Праздник русской березки
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Внеклассное мероприятие, посвященное русской березке.
Урок по теме:
«Наши подземные богатства. Полезные ископаемые родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkoy_berezki.docx | 19.18 КБ |
Урок по теме: «Наши подземные богатства. Полезные ископаемые родного края» | 495.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Калинкина Надежда Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ «Сидорковская ООШ»
Внеклассное мероприятие, посвященное русской березке.
(Проводится на природе: в роще, около березы)
Подготовка.
Разучивание песен, стихов о березе, поиск пословиц, поговорок, загадок о березе.
Ведущий Русская березка! Белоствольная, удивительно красивая, любимое русское дерево.
Когда среди мрачного хвойного леса встретишь небольшую рощицу белоствольных берез, кажется, улыбается лес.
Ученик. О березе сложено много песен, в основном это хороводные песни. В давние времена парни и девушки собирались в березовых рощах и водили хороводы.
Дети встают вокруг березы и водят хоровод «Ай да березка!» муз. Т.Потапенко, сл. Ж.Агаджановой
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет.
Припев:
Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем,
У березки стройной пляску заведем.
Припев.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!
Ты о нас, березка, в поле не скучай!»
Припев.
Ведущий. Издавна почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность, и посвящали её богине Ладе.
На Руси это растение связывали с весенними церковными праздниками.
С приходом теплых дней, в четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник - Семик, а в воскресенье праздник Троицы.
Семик и Троица отмечались в рощах, лесах или на озерах. Девушки украшали березы лентами, плели венки и гирлянды, водили хороводы вокруг берез, пели народные песни.
В домах и храмах березовыми ветками украшали образа святых.
Так в далекие времена на Руси наши предки провожали весну, встречая лето.
Хоровод «Во поле береза стояла»
Ученик. Однако, береза участвовала не только в весенних празднествах. С нею крестьяне – земледельцы связывали немало примет.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – мокрое.
Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
Если лист с березы и дуба на Покров упадет чисто – к легкому году, а не чисто - к строгой зиме.
Сей овес, когда береза распускается.
Ученик. Много стихов сложено о русской березке.
А.Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её заречную,
С нарядными оплечьями,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками
Под ветром низко клониться
И гнется, да не ломится.
Березонька
(русская народна песня)
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.
Ведущий. Береза белая названа так потому, что её ствол одет тонкой шелковистой корой белого цвета. Этот слой защищает дерево от перегрева солнечными лучами, от болезней и вредителей. Эта особенность отразилась в загадках, пословицах и поговорках.
1. Стоят столбы белые, на них шапки зеленые.
2.Есть дерево об четыре дела
Первое дело – мир освещает;
Другое дело – крик утешает;
Третье – больных исцеляет;
Четвертое дело – чистоту соблюдает.
(1-лучина, 2-деготь для колесного транспорта, 3- березовые почки,4- березовые веники для бани)
3.Бела береста – да деготь чёрен.
Ведущий. Береза широко использовалась в различных отраслях народного хозяйства.
Почки, листья и кора березы, содержащие эфирные масла, дубильные вещества, каротин, аскорбиновую кислоту, и по сей день рекомендуются народно медициной как мочегонное, желчегонное, кровоочистительное, жаропонижающее и противовоспалительные средства.
Древесина также нашла свое применение в медицине.
Деготь, полученный при сухой перегонке древесины, обладают сильным противомикробным действием. Его используют для лечения кожных заболеваний, ожогов, ран. (мазь Вишневского, Вилькенсона, дегтярное мыло)
Пригодился человеку и древесный березовый уголь, который потребляют как адсорбент при отравлениях и заболеваниях кишечника.
Многие видели темные наросты на стволах старых берез. Это чага-гриб. Он также имеет целебные свойства.
Еще надо сказать о лечебной и пищевой ценности березового сока. Весенний березовый сок является не только лечебным питьем. Его используют для различных прохладительных напитков. Только следует помнить правила сбора сока. ( Дети обмениваются мнениями)
Из бересты плели корзины, сумки, оплетали глиняную посуду.
Древесину широко используют для строительства, для изготовления мебели.
«Спилили березу» Мария Панасова,12 лет
Стояла береза,
Встречала рассвет,
Качала ветвями
И вот её нет.
И небо поблекло,
И вянет трава –
Спилили березу.
Зачем?
На дрова.
Стара уже стала,
К тому же давно
Она затеняла
Листвою окно.
Гляжу я в окошко,
А мне не светло.
Сижу я у печки –
А мне не тепло.
Ученик. Много за свой долгий век довелось увидеть русской березке.
«Рассказ березки» Н.Бутырина
Я березка белая, я в лесу жила,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду.
С самого начала речь я поведу:
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной,
Приходили люди в жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг пришел конец:
В лес пришел однажды мальчишка – сорванец.
Он изрезал ножиком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджег меня!
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламени, в дыму…
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну, зачем березку резать или жечь?
Ведущий. Вот и узнали мы, что дает береза человеку, или, точнее, что берет человек у неё.
Чем же мы отплачиваем березке за её щедрое добро?
Ответы детей
Предварительный просмотр:
Калинкина Надежда Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ «Сидорковская ООШ»
Предмет: Окружающий мир
4 класс
Урок по теме:
«Наши подземные богатства. Полезные ископаемые родного края»
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения свойств полезных ископаемых; помочь осознать практическую значимость изученного учебного материала.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства полезных ископаемых, вести наблюдения, пользоваться книгой.
Метапредметные:
Познавательные: добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, наблюдать, делать выводы.
Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы, инструменты, учебник), следовать
Коммуникативные: доносить информацию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, вступать в беседу, слушать и понимать речь других.
Личностные: осознают ценность совместной деятельности, проявляют к собеседнику внимание, терпение, используют вежливые слова в общении.
Оборудование: 3 баночки с водой, 2 воронки, план работы, перфокарты, кроссворд, загадки, полезные ископаемые: песок и глина, торф, известняк.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня мы все ученые. В нашу лабораторию поступили полезные ископаемые. Мы должны исследовать их, выявить свойства каждого. На основании нашего исследования будет решаться, какие заводы можно построить в нашем крае.
Класс делится на группы. Дается план к проведению практической работы.
План работы.
|
2. Введение нового
Практическая работа по выяснению свойств полезных ископаемых нашего края.
1 группа «Песок и глина»
2 группа «Торф»
3 группа «Известняк»
Результаты записать в таблицу на с.52 рабочей тетради
3. Воспроизведение нового.
Отчет от каждой группы.
4. Применение знаний на практике.
1) Предлагаю принять участие в аукционе (объяснить значение слова)
(На изделиях, сделанных на уроках технологии, приклеены рисунки с изображением полезных ископаемых. Это товар. Его получит тот, кто последним назовет свойство данного ископаемого.)
2) Попробуем свои силы в разгадывании кроссворда.
п | о | л | е | з | н | ы | е | |||||||||||||||
1 | и | |||||||||||||||||||||
2 | с | |||||||||||||||||||||
3к | ||||||||||||||||||||||
4 | о | |||||||||||||||||||||
5п | ||||||||||||||||||||||
6 | а | |||||||||||||||||||||
7 | е | |||||||||||||||||||||
8 | м | |||||||||||||||||||||
9 | ы | |||||||||||||||||||||
10 | е | |||||||||||||||||||||
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
2. По доске он бегает,
Нужное дело делает.
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал. (известняк)
3. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (каменная соль)
4. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (торф)
5. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
6. Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
7. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
8.Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (каменный уголь)
9. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)
10.Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделали ножницы, ключи. (железная руда)
3) Перфокарты.
Тема: «Полезные ископаемые» | ||
Вопросы 1.Что такое полезные ископаемые? 2. Как отличить известняк от других камней? 3. Какие общие свойства у песка и глины? 4. Какие общие свойства у мела и торфа? 5. Где в нашем крае добывают бурый уголь? | Ответы а) всё, что лежит в земле; б) всё, что люди добывают из земли и используют в своих целях; в) всё, что можно выкопать из земли а) по внешнему виду; б) по весу; в) с помощью уксуса или другой кислоты; а) они рыхлые; б) в сыром виде пахнут; в) легко пропускают воду а) они мягкие; б) состоят из остатков растений; в) горючие а) Конаково; б) Тверь в) Нелидово |
6. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему сегодня научились? Что у вас получилось лучше всего?
- Понравилось ли работать в группе? Почему?
Поблагодарить за работу обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Праздник русской березки"
"Праздник русской березки"...
Праздник русской березки.
Такой праздник я готовила впервые. Изучив большое количество сценариев в интернете,предлагаю свой сценарий мероприятия, полученный в результате их обработки. Праздник разделен на несколько частей:...
Внеклассное мероприятие "Праздник русской березки"
Данное мероприятие поможет расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ р...
Внеклассное мероприятие "Праздник русской березки"
Данное мероприятие поможет расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ р...
сценарий праздника русская березка
презентация и сценарий...
Праздник Русской березки
Вннеклассное занятие патриотической направленности. Цель которого воспмтание любви к родному краю, русским традициям, праздникам....
Праздник русской березки
Внеклассное занятие патриотического направления...