"Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Парахина Ирина Юрьевна

Урок по окружающему миру для 2 класса по программе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по ОКМ УМК "Школа России"23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Какие бывают растения?

Цели:  формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить  с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их; оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

Планируемые результаты: учащиеся научаться классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.

Оборудование:   презентация  «Какие бывают растения?»,       компьютер,  мультимедийный проектор,  экран.

Ход урока:

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

  1. Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?

 - Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

- Кто придумал свою загадку про воду?

Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.

- Мы действительно сегодня с вами отправимся  в лес. (слайд № 2)

- Посмотрите на фото и вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (слайд №3)

- Давайте прочитаем цели сегодняшнего урока на стр. 56 учебника.

Это лес.

Ответы детей могут быть  самые различные: от ели до грибов.

Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

  1. Работа по теме урока.

1. Знакомство с разнообразием растений.

- Рассмотрите еще раз изображение леса. Наша задача – разделить все эти растения  на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой. (слайд №4)

- Итак, какие группы вы выделили? (слайд №5)

 - Чем деревья отличаются от остальных растений? (слайд №6)

- Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь? (слайд № 7)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Никто не пугает, а  вся дрожит.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

- Чем ель  отличается от остальных деревьев?

- Итак, на какие 2 группы можно разделить деревья? (слайд №8)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными?

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными (слайд №8).

- А как мы назовем одним словом эти растения (Слайд №9): шиповник, малина, орешник, смородина?

 - Чем кустарники отличаются от деревьев? (слайд №10)

- Существует еще группа кустарничков – маленьких кустарников высотой не более 50 см (в среднем 10 – 30 см). К кустарничкам относится черника, брусника. (слайд № 11). Кустарники могут быть как лиственными, так и хвойными, например: можжевельник – это хвойный кустарник, а бересклет – лиственный. (слайд № 12).

- Итак, вторая группа растений – это кустарники.  Они могут быть лиственными и хвойными.

- Если представить лес в виде лестницы, то какие деревья будут находиться на верхнем этаже? (Слайд №13)

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- Что находится на нижнем этаже?

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (слайд №14)

- Деревья

У дерева в течении всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

Берёза

Осина

Дуб

Ель

У ели иголки вместо листьев.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные  - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.

Это кустарники.

У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.

Деревья.

Кустарники и кустарнички.

Травы.

У травянистых растений нет ствола. У трав  - мягкие и сочные стебли.

2. Работа по учебнику.

-Давайте проверим  себя по тексту учебника стр.56.

Учащиеся читают вслух текст.

  1. Физкульт

минутка

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой  качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

V.  Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.19. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

-  Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

2. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

- Занесём названия растений, относящихся к каждой группе, в нашу таблицу.  (слайд №15)

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

3. Работа в тетради

В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями  и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа учащихся с последующей  проверкой в парах.

 - Познакомимся с этими растениями более подробно. Среди трав нам встретился репейник. (слайд №16) Найдите изображение этого растения в атласе – определителе (с.58-59) Под каким именем вы его нашли? Правильно, лопух. Прочитайте, что о нем сказано.

- Послушайте, какое впечатление произвело это растение на известного писателя Льва Толстого  (см. Приложение №1)

- Что мы узнали  о репейнике из рассказа Толстого?  Рад он был тому, что справился с этим сильным растением. Какой вывод мы можем сделать?

- С одуванчиком мы уже с вами знакомились. (слайд №17) А знаете ли вы, что по цветкам одуванчика можно определять погоду и время?

-Цветы одуванчика раскрываются около 6 часов утра, а закрываются в районе 3 часов дня. Когда цветы одуванчика раскрыты – это к хорошей погоде. И еще один факт. Если из поджаренных корней одуванчика сварить кофе, то его можно не отличить от натурального. К такому кофе можно даже не подавать сахара. В нем его и так достаточно. А еще из цветов одуванчика варят варенье.

- Перейдем к кустарникам. Какие кустарники изображены на стр.57? Познакомимся с этим кустарником. (слайд №18)

(Слайд №19)

Лещину обыкновенную мы называем орешником и часто встречаем в лесу. Жаль, что орехи этого кустарника не успевают достоять до своей зрелости. Дети обрывают их в июле, когда орехи есть нельзя: разгрызут белую, неокрепшую скорлупу, а внутри еще зерна нет. И выбрасывают в мусор все, что собрали. Когда орех созрел, то скорлупа у него уже не белая, а темно-коричневая. Она прочная, и ее трудно раскусить. Но зато, расколов орех, внутри можно увидеть вкусное полное зерно.

Если вы в лесу собираете орехи, делайте это очень осторожно, берегите кусты, не ломайте веток. Лещина от этого страдает и может погибнуть.

Дети читают текст в атласе определителе.

фрагмент произведения «Репейник» читает ученик.

Дети отвечают на вопросы.

Если кто-то из ребят знает, то он отвечает.

Подготовленный ученик читает текст о калине. (см. Приложение №2)

VI.Рефлексия  учебной деятельности.

- Мы познакомились с  разными растениями.    - Можно ли отличить дерево от кустарника по высоте?

- По каким основным признакам можно отличить деревья от кустарников, кустарники от трав?

- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

- Оцените свои достижения на уроке.

Нет.

У дерева есть единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви. У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких. У травянистых растений нет ствола. У трав  - мягкие и сочные стебли.

У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок).

Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

VII.Подведение итогов урока.

- Какую тему урока мы сегодня изучали?

- Что нового вы узнали по этой теме?

 - Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?

VIII.Домашнее задание.

Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений», рабочая тетрадь №4,5  стр. 20

Приложение №1

Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил  в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта. Который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен. Выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть об него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. когда я, наконец, оторвал цветок, стебель был уже в лохмотьях, да и цветок не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил  к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь…»

Приложение №2

Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде.  Осенью её украшают розовые, пурпурные, бордовые листья  и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскаленный металл,  народ и дал ей такое имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

"Растения леса. Какие бывают растения?"

Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...

«Какие бывают растения, разнообразие растений»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о представление о растениях, как отдельном царстве природы, о значении растений в живой природеЗадачи урокаДидактич...