Кто что ест
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Софьина Татьяна Анатольевна

Конспект урока по предмету "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_3.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3-ем классе

(учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь)

Тема: Кто что ест?

Цель: раскрыть понятия «растительноядные», «насекомоядные», «хищные»,           «всеядные».

Задачи: - познакомить с классификацией животных по типу питания, показать их                   взаимосвязь;

               - расширить представления о приспособленности животных к условиям жизни;

               - обосновать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Оборудование: картинки животных, маски-шапочки, план (плакат), эпиграф, таблички(названия  групп)

Учитель: Софьина Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

муниципального образовательного

учреждения – средней общеобразовательной

школы с. Шереметьевка

Лысогорского района

Саратовской области

         Установка:

Вы тихонько все сидите,

За всем внимательно следите

Когда вопрос задам вам я,

Вы будьте сдержаны, друзья,

Сначала руку поднимите

Потом уж смело говорите.

Эпиграф к уроку: (стенд)

Все-все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд:

Кто делает мед

И кто делает яд!

- Сегодня мы с вами побываем в чудесном прекрасном мире – мире животных. Узнаем много нового и интересного об их жизни, питании и о том, как на лугу уживаются различные животные.

Проверка домашнего задания: (план)

- На рисунках вы видите некоторых представителей животного мира.

- Кто сможет рассказать о каждом по плану?

- Обратите особое внимание на четвертый вопрос плана.

  1. К какой группе животных относится?
  2. Почему?
  3. Где живет?
  4. Чем питается?
  5. Каких еще животных этой группы вы знаете?

Работа над новым материалом:

- По типу питания животные делятся на группы.

- А на какие?

  1. Беседа (таблички), (картинки животных)

               1.

- Чем питается заяц?

- Назовите животных, которые тоже питаются растительной пищей.

Этих животных называют – растительноядные.

2.

- Снегири питаются насекомыми. Для каких животных насекомые являются основной пищей? Выберите иллюстрации.

- Как мы можем их назвать?  Насекомоядные.

      3.

- Щука питается мелкими рыбками, поедает себе подобных.

- Животных. Которые поедают себе подобных, называют хищниками или плотоядными.

- Каких животных мы отнесем к этой группе?

       4.

- Чем питается медведь?

- Он ест пищу и растительного, и животного происхождения, т. е. ест все.

- Медведь, белка, еж – это всеядные животные.

  1. Физминутка:

Руки кверху поднимаем – это деревья в лесу

Руки встряхнули и опустили – ветер сбивает росу

Руки в стороны плавно помашем – это к нам птицы летят

Как они сядут тоже покажем – руки сложили назад

  1. Цепи питания

- Животные питаются растениями, насекомыми или другими животными и ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

- Цепи питания начинаются с растений. Второе звено цепи – растительноядные, третье – насекомоядные или хищники.

  1. Работа в тетради – составление цепей питания.
  2. Сценка «Кому для чего нужны зубы». (маски-шапочки)

Действующие лица: заяц Коська, мышка Маша, лиса Алиса.

- Почему одни животные могут есть растительную пищу, а другие нет?

- Давайте посмотрим сценку и, наверное, много нам станет понятно.

Коська: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денек (принюхивается). Что за странный запах? Это вовсе не запах травы.

Маша: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня! Я вовсе не хотела забираться в твои владения! Я тебя больше не побеспокою, если только ты не съешь меня прямо сейчас.

Коська: Так, так! Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Маша:   О да. Да и на вкус мышки совсем другие. Они совсем не такие вкусные как трава.

Коська: Ну, об этом я никогда не узнаю. Я не ем мышей. Да я не смог бы съесть мышку даже если б захотел.

Маша:   Не смог бы? Почему?

Коська: Ты когда – нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.

Маша:    Тогда для чего они предназначены?

Коська: Они приспособлены для того, чтобы есть травку, листья, кору деревьев, т. е. растения.

Маша:  Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.

Коська: Пожалуйста, сколько хочешь. Пока!

Маша убегает.

Коська: Может, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.

Маша:    Сейчас, когда мне не надо заботиться о своей безопасности, я могу еще поиграть на лугу. А кто это там? Это лиса! Больше я ее не боюсь. Она, наверное, тоже не может съесть меня, побегу к ней и поздороваюсь.

Лиса:      Ничего себе! Что это ты тут прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя в один миг съесть?

Маша:    Ты не сможешь меня съесть. Даже если захочешь. Заяц Коська сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.

Алиса:    Его зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а мои – для того, чтобы есть животных, как зайцы и мыши.

Маша:    Ты п-п-полагаешь, что с-с-сможешь с-с-съесть м-м-меня? Ай-ай-ай…

Алиса:    Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных.

Коська: О, как я рад, что нашел тебя.

Маша:   Да-да! Я должна спросить у тебя кое о чем. Почему ты не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?

Коська: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные. Плотоядные едят других животных. Зубы у них острые, развитые клыки. А у травоядных зубы широкие, плоские, приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто, что любит!

- Пищу добывать хищникам очень трудно. У них должен быть хороший нюх. Да еще мышки и зайцы тоже приспособились, они умеют защищаться от хищников. Одни защищаются иглами, шипами, у других острый клюв, третьих спасают быстрые ноги, окраска, рога. Все животные приспособились к тем условиям, в которых они обычно живут.

  1. Чтение статьи «Кто как приспособлен» стр. 97 учебника.
  2. Вывод:

- Все в природе взаимосвязано. Хищники тоже нужны. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных. Вот как на лугу уживаются травка, мыши, совы.

Берегите эту землю. Эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                (Евтушенко)