Проект "Широкая МАСЛЕНИЦА"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Работая над проектом учащиеся 4 класса приобщились к истории нашей Родины, к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здесь представлено описание проекта | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
ПРОЕКТ
«Широкая масленица»
(реализован в марте 2008года)
Выполнила: Садовникова Ирина Вадимовна,
учитель начальных классов
МБУ СОШ № 49.
Тольятти
2008 год
Содержание:- Тема проекта, предмет, класс
«Широкая масленица»
Литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
4 класс. 14 часов - Проблема, рассматриваемая в проекте и её актуальность.
Традиционные подходы к ознакомлению учащихся с традициями своего народа обеспечивают лишь формальное приобщение к культуре, не вызывают у учащихся должного интереса к изучаемому, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности .
Данный проект через активную познавательную, творческую и игровую деятельность позволяет:
- приобщить учащихся к традициям русского народа, избегая пассивного восприятия содержания, утомляющего детей;
- через организацию самостоятельной исследовательской деятельности показать учащимся важность и необходимость знаний по истории своего народа для формирования их гражданской позиции;
-организовать работу по практическому применению знаний на практике при выпечке блинов и непосредственном участии учеников в старинных развлечениях;
- включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в проекте всех учащихся класса;
-показать учащимся ценность русского фольклора, формировать отношение к произведениям русского народного творчества как искусству слова, потребность в чтении таких произведений, прививать любовь к традициям родного края;
- решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать друг другу, родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта, что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
- помочь учащимся овладеть различными способами поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
- развивать творческие способности учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.
- Цель проекта:
- способствовать творческому развитию личности через приобщение к традициям русского народа;
- формировать коммуникативные компетенции учащихся (развивать грамотную устную речь как монологическую, так и диалогическую), формировать нравственные и эстетические чувства.
- Задачи проекта
- Формировать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, интерес к истории России , приобщить учащихся к традициям русского народного творчества.,
- Развивать познавательную активность, коммуникативные умения, творческие способности, умение самостоятельной работы с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию.
- Воспитывать у учащихся интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной творческой работы.
- Типология проекта
- По доминирующей в проекте деятельности информационно- практический.
- По характеру контактов внутриклассный.
- По предметно-содержательной области межпредметный.
5.4. По продолжительности краткосрочный (2 недели)
6. Планируемые результаты проекта.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения.
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные умения:
1) взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
2) определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
3) слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Русский язык:
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Литературное чтение:
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Окружающий мир:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Изобразительное искусство:
понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
7.План проведения проекта.
Подготовительный этап
Вид деятельности | Участники (учитель, ученики и др.) | Планируемый результат | Сроки выполне- |
1.Определение темы проекта | учитель | Определение основополагающего вопроса | 19.02.2008 |
2. Постановка целей и задач. Подготовка вопросов по теме проекта. | учитель | Определение проблемных и учебных вопросов | 20.02.2008 |
3. Составление плана проекта | учитель | План проекта и план оценивания | 20.02.2008 |
4. Подготовка необходимых материалов | учитель | Список информационных источников и литературы, вводная презентация проекта, листы оценивания, список оборудования | 20.02.2008 |
5. Определение знаний, умений, опыта у обучающихся по теме проекта. | Учитель, учащиеся | Выполнение заданий из презентации учителя (устно). | 21.02.08 |
6 .Родительское собрание | Учитель, родители | Вводная презентация учителя | 21.02.08 |
7. Деление учащихся на группы. | Учитель, учащиеся | Вводная презентация для выявления потребностей учащихся. Формирование групп. | 22.02.08 |
Этап реализации проекта
Вид деятельности | Участники (учитель, ученики и др.) | Планируемый результат | Сроки выполнения |
Постановка проблемных и учебных вопросов для каждой группы. | Учитель | Выбор учащимися темы исследования | 25.02.08 |
Работа учащихся по вопросам исследования. Сбор и обработка полученной информации. | Учитель, учащиеся, родители. | Составление плана работы группы, исследовательская деятельность учащихся, дневник группы | 25.02 -28.02.08 |
Оформление результатов исследовательской деятельности каждой группы учащихся | Учитель, учащиеся, родители. | Создание презентаций групп, подготовка выступлений. | 29.02 - 05.03.08 |
Заключительный этап
Вид деятельности | Участники (учитель, ученики и др.) | Планируемый результат | Сроки выполнения |
Отчёт I группы (историки) | учащиеся | Сборник «Масленица» | 06.03.08 |
Отчёт II группы | учащиеся | Сборник старинных рецептов «Ой , блины , блины ,блины» | 06.03.08 |
Отчёт III группы | учащиеся | Сборник «Масленичные игрища» | 06.03.08 |
Презентация проекта | Учитель, учащиеся, родители | Фольклорный праздник «Широкий пир» | 06.03.08 |
- Задания для учащихся, результаты их выполнения
Тема исследования | Содержание задания для учащихся | Формируемые компетентности | Форма представле-ния результатов исследова-ния | Форма деятельности учащихся (индивид., групповая, коллективная) |
1. Масленая неделя – | Выяснить исторические корни гуляний на масленой неделе |
| Выступление группы. Компьютер-ная презентация. | Индивиду-альная, групповая. |
2.Традицион- | Выяснить в каких потехах, развлечениях участвовал русский народ на сырной неделе |
| Выступление группы. Компьютер-ная презентация. | Индивиду-альная, групповая |
3. Обряд приготовле-ния блинов. | Узнать, почему именно блины стали главным угощением и символом праздника |
| Выступление группы. Компьютер-ная презентация. | Индивиду-альная, групповая. |
- Оценивание.
- мотивирующее оценивание в процессе работы
- самооценивание
- внутригрупповая оценка учащихся
- взаимооценивание работ другими группами
- экспертная оценка учителя
-оценка жюри
- Рефлексия
- Я достиг …
- Я научился…
- Я сделал …
- Я помог …
- Использование ИКТ в проекте:
- для создания вводной презентации, итоговых презентаций учащихся и сборников;
- использование ресурсов Интернет для поиска информации по проекту;
- для обработки результатов оценивания, результатов тестирования, для подведения итогов работы в проекте
12. Перечень информационных ресурсов
Ресурсы сети Интернет:
http://www.tvoyrebenok.ru/stihi_maslenica.shtml#top Стихи про Масленицу
http://www.078.com.ua/blogs/afisha/maslenica-na-ploshadi-svobody.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Maslenitsa
http://www.gazeta.lv/story/17440.html
http://pustunchik.ua/interesting/festival/Gulyannya-na-Maslyanu/
http://cs5305.userapi.com/u57612693/-14/x_28856d63.jpg-масленица . http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/d/7/d/0/0/d7d00968bf377deff2fee740be2a8f9a_full.jpg
http://media.otkritka.com/images/1236050188273711.jpg
http://img11.nnm.ru/8/8/b/e/a/efe9ffdab8949a75ae8e19d8409_prev.jpg
http://files.smallbay.ru/images2/kustodiev04.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/21871983.3b/0_7339c_f1c4bce5_XL
http://images.tiu.ru/6869434_w640_h640_post312617301095350.jpg
http://lyceum.nstu.ru/images/phocagallery/2012/maslenica/thumbs/phoca_thumb_l_5.jpg
http://www.vsevolozsk-info.ru/1-2011/zv6-girja2-600.jpg
http://kancport.com.ua/i/1_portal_2012/metanie%20metly%203.jpg
http://shkolazhizni.ru/img/content/i55/55867_or.jpg
http://www.womenofrussia.org/userfiles/image/06.jpg
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=330061669-59-72&n=21
http://img01.chitalnya.ru/upload2/219/717936620581895168.gif слайд17
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=296281414-38-72&n=21
http://i.i.ua/photo/images/pic/7/6/4126367_1be1d170.gif
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=48675098-67-72&n=21
Печатные издания:
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
Сценарии православных праздников. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова. Программа «Литературное чтение» (1-4), 2009.
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - Брянск, 1999.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ.1995. Семенов А.В.. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с учениками в классе, с педагогами, представителями музеев.
В процессе творческой активности учащиеся получают удовлетворение от совершаемой деятельности, учатся разбираться в окружающем мире, приобщаются к истории и традициям своей страны, проявляют интерес к культурному наследию России.
Учитель /И.В.Садовникова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное мероприятие "Масленица"
Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....
Праздник масленицы
Сценарий праздника масленицы...
Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс
Коллективный праздник детей и родителей с гулянием и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....
Прощай масленица. Проводы Масленицы.
Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...
Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице
Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....
Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"
Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....
Методическая разработка проведения праздника Масленицы "Русская Масленица"
В помощь педагогам для проведения праздника...