Водоёмы родного края.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Галецкая Виктория Александровна

В методической разработке урока использованы    «Материалы для бесед по краеведению с детьми» Плаксина А.А.,    помогающие дать полное представление учащимся о водоёмах родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoyomy_rodnogo_kraya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по курсу «Я и мой мир»,

проведённого в рамках районного семинара 

по правоведению  для директоров школ Ломоносовского района

тема: «Водоёмы родного края»

3 класс

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.

2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.

3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.

4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.

5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

Оборудование урока:

1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми»,   Ломоносов, 1995 г.

2. Физическая карта России.

3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.

4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.  

5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть:  ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».

2. Повторение изученного материала.

Кроссворд на доске:

1  о

с

е

н

ь

2  и

н

е

й

3 в

е

т

е

р

4  т

у

ч

а

1) Пусты поля,

    Мокнет земля,

    Дождь поливает.

    Когда это бывает?

2) Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан…

3) Неизвестно, где живёт…

    Налетит – деревья гнёт.

    Засвистит по речке дрожь.

    Озорник, а не уймёшь.

4) Нахмурится, насупиться,

    В слёзы ударится –

    Ничего не останется.

- Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).

- Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.

- Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?

- Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).

- Что это такое?

- Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)

- А в Ломоносове есть реки?

- Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).

3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).

- Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).

- Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:

В о д о ё м ы

4.Работа над новым материалом.

На доске: карта России.

- Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.

- Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).

- А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).

- Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.

- Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –

 ИСТОК. Напиши это слово над точкой.

- Где же исток Каросты? Угадай.

«Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осоки, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги». (Болото)

- В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.

- Пошли дальше по карте синим карандашом. Тоненькая синяя ниточка – что это?

«К маме-речке бегу

  И молчать не могу.

  Я сын её родной,

  А родился весной». (Ручей)

(Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).

« Под елью пушистой, высокой, зелёной,

   Лесной ручеёк протекает студёный.

   То звонко журчит он, как будто с травою,

   Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.

   В лесу разливается тихая трель.

   В ручье отражается стройная ель.

   Он путника в полдень прохладой встречает

   И влагою жажду его утоляет.

   Вода ключевая прозрачна до дна,

   Она даже летом всегда холодна».

- Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.

Физкультминутка.

«Рыбки весело плескались

 В чистой, свеженькой воде.

 То сожмутся, разожмутся,

 То зароются в песке».

- Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).

(Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).

«Вот пруд. Красивее на свете

 Никто из нас, пожалуй, не встречал.

 И на него глядим мы, словно дети,

 Попавшие впервые на причал.

 В него глядятся сосны, ветки ив,

 В нём – облака и солнце. И этот пруд,

 Пожалуй, потому-то и красив,

 Что всё вот это отражено тут».

- Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.

- Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?

- Как называется этот пруд? (Красный).

- Подпиши название с большой буквы.

- Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.

- Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.

1) Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой. (Рыбы)

2) Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука)

3) На муху, по верху, со дна ли

    Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)

- Кто водится по берегам пруда и в камышах?

«Вдоль по речке, по водице

  Плывёт лодок вереница.

  Впереди корабль плывёт

  За собою всех ведёт.

  Вёсел нет у малых лодок,

  А кораблик больно ходок.

  Вправо, влево, взад, вперёд

  Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)

- Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?

- Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).

Физкультминутка.

   

  Исток 

  -_- _

              Красный

                    пруд                                          Нижний

                                        Кароста                         пруд           Кароста  

                                                                                                                    Устье

        

                                                                                                                     Финский

                                                                                                                        залив

        

                                                                                                                                                   

                                                                                                                           

- Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.

«Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:

Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.

Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.

Река: Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.

Пруд: Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.

Река: Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё  вижу, всё знаю!

Пруд: Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.

Река: Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!

- В чём сходство реки и пруда?

- Чем отличается река от пруда?

- Почему река всегда в движении?

- Чем отличаются берега  этих  двух водоёмов?

- Раскрась речку, подпиши название.

- Большая ли наша река?

- Можем ли мы по ней плыть?

- Какое у неё дно?

- По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.

- Есть ли на реке водопады? (Да.)

- Где они находятся?

- Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).

- Есть ли на Каросте мосты? (Да.)

- Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).

- Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.

- Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).

- Куда же впадает Кароста?

- Раскрась и надпиши: Финский залив.

 Исток  

         Устье

                 Красный

                        пруд                  Кароста                    Нижний

                                                                                         пруд               Кароста     

                                                                                                                       Устье

                                                                       

                                                                                                                               Финский

                                                                                                                                              залив

- Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?

- Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.

Фото: Гавань - ранее и теперь.

- А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)

- В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!

- Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).

4. Подведение итогов, обобщение.

- Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?

- Где она начинается?

-Для каких целей люди сооружают пруды?

- Для чего в парках? В городе?

- Чем похожи река и пруд?

- Чем отличаются?

- Какие пруды нашего города вы знаете?

- Откуда берётся вода в кранах ваших домов?

- Как нужно охранять водоёмы?

- Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.

5. Домашнее задание.

- Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

Урок по окружающему миру    2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...

Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией

Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Презентация к уроку по теме Водоёмы родного края - 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира - 4 класс по теме Водоёмы родного края. Ребята знакомятся с водоёмами Кемеровской области....

Водоёмы родного края

Экологический урок "Вода России"...

Конспект экскурсии на водоём родного края

Экскурсия на водоём родного края...