применялась учителем (Ахпателова В. В. - ГБОУ № 47 Петроградского района г. Санкт-Петербург) на открытом уроке, который проходил в 2009 - 2010 учебном году в рамках районного конкурса педагогических достижений "Учитель Петроградской стороны", в котором автор данной методической разработки заняла I место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Растения-переселенцы" | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (3 КЛАСС)
В РАМКАХ РАЙОННОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
2009 – 2010 УЧЕБНОГО ГОДА
проект
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ».
по теме:
«Культурные растения в жизни человека.
Растения - переселенцы».
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2009 -2010 учебный год
Тема урока:
Цель урока: познакомить учащихся с растениями – переселенцами, с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение культурных растений в жизни человека;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с растениями-переселенцами;
- расширить знания детей о культурных растениях;
- сформировать представление детей о многообразии культурных растений;
Воспитывающие:
- формирование у детей умения работать в коллективе, в парах, слушать товарищей;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Развивающие:
- развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность, мышление, речь;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность;
Оборудование: мультимедиапроектор; презентация «Проект «Растительный мир Земли», часть I – «Растения-переселенцы»; конверты с заданиями, муляжи плодов; плакаты с надписями; декорации к инсценировке сказки Г. С. Эрдели; карта Мира;
Ход урока:
Приготовление рабочего места. Психологический настрой на работу.
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
умею слушать мнения других.
Какие труды, такие и плоды.
I. Организационный момент
- Сегодня, на уроке, мы продолжим работу над проектом «Растительный мир Земли». Я напомню, что на сегодняшний день мы рассмотрели такие темы, как: «Растения повсюду», «Значение растений», « Растения – живые существа», «Растения хищники, растения-паразиты», «Необычные растения», «Хлеб – всему голова», «Страницы Красной книги»…
- Обратите внимание на эпиграф рабочей недели, в частности, сегодняшнего урока «Какие труды, такие и плоды». Почему эпиграфом недели я выбрала именно эту пословицу, вы поймете чуть позже, хотя, с другой стороны, пословица является подсказкой к теме урока.
II. Повторение изученного материала
Инсценировка сказки:
- В качестве повторения и закрепления пройденного материала вам предлагается посмотреть инсценировку сказки Г. С. Эрдели «…». Название предложите позже. И ответите всего на один вопрос.
Сказка Г. С. Эрдели «Надо жить дружно»
(Инсценировка сказки учениками: Дуб, Корни, Листья, Желуди, Птицы, Белый Гриб)
«Жил-был высокий дуб – красивый, с большими ветвями, густой зеленой листвой, радовал всех, кто проходил мимо. Под землей росли его корни. Их никто не видел, но корни были тоже большими, мощными, глубоко они опускались в землю.
Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни.
Листья выбирали из воздуха углекислый газ, который они с помощью солнечных лучей перерабатывали в необходимые для роста вещества. Росли листья сами и растили своих деток – желудей. Часть веществ они передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду и передавали ее листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло.
На зиму дуб засыпал и видел хорошие сны о теплых летних днях, когда в его ветвях вили гнезда птицы, около корней устраивали свои гнезда звери, росли грибы.
Но однажды дуб проснулся и думает: « Как я велик и могуч! Меня любят птицы, звери и даже грибной царь – белый гриб! В жаркую погоду под моей тенью укрываются люди, любуясь мною. Моя красота, моя сила – это ветви и листья. Так зачем же отдавать вещества корням?»
Обрадовались листья: « Конечно, не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить только на себя, нас станет еще больше, дерево будет еще краше!»
Напрасно корни убеждали, что без них дерево погибнет, и не сможет расти. «Вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаете в воздух водяных паров больше, чем весите сами!»
Не слушали эти слова листья: «Нам будет лучше, если мы станем работать на себя!»
«Хорошо, - вздохнули корни. – Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем, и не будем работать на вас. Каждый будет жить сам по себе».
Незаметно прошло лето, наступила осень, а затем и суровая зима.
Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Прилетели пернатые к своему дубу, но не узнали его.
Стоит дуб без листьев, весь сухой: зимой вымерзли почки, потому что в них не было воды. Погибли их корни, не получившие от листьев питание.
Стоит теперь в лесу мертвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.
Вопрос: - О чем вас заставила задуматься эта сказка?
- Как вы предлагаете озаглавить сказку?
- Корень – главный орган любого растения.
- Что, кроме растений, не может существовать без корня? (слова)
- Почему слова не могут существовать без корня? (Корень - общая главная часть родственных слов).
- Есть хорошая русская пословица, которая гласит: «Без корня даже полынь не растет».
Зачитывается отрывок из сочинения-эссе ученика класса на тему «Корень»:
«…Слово корень имеет несколько значений. Корень имеют растения, корень имеют слова. Корень – это основа, то, с чего все начинается и без чего все умирает. Если у дерева отрубить корень, оно умрет, потому что не будет питания, и нечем будет держаться за почву. Если из слова убрать корень, то не будет и слова. Корень самая главная часть растения, слова, вообще, многого…».
III. Изучение нового материала
- Ну а сейчас мы оправляемся с вами в путешествие по материкам. Может, кто-нибудь уже догадался, какова же тема урока?
Тема урока: «Культурные растения в жизни человека. Растения –переселенцы». (слайд 2)
- Все растения, о которых вы сегодня услышите, можно объединить вот чем: все они - растения-переселенцы, они пришли (а чаще приплыли) в Европу с других континентов, из других стран.
- Сколько материков существует? (Шесть: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида).
- Мы отправимся в путешествие только на три материка, еще на три мы не поедем. Как вы думаете, на какие материки мы не отправимся и почему? (Антарктида – вследствие климатических условий, в Антарктиде не произрастают, в частности, культурные растения.
Евразия – материк, на котором мы живем.
(Австралия - Есть в Южном полушарии чудесный материк.
Водой двух океанов омывается он.
Несметные богатства в земле его скрываются:
Там нефть и газ, и золото, и уголь добываются.
Там развиты промышленность и сельское хозяйство,
И так же как в Америке там деньги называются.
Никто не догадался что это за материк?
При всех достоинствах Австралии: эндемичные растения и животные, которых больше нигде нельзя встретить, богатства недр земли…Австралия не дала миру ни одного одомашненного млекопитающего, не дала человечеству ни одного культурного растения!)
- На каждый из трех континентов были отправлены экспедиции, чтобы привести оттуда растения, которые впоследствии стали культурными растениями, без которых нашу жизнь сегодня трудно представить. Сейчас эти растения представят вам ваши одноклассники.
- Первая экспедиция была отправлена в Южную Америку.
1-ый ученик:
Кругла, рассыпчата, бела, На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная…(картошка)
- Верно. Это картофель. Родиной картофеля является Южная Америка.
(слайд 3)
- В 16 веке из Америки в Европу был привезен первый картофель. В Европе картофель стали называть земляными яблоками.
(слайд 4)
- Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки. Медведь не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.
- Во Франции, к примеру, цветами картофеля королева украшала свою прическу, а сам король носил цветы картофеля у себя на груди в качестве украшения.
2-ой ученик:
- В Англии, к примеру, адмирал решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Европе.
- В Россию картофель был завезен при Петре I. Картофель входил в быт в России с огромными трудностями. Крестьяне считали большим грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Но в России в 18 веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: « Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».
Учитель:
- Да, действительно, трудно сегодня представить наш стол без картошки. Какие полезные и вкусные блюда можно приготовить из картошки? Давайте поиграем в игру « Я бы съел…». Вы должны закончить фразу «Я бы съел…» блюдом, приготовленным из картофеля. Как в Белоруссии называется национальное блюдо из картофеля? (драники) В каком же веке картофель попал в Европу? В каком веке картофель стали употреблять в России?
- Картофель – очень полезный продукт. Его называют вторым хлебом. Как вы думаете почему?
Врач – диетолог:
- Картофель – универсальный продукт. В нем содержатся витамины В1 (как известно – это витамин бодрости), витамин А (витамин роста), никотиновая кислота, витамин С (защита от инфекций), такие минеральные вещества, как: калий, кальций, железо, цинк, медь…В картофеле содержится много крахмала. Самый полезный картофель – печеный, так как именно в нем в наибольшем количестве сохраняются полезный вещества.
3-ий ученик:
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят.
(помидор) (слайд 5)
- Родина томатов Южная Америка, Перу.
(слайд 6)
- Не сразу было оценено и растение «томатль». Сначала томаты разводили как декоративное растение, плоды его считались ядовитыми. Первыми томаты стали есть итальянцы, и за отменный вкус их назвали «помидоро» - золотое яблоко. В России помидоры стали выращивать в конце 18 века.
Врач – диетолог:
- Помидоры – ценнейший продукт питания. В помидорах есть такие витамины, как: В1, А, К (способствует остановке кровотечения, заживлению ран), фолиевая кислота, которая является гарантом хорошего настроения. Мой совет – ешьте помидоры!
4-ый ученик:
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)
(слайд 7)
- Тыква прибыла в Евразию из Южной Америки. Немало интересного можно рассказать о тыкве. В некоторых странах из тыквы делают посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. Их тыкв строят плоты, для переправы через реку.
(слайд 8)
- В Индии тыкву используют для ловли обезьян. Просверлив небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного семян. Зоркие обезьянки любопытны и жадны. Засунут лапку в отверстие, наберут полную горсть семян. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьяна на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.
Врач – диетолог:
- Тыква - очень полезный продукт питания. В ней помимо прочих витаминов и минеральных веществ, содержатся пектиновые вещества, которые являются фильтрами – губкой, впитывающей вредные бактерии, дезинфицирующие организм. Употребляйте в пищу как можно больше тыквы.
Учитель: Какие блюда делают из тыквы?
Учитель: следующая экспедиция была отправлена в Северную Америку.
5-ый ученик:
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем.
(подсолнух)
(слайд 9)
(слайд 10)
- Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнух-«иностранец». Родина – Мексика. Когда-то там он считался священным цветком. Древние мексиканцы назвали растение «солнечными цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах. В 16 веке заморская диковинка стала красоваться на клумбе в ботаническом саду столицы Испании Мадриде. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в этом цветке видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.
- И только в России крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать масло. В России подсолнух нашел не столько свою вторую родину, сколько переродился. И люди поняли, что ценность растения ни в цветках, а в семенах.
Учитель:
- А скажите, из чего на Руси делали растительное масло, до того как стали выжимать мало из подсолнечника? (лен, конопля)
Учитель: Следующая экспедиция побывала в Африке.
6-ий ученик:
В поле росла, под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла.
(пшеница)
(слайд 11)
(слайд 12)
- Трудно сегодня представить наш стол без душистого пшеничного хлеба. В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белков, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
Учитель:
- В наше время хлеб делают из пшеницы – это белый хлеб. А как в старые времена на Руси назывался хлеб из белой муки в виде замка? (калач)
- Кто мог позволить себе есть калачи?
- А из чего еще можно выпекать хлеб? (рожь, кукуруза, рис…)
- Почему обыкновенный хлеб причисляют к чуду, к величайшим изобретениям человечества?
(Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира).
- Какие культуры относятся к русским культурам? (репа – сказка «Репка»);
- Как вы считаете, ребята, горох – это русская культура или тоже растение – переселенец? Есть такое выражение: «У царя Гороха» (очень давно).
7-ой ученик:
(слайд 13)
- Горох уже очень-очень давно был завезен из Северной Африки. В старые времена горох считался царем на полях крестьян. Это неприхотливая культура, богатая белком. Крестьяне добавляли горох в пшеницу: хлеб тогда не портился, а становился вкуснее и питательнее.
- Хлеб можно выпекать даже из фасоли. Кстати, фасоль – растение – переселенец. И переселилось оно к нам из Южной Америки, а, в частности, из Бразилии. Фасоль очень богата белком, впрочем, как и все бобовые культуры, Мука из фасоли – идеальная для приготовления хлеба. А, вообще, фасоль, в странах Южной Америки считается первейшей едой. Она представляет собой основное блюдо, а на гарнир к ней подают мясо.
Врач – диетолог:
- Горох и фасоль – просто кладезь витаминов и минеральных веществ. В них содержатся все витамины и все минеральные вещества, причем, в максимальных количествам по сравнению с другими плодами.
- Говорить о растениях – переселенцах можно долго. Обо всех рассказать просто невозможно, это и баклажаны, и арбузы, и перец, и кукуруза…
Учитель:
- Как плоды и семена попадают на новые территории?
- Все эти растения добрались до нашей страны, до Европы при помощи людей и транспорта, в основном лодок и кораблей. Ну, об этом более подробно, мы поговорим на следующем уроке. И вы узнаете, что есть: «растения – наездники», «растения – зеленые зайцы», «растения – водные марафонцы»…
Физкультминутка
Учитель:
- В великом и могучем русском языке есть достаточно много фразеологизмов, в которых используются названия различных плодов, либо блюд, сделанных из плодов. Может, Вы вспомните и назовете некоторые из них? Я предлагаю Вам следующие фразеологизмы…Объясните, что они обозначают:
«растения – водные марафонцы»…
- Проще пареной репы. (Очень просто. «Выполнить работу, которую Вы мне предлагаете, для меня - «проще пареной репы»).
- Дешевле пареной репы. (Очень дешево. Купила шубу «проще пареной репы»).
- Каши не сваришь. (Ничего не добьешься, не сговоришься с кем либо. «Нет. С этими людьми «каши не сваришь». Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней).
- Каши просят. (Обозначает название обуви, либо части обуви. Сильно поизносились, продырявились, требуют починки. «Ваши сапоги каши просят»).
- Калачом не заманишь. (Никаким способом, ничем не зазовешь кого-либо. «Вы меня на улицу и калачом не заманите»).
- Тертый калач. (Очень опытный, много испытавший на своем веку человек, которого трудно провести. «Мужчина по всему было видно – «тертый калач»).
- Как свинья в апельсинах. (Ничуть, совершенно не разбираться в чем-либо. «Вы разбираетесь в поэзии, как «свинья в апельсинах»).
- Задавать перцу. (Строго выговаривать, сильно бранить, или беспощадно громить. «Я задам тебе перцу!»).
- Даром хлеб есть. (Жить без дела, напрасно, не принося пользы. «Ты ленивец «даром хлеб ешь»).
- Бобы разводить. (Вести пустые разговоры, задерживать внимание на пустяках. «Хватит Вам бобы разводить»).
- Остаться на бобах. (Остаться в конце дела ни с чем. «Работал, работал – остался на бобах»).
- Яблоко раздора. (Причина ссоры. «Яблоком раздора послужил ретро-автомобиль).
- Яблоку негде упасть. (Очень тесно, многолюдно. «На площади «яблоку негде было упасть»).
- Хлебом не корми. (Ничего другого не надо, кроме того, о чем говорится. «Хлебом его не корми, дай только с удочкой посидеть».
- Толоконный лоб. (толокно – овес) (Глупый, бестолковый человек. «Жил-был поп, толоконный лоб». Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
- Хрен редьки не слаще. (Одно не лучше другого. «Обмен состоялся, но «хрен редьки не слаще»).
- Хуже горькой редьки. (Совершенно невыносимо, несносно. «Надоел он мне - «хуже горькой редьки»).
- Перемелется – мука будет. (Все будет хорошо. «Будем надеяться, что «Все перемелется – мука будет»).
- Как об стенку горох. (Совершенно бесполезно. Ничего не действует на кого-либо. «Говоришь, говоришь – а ему «как об стенку горох»).
Закрепление изученного материала: (3 варианта работы – работа в парах);
1-ый вариант: (слайд 15, 16)
Подумайте, какие части растения употребляются в пищу:
У свеклы – корнеплод, листья;
У салата – листья;
У сливы – плоды;
У розы – лепестки;
У сахарного тростника - стебель;
Известно, что у цветной капусты:
Корень, стебель, лист, плоды –
Все не годно для еды,
Что же мы положим в рот?
В пищу используют соцветия цветной капусты!
2-ой вариант: (слайд 17)
В книге писателя К. Г. Паустовского «Черное море» есть рассказ о пароходе, в трюме которого перевозили горох. Не дойдя до порта, пароход сел на мель и получил пробоину. Вода просочилась в трюм. Через некоторое время сильный взрыв разорвал пароход пополам.
В этом взрыве обвинили горох. Почему?
Как известно, семенам для прорастания нужны воздух, тепло и вода. В трюме были созданы все условия: воздух в трюме был, в трюме было тепло, и после того, как пароход сел на мель и получил пробоину, в трюмы попала вода. Семена гороха быстро набухли, им стало тесно в трюме. И именно эта взрывная сила «проснувшихся» горошин разорвала пароход пополам.
3-ий вариант:
(слайд 18)
Исправьте ошибки в тексте, если они есть.
Летом мы жили у бабушки в деревне, в Ленинградской области. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить огород, вечером прополоть. Теплиц у бабушки нет, все растет в открытом грунте. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, репа, баклажаны. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.
Ошибки:
- В обед растения не поливают.
- В Ленинградской области арахис, баклажаны в открытом грунте вырастить нельзя.
- У огурцов цветки не обрывают.
- Лук, морковь не окучивают.
- Подсолнечник не поливают.
Заморочки из бочки:
(слайд 19)
- Почему огурец называют «огородной лианой»?
(Огурец имеет «лазающий» тип стебля, как у тропических растений - лиан).
- Почему свеклу называют «северной сахарницей»?
(Из свеклы получают сахар).
- Что носили в средние века воины на груди как талисман?
(В средние века луковице предписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «победный»).
Учитель:
-Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». - А какая поговорка есть о луке у славянского народа? («Лук от семи недуг»).
- Почему капусту назвали «капустой»?
(Слово «Капуста» произошло от латинского «Капут» - голова. Именно за сходство с человеческой головой капуста и получила свое название).
- С помощью чего чеснок оберегает людей от болезней?
(С помощью фитонцидов: «фитон» - растение, «цид» - убивать. Летучие вещества губительно действуют на большинство бактерий).
- Почему кукурузу называют универсальной культурой?
(Она возделывается почти на всех континентах. Кукуруза идет на приготовление хлеба, крупы, крахмала, корм животным).
- Почему лучше есть сырые плоды?
(При варке большая часть полезных веществ теряется).
Итог урока:
- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
- Спасибо за урок. Получите домашнее задание. Д/з. по выбору.
Домашнее задание:
I вариант:
- Что растет на грядке?
№ | Вопросы | Ответы |
1. | Цветами, какого растения украшала прическу королева Франции? | |
2. | Какое вещество ценится в моркови? | |
3. | Почему в пищу надо употреблять больше овощей? | |
4. | Почему горох раньше считался царем на крестьянских полях? | |
5. | В одной сказке «боб хохотал да и лопнул от смеха». Объясните, может ли боб на самом деле «лопнуть»? | |
6. | В связи, с чем про лук сложена поговорка: «Лук от семи недуг»? | |
7. | Какое растение в средние века считалось лакомством гномов? | |
8. | Почему считается, что в России подсолнечник «родился заново»? | |
9. | Почему репу на Руси называли вторым картофелем? | |
10. | В старые времена излюбленным блюдом крестьян после Масленицы становилась редька. Почему? |
II вариант:
- Дома вспомните (перечитайте) сказки, в которых вы встречались с плодами. Подготовьте пересказ одной из сказок. В чем ценность данных плодов? Какие блюда можно приготовить из этих плодов?
- «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен);
- «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб;
- «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов);
- «Золушка» - тыквина (Ш Перо);
- «Приключения Чиполлино» - помидор, вишенка, лимон (Д. Радари);
- «Гуси-лебеди» - яблоко;
- «Репка» - репа;
- «Царевна-лягушка» - хлеб; зерно;
- «Каша из топора» - зерно;
- «Сказка о царе Салтане…» - орехи (А. С. Пушкин);
- «Цветик-семицветик» - маковые баранки;
- «Айболит» - шоколад (К. И. Чуковский);
III вариант:
- Объясните, что обозначают следующие фразеологические обороты. Ответы можно изобразить в виде рисунков. Добавьте (по желанию) свои фразеологизмы.
- «Дешевле пареной репы»;
- «Каши просят»;
- «Тертый калач»;
- «Бобы разводить»;
- «Яблоко раздора»;
- «Даром хлеб есть»;
- «Как свинья в апельсинах»;
II вариант
В книге писателя К. Г. Паустовского «Черное море» есть рассказ о пароходе, в трюме которого перевозили горох. Не дойдя до порта, пароход сел на мель и получил пробоину. Вода просочилась в трюм. Через некоторое время сильный взрыв разорвал пароход пополам.
В этом взрыве обвинили горох. Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I вариант
Подумайте, какие части растения употребляются в пищу:
У свеклы – ______________________________________
У салата – _______________________________________
У сливы – _______________________________________
У розы – _______________________________________
У сахарного тростника - ___________________________
Известно, что у цветной капусты:
Корень, стебель, лист, плоды –
Все не годно для еды,
Что же мы положим в рот?
___________________________________________________
III вариант
Исправьте ошибки в тексте, если они есть.
Летом мы жили у бабушки в деревне, в Ленинградской области. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить огород, вечером прополоть. Теплиц у бабушки нет, все растет в открытом грунте. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, репа, баклажаны. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.
Ошибки:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сказка Г. С. Эрдели «Надо жить дружно»
(Инсценировка сказки учениками: Дуб, Корни, Листья, Желуди, Птицы, Белый Гриб)
«Жил-был высокий дуб – красивый, с большими ветвями, густой зеленой листвой, радовал всех, кто проходил мимо. Под землей росли его корни. Их никто не видел, но корни были тоже большими, мощные, глубоко они опускались в землю.
Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни.
Листья выбирали из воздуха углекислый газ, который они с помощью солнечных лучей перерабатывали в необходимые для роста вещества. Росли листья сами и растили своих деток – желудей. Часть веществ они передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду и передавали ее листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло.
На зиму дуб засыпал и видел хорошие сны о теплых летних днях, когда в его ветвях вили гнезда птицы, около корней устраивали свои гнезда звери, росли грибы.
Но однажды дуб проснулся и думает: « Как я велик и могуч! Меня любят птицы, звери и даже грибной царь – белый гриб! В жаркую погоду под моей тенью укрываются люди, любуясь мною. Моя красота, моя сила – это ветви и листья. Так зачем же отдавать вещества корням?»
Обрадовались листья: « Конечно, не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить только на себя, нас станет еще больше, дерево будет еще краше!»
Напрасно корни убеждали, что без них дерево погибнет, и не сможет расти. «Вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаете в воздух водяных паров больше, чем весите сами!»
Не слушали эти слова листья: «Нам будет лучше, если мы станем работать на себя!»
«Хорошо, - вздохнули корни. – Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать на вас. Каждый будет жить сам по себе».
Незаметно прошло лето, наступила осень, а затем и суровая зима.
Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Прилетели пернатые к своему дубу, но не узнали его.
Стоит дуб без листьев, весь сухой: зимой вымерзли почки, потому что в них не было воды. Погибли их корни, не получившие от листьев питание.
Стоит теперь в лесу мертвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.
Вопрос: О чем вас заставила задуматься эта сказка?
«КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
РАСТЕНИЯ – ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ».
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"
В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре конкурса все участники давали открыты...
Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"
В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре конкурса все участники давали открыты...
Культурные растения в жизни человека
Урок окружающего мира в 3 классе. Форма проведения - защита проекта....
Культурные растения в жизни человека
Презентация к уроку окружающего мира (3 класс)...
Культурные растения в жизни человека
Урок окружающего мира в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")...
Урок по окружающему миру "Культурные растения в жизни человека" (3 класс)
В материале представлены этапы урока "Культурные растения в жизни человека" (3 класс по программе "Начальная школа XXI века")...
Культурные растения в жизни человека.(урок обобщение)
Продолжить знакомить детей с культурными растениями и значение культурных растений в жизни человека....