Доклад и пояснения к презентации "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке".
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Макеева Марина Николаевна

Доклад к презентации "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Пояснения к выполнению  упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснение к презентации.19.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Доклад.

   «Учу здоровью!  Драгоценные     минуты отдыха и релаксации на уроке».

 

      В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

  1.      Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
         В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровье-сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
      Понятие «здоровье-сберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
       Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровье-сбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
     
    «Не навреди!»— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
     

      Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

  1.      Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день   вопросы здоровья вводятся в рамки учебных предметов. Это позволяет не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучает его постоянно заботиться о своем здоровье.

   Так, на уроках окружающего мира практически любую изучаемую тему я стараюсь использовать для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

       Физкультминутки также являются обязательным элементом здоровье-сберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений.  

   По данным Минздрава среди подростков 15–17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно-мышечной системы.

     

      Большой объём информации, которую мы получаем каждый день из разных источников требует почти полного напряжения наших глаз. Конечно они устают, особенно при работе за компьютером.  Появляются симптомы усталости: покраснение, сухость глаз, ухудшение зрения вдаль.

        Поэтому во время проведения физминуток, динамических пауз  и минуток здоровья на уроках, я обязательно включаю  гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику, которую изучала у ведущего инструктора по ЛФК, кандидата медицинских наук Светланы Павловны Горячевой  в главном санатории МВД РФ г. Сочи “Салюте”.  Хочу сказать, что особенности проведения уроков в нашей школе, где я работаю только с 3 сентября  этого года, заставили меня задуматься о подборе такого вида упражнений, которые бы давали возможность максимально отдохнуть глазам, а заодно и укрепить их. Поэтому я взяла за основу гимнастику для глаз по методу Уильяма Горация Бейтса (американского врача-офтальмолога).

        Сейчас  предлагаю провести физминутку на нашей конференции.  

        Пальминг. Это упражнение рекомендуется для расслабления, своего рода биофорез для глаз (3-4 минуты).

        Жмурки. Сильно зажмуриваем глаза, а затем их широко раскрываем (4-8 раз).

       Моргания. Это упражнение повторять (4-8 раз) после каждого упражнения на тренировку мышц глаз.

       Письмо носом. Его я использую ещё и для повторения различных орфограмм в русском языке.

       Сквозь пальцы. Зафиксировать глаза в одной точке, поставить перед собой ладошки на локти с разведёнными пальцами и поворачивать голову вправо и влево не двигая глазами.

       Упражнения для повторения пройденного материала. Движения глаз по периметру прямоугольника, диагонали. По часовой и против часовой стрелок, можно повторять таблицу умножения, состав чисел, орфограммы.

     

       Для общего укрепления детского организма  я также провожу   комплекс  упражнений   дыхательной  гимнастики  по методу Александры Николаевны Стрельниковой (известного педагога по вокалу, которая работала со многими знаменитыми актёрами  в  лучших театрах страны).

     Хочу привести высказывания известного хирурга — фониатра, доктора медицинских наук, профессора — оториноларинголога В. А. Загорянской-Фельдман  (газета «Здоровье детей», 1995г. № 11, 12):

     «Более 30 лет наблюдаю великолепный эффект стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым!»

      Предлагаю Вам поучиться этому замечательному методу.

     Ладошки  (сжимаем, разжимаем ладошки,  выполняя резкий вдох носом «шмыгание»).

      Погончики (согнутые в локтях руки выпрямляем вперёд вместе со «шмыганием»).

       Кошки (осанка прямая, руки согнуты в локтях и кисти, поворачиваем туловище вправо и влево, выполняя  «шмыгание»).  

     Ушки или китайский болванчик («шмыгания» с подниманием поочереди правого и левого плеча к уху).

      Разбуди бронхи ( ладошки положить на бронхи, «шмыгания» , поворачивая голову вправо и влево).

      Обними плечи (И.п. Руки вперёд прямые: обнимая себя за плечи выполняем «шмыгания»).

      Рычащий лев ( И.п. Полуприсед, опереться руками на середину бедра: 1-выдуваем воздух, втягивая пресс, 2-носом втянуть воздух, 3- резко высунув язык далеко вперёд вытолкнуть воздух из бронхов).

     И в заключении хочу сказать: «Здоровье это не всё, но всё без здоровья ничто! Берегите себя»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов релаксации на уроках в начальных классах.

Активные методы  используются  для релаксации на уроках в начальных классах. Что же такое релаксация?Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного...

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Активные методы релаксации на уроках в начальной школе

В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. О том, что релакса...

"Активные методы релаксации на уроках в начальной школе"

Несколько способов релаксации, которые помогут снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции. хорошее настроение и приведут к улучшению усвоения учебного материала....

Приёмы релаксации на уроках и во внеурочное время

В методической разрабатке  отражены прёмы с помощью которых можно создать комфортную атмосферу для работы с обучающимися....

Активные методы релаксации на уроках в начальных классах

Активные методы релаксации на уроках в начальных классах...