"Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок по окружающему миру для 2 класса по программе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по ОКМ УМК "Школа России" | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Какие бывают растения?
Цели: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их; оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
Планируемые результаты: учащиеся научаться классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Оборудование: презентация «Какие бывают растения?», компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Этапы урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
| - Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода? - Какое значение имеет вода для животных, растений, человека? - Почему загрязняется вода? - Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды? - Кто придумал свою загадку про воду? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
| - Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку. Богатырь стоит богат, - Мы действительно сегодня с вами отправимся в лес. (слайд № 2) - Посмотрите на фото и вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (слайд №3) - Давайте прочитаем цели сегодняшнего урока на стр. 56 учебника. | Это лес. Ответы детей могут быть самые различные: от ели до грибов. Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений. |
1. Знакомство с разнообразием растений. | - Рассмотрите еще раз изображение леса. Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой. (слайд №4) - Итак, какие группы вы выделили? (слайд №5) - Чем деревья отличаются от остальных растений? (слайд №6) - Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь? (слайд № 7) Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. Никто не пугает, а вся дрожит. Я из крошки-бочки вылез, Её всегда в лесу найдёшь - - Чем ель отличается от остальных деревьев? - Итак, на какие 2 группы можно разделить деревья? (слайд №8) - Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? - Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными (слайд №8). - А как мы назовем одним словом эти растения (Слайд №9): шиповник, малина, орешник, смородина? - Чем кустарники отличаются от деревьев? (слайд №10) - Существует еще группа кустарничков – маленьких кустарников высотой не более 50 см (в среднем 10 – 30 см). К кустарничкам относится черника, брусника. (слайд № 11). Кустарники могут быть как лиственными, так и хвойными, например: можжевельник – это хвойный кустарник, а бересклет – лиственный. (слайд № 12). - Итак, вторая группа растений – это кустарники. Они могут быть лиственными и хвойными. - Если представить лес в виде лестницы, то какие деревья будут находиться на верхнем этаже? (Слайд №13) - Какие растения располагаются на следующем этаже? - Что находится на нижнем этаже? - Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (слайд №14) | - Деревья У дерева в течении всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви. Берёза Осина Дуб Ель У ели иголки вместо листьев. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек. Это кустарники. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких. Деревья. Кустарники и кустарнички. Травы. У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли. |
2. Работа по учебнику. | -Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56. | Учащиеся читают вслух текст. |
минутка | Наши тонкие цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. Весной бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – качнулась и присела И к цветочкам полетела. | |
V. Продолжение работы по теме урока 1. Выполнение заданий в рабочей тетради | - Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.19. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение. - Проверьте работу друг у друга. | Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах. |
2. Работа по учебнику | - Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите. - Занесём названия растений, относящихся к каждой группе, в нашу таблицу. (слайд №15) | Деревья: клен, сосна. Кустарники: калина, орешник. Травы: одуванчик, репейник. |
3. Работа в тетради | В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте. | Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах. |
- Познакомимся с этими растениями более подробно. Среди трав нам встретился репейник. (слайд №16) Найдите изображение этого растения в атласе – определителе (с.58-59) Под каким именем вы его нашли? Правильно, лопух. Прочитайте, что о нем сказано. - Послушайте, какое впечатление произвело это растение на известного писателя Льва Толстого (см. Приложение №1) - Что мы узнали о репейнике из рассказа Толстого? Рад он был тому, что справился с этим сильным растением. Какой вывод мы можем сделать? - С одуванчиком мы уже с вами знакомились. (слайд №17) А знаете ли вы, что по цветкам одуванчика можно определять погоду и время? -Цветы одуванчика раскрываются около 6 часов утра, а закрываются в районе 3 часов дня. Когда цветы одуванчика раскрыты – это к хорошей погоде. И еще один факт. Если из поджаренных корней одуванчика сварить кофе, то его можно не отличить от натурального. К такому кофе можно даже не подавать сахара. В нем его и так достаточно. А еще из цветов одуванчика варят варенье. - Перейдем к кустарникам. Какие кустарники изображены на стр.57? Познакомимся с этим кустарником. (слайд №18) (Слайд №19) Лещину обыкновенную мы называем орешником и часто встречаем в лесу. Жаль, что орехи этого кустарника не успевают достоять до своей зрелости. Дети обрывают их в июле, когда орехи есть нельзя: разгрызут белую, неокрепшую скорлупу, а внутри еще зерна нет. И выбрасывают в мусор все, что собрали. Когда орех созрел, то скорлупа у него уже не белая, а темно-коричневая. Она прочная, и ее трудно раскусить. Но зато, расколов орех, внутри можно увидеть вкусное полное зерно. Если вы в лесу собираете орехи, делайте это очень осторожно, берегите кусты, не ломайте веток. Лещина от этого страдает и может погибнуть. | Дети читают текст в атласе определителе. фрагмент произведения «Репейник» читает ученик. Дети отвечают на вопросы. Если кто-то из ребят знает, то он отвечает. Подготовленный ученик читает текст о калине. (см. Приложение №2) | |
VI.Рефлексия учебной деятельности. | - Мы познакомились с разными растениями. - Можно ли отличить дерево от кустарника по высоте? - По каким основным признакам можно отличить деревья от кустарников, кустарники от трав? - Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? - Оцените свои достижения на уроке. | Нет. У дерева есть единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви. У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких. У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок). Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор. |
VII.Подведение итогов урока. | - Какую тему урока мы сегодня изучали? - Что нового вы узнали по этой теме? - Что еще вам хотелось бы узнать о растениях? | |
VIII.Домашнее задание. | Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений», рабочая тетрадь №4,5 стр. 20 |
Приложение №1
Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.
Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта. Который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен. Выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть об него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. когда я, наконец, оторвал цветок, стебель был уже в лохмотьях, да и цветок не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь…»
Приложение №2
Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. Осенью её украшают розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскаленный металл, народ и дал ей такое имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"
В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»
В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
Тест по окружающему миру 2 класс...
"Растения леса. Какие бывают растения?"
Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...
«Какие бывают растения, разнообразие растений»
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о представление о растениях, как отдельном царстве природы, о значении растений в живой природеЗадачи урокаДидактич...