Урок "Млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
урок основан на продуктивной деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mlekopitayushchie.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительно детям были предложены темы, по которым можно приготовить сообщения: насекомые, птицы, рыбы, звери / по желанию/ и один ученик готовил сообщение о динозаврах.
Тема урока: Млекопитающие или звери.
Цель урока: научить детей выделять зверей из мира других животных и познакомить их с основными отличительными особенностями зверей.
На доске таблица:
Животные
Насекомые птицы рыбы
Млекопитающие пресмыкающиеся земноводные
Огромен и богат животный мир нашей планеты. Здесь живут маленькие комары и огромные слоны, рыбы и птицы, лягушки и ящерицы. Всего на земле около 2 миллионов видов животных. И для того, чтобы животных было легче изучать, их разделили на несколько групп (классов)
- Прочтите, как называются эти классы
- С какими из этих групп мы уже познакомились?
- Назовите отличительные особенности рыб /живет в воде, дышит жабрами, конечности в виде плавников, орган движения – хвост, кожа покрыта чешуей, откладывает икру/
Заслушиваются выступления детей, приготовивших сообщения о рыбах.
- Назовите отличительные особенности птиц /крылья, перья, могут петь, откладывают яйца/
Заслушиваются выступления детей, приготовивших сообщения о птицах.
-Назовите отличительные особенности насекомых /маленькая длина 0,2 мм – 33 см, голова – тело, 3 пары лап, откладывают яйца, у многих есть крылья/
Заслушиваются выступления детей, приготовивших сообщения о насекомых.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом животных – млекопитающими или зверями.
- Первые звери появились на земле приблизительно 150 миллионов лет назад и были совсем не похожи на современных зверей, а больше походили на рептилий (пресмыкающихся) –динозавров, птеродактилей и др. животных, проживающих в те далекие времена.
- О том, какими были они, предки наших животных, нам расскажет … /выступление ученика, готовившего рассказ о динозаврах/
- Динозавры не были млекопитающими, они относились к классу пресмыкающихся, но уже в то время стали появляться первые животные, которые кормили своих детенышей молоком. Позже их так и назвали: млекопитающие (молоком питающиеся)
- Какие отличительные особенности зверей вы можете назвать /ответы детей/
Работа с учебником. Какие из нарисованных животных – звери? Стр 26
Давайте вместе выделим особенности зверей.
1. Как выводят детенышей? /живородящие, яйцекладущие/
Рассказ учащихся о любом живородящем звере.
Рассказ учителя о яйцекладущих.
Утконос – у него утиный клюв, густая шерсть, откладывает яйца, кормит первое время детенышей молоком. Сосков у мамы – утконоса нет, поэтому детеныши слизывают молоко прямо с шерсти. Утконосиха ложится на спину, молоко из молочных пор стекает в небольшую бороздку у нее на брюхе. Из этого «корытца» детеныши его и вылизывают, пока не подрастут и не научатся сами ловить улиток, червей и раков.
2. Чем кормят детенышей? /все молоком/
- Части тела.
Работа по учебнику /голова, шея, туловище, лапы, хвост/
- Чем покрыто тело?
Шерстью /рассказ учащихся/
Иголками (еж, дикобраз – в случае опасности метает иглы)
Гладкое тело (кит)
Панцирь (черепаха, броненосец)
Чешуя (панголин)
Слово «панголин» обозначает способность сворачиваться в шар. Панголин сворачивается, прикрывая небронированное тело так, что человек с трудом может развернуть. Если развернули – прыскает едкой жидкостью. Броня похожа на чешуйчатые доспехи. Питается муравьями и термитами, которых собирает длинным и липким языком (ждет, пока те сами залезут на высунутый язык). Ничего другого не едят, поэтому в зоопарках их не держат. Малыши рождаются с мягкой броней. Через несколько дней она твердеет, малыш забирается к матери на хвост и вместе с ней катается.
5. По типу питания /хищники, травоядные, всеядные/ Примеры приводят дети.
6. Место проживания /дикие, домашние/
Работа с учебником.
Кошка – впервые приручили в Древнем Египте. Считалась священным животным. За убийство – смертная казнь. Если кошка умирала, из нее делали мумию и хоронили на специальном кладбище. Все были в трауре. При пожаре сначала спасали кошку, потом имущество. С возникновением христианства кошку признали пособницей ведьм и колдунов. Особенно досталось черным кошкам. И сейчас осталось настороженное отношение к кошкам.
7.Как готовятся к зиме? (дикие звери)
Накапливают жир
Готовят запасы (белка, хомяк, мышь)
Меняют шерсть (заяц, белка)
Впадают в спячку (еж, медведь)
Кочуют (олени)
Закрепление изученного.
- отгадайте загадку и расскажите о животном по плану:
- Как выводит детенышей?
- Чем кормит детенышей?
- Части тела
- Чем покрыто тело?
- Тип питания
- Место проживания
- Как готовится к зиме?
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
Медведь.
- Живородящий
- Молоком
- Голова, шея, туловище, лапы, хвост
- Шерстью
- Всеядный
- дикий
- накапливает жир, впадает в спячку.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
Олень
- Живородящий
- Молоком
- Голова, шея, туловище, ноги, хвост, рога
- Шерстью
- Травоядный
- Дикий
- Кочующий, вырастает подшерсток
- Сегодня мы говорили о млекопитающих. Назовите их основные отличительные особенности.
Оценка работы детей на уроке.
К следующему уроку рассказ о пресмыкающихся (ящерицы, змеи, динозавры, черепахи, крокодилы) /по желанию/
Нарисовать млекопитающее, подписать части тела.
К сожалению, зверей становится все меньше и меньше. Люди вырубают леса, иссушают болота. Зверям нечего есть, негде жить, они вымирают. Давайте будем заботиться о братьях наших меньших и не обижать их.
Комментарии
урок ориентирован на
урок ориентирован на продуктивную деятельность детей