На суше - как дома.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру.
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sushe_-_kak_doma_3_klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока по окружающему миру
в 3 классе
Тема урока: «На суше – как дома».
Учитель: Тузова В.В.
Москва
Цели урока:
деятельностные
- познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся;
- познакомить с приспособлением пресмыкающихся к жизни на суше;
- расширять и углублять знания учащихся о первых сухопутных позвоночных животных;
воспитательные
- формировать понятие о максимальном вкладе каждого в коллективную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к природе;
образовательные
- научить различать холоднокровных и земноводных.
Познакомить с элементарными навыками оказания помощи при укусе змеей.
Оборудование:
- иллюстрация Айболита;
- иллюстрации насекомых, пауков, земноводных, рыб;
- иллюстрации пресмыкающихся;
- чучело крокодила;
- видеофрагменты пресмыкающихся;
- конверты с заданиями;
- карта «Природные зоны»;
- карточки, уточняющие особенности пресмыкающихся;
- карты «Природные зоны», для использования командой;
- таблички с особенностями пресмыкающихся.
I этап. Организационный момент. (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, на нашем уроке, присутствуют гости. Поздороваемся с ними.
II этап. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.(5 мин)
- Ребята, спешу вам сообщить, что к нам приехал зоопарк. Все бы хорошо, да вот незадача. Заболел крокодил.
Обратились за помощью к доктору Айболиту, но он утверждает, что с крокодилом все в порядке. Директор зоопарка не на шутку встревожен. Ведь крокодил совсем неподвижен, будто впал в оцепенение, как неживой.
- Что случилось с крокодилом?
- Сегодня, нам предстоит найти ответ на этот вопрос.
- Для этого нам полезно вспомнить: о ком мы говорили, изучая последние темы?
( О насекомых, пауках, земноводных, рыбах).
- Почему насекомым время от времени приходится «менять одежку»?
( Наружный скелет состоит из неживого вещества – не может расти вместе с хозяином).
- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
( Нежная кожа, которая быстро высыхает под воздействием солнечных лучей).
- Кому теплее: тому, кто стоит на песке, или тому, кто лежит?
- Молодцы, эти знания помогут нам при изучении сегодняшней темы.
- Какова тема урока? С кем мы познакомимся сегодня поближе? Кому будет посвящен наш разговор?
- Попробуйте догадаться, отгадав загадки:
1) Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (Черепаха).
2) По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (Крокодил).
3) Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет. (Ящерица).
- Так о ком пойдет сегодня речь?
- А тема нашего урока звучит: «На суше – как дома».
III этап. Совместное «открытие» знаний.(15 мин)
- Посмотрите на животных, как вы думаете, что их объединяет?
- Покажите, как расположены их лапы?
- Как передвигаются эти животные? Представьте, что вы лежите на животе и хотите проползти какое-то расстояние.
- Как передвигается змея?
- Какое общее название можно дать этим животным? (Пресмыкающиеся).
- Что значит пресмыкающиеся? (Прижимаются, касаются земли).
- Но есть у пресмыкающихся и научное название от латинского – рептилии.
- Что же еще особенного в этих животных?
Посмотрим видеофрагменты, понаблюдаем за ними, за их поведением, покрытием кожи.
- Какие особенности вы еще заметили? (Размножение – откладывание яиц; защита – кожа, покрытая щитками, - защищает организм от лишнего испарения воды; строение – лапы по бокам тела, легкие, вытянутое тело).
- Что еще отличает их от других животных?
- Что с такими животными происходит при похолодании? (Забираются в укромное место, засыпают, пока тепло их не разбудит вновь).
- В русском языке и для такой особенности нашлось подходящее слово. (Холоднокровность).
- Холоднокровные, как вы объясните значение этого слова ? ( Температура окружающей среды).
- Откроем учебники на стр. 29.
- Рассмотрите иллюстрации пресмыкающихся нашей страны, пресмыкающихся жарких стран. Что интересного вы заметили? (Пресмыкающихся жарких стран больше, они крупнее).
- С чем это связано? (Круглый год тепло).
- Как же эти животные живут в нашей стране? (Приспособились, впадают в спячку).
- Теперь, подумайте и расселите животных на карте «Природные зоны». Для этого повернитесь друг к другу, капитаны достанут содержимое малых конвертов.
- Расселим животных на нашей карте «Природные зоны», у доски. (Команды каждого ряда работают у доски).
- Почему вы расселили их практически по всей карте? (Приспособились; питание, климат).
- Наши верные энциклопедисты подготовили интересные сообщения. Послушаем их.
- Подумайте, и скажите, откуда животные берут энергию для своей активности? (Пища).
IV этап. Первичное закрепление. (8-9 мин.)
- Так, как вы теперь думаете, почему доктор Айболит утверждал, что крокодил здоров?
(У нас зима, он приспособился, температура тела зависит от температуры воздуха).
- Но сможет ли он долго находиться при низкой температуре? (Из других широт…).
- Найдем правильный ответ на странице 30 №2. (+ 10).
- Почему?
- Попробуем объяснить поведение ящерицы на рисунке под №3. (Греется на солнце, повышает температуру тела).
- У вас на столе есть большой конверт. Вы внимательно изучите содержимое – отложите только – холоднокровных.
- Капитаны поднимите, отложенные карточки с животными.
- Почему выбрали именно черепаху?..
- Маленькая минутка ОБЖ. Что такое ОБЖ?
- Какая опасность может поджидать человека при встрече с пресмыкающимися?
- Так как вести себя если вы столкнулись со змеей?
- Что делать, если укус произошел?
V этап. Итог. Домашнее задание.(7 мин.)
Отмечают в учебнике:
Группы первого ряда – выполняют №4,5.
Группы второго ряда - №6.7.
Группы третьего ряда - №8,9.
- Посмотрим, какой материал вам понадобится для выполнения Д/З. Откройте стр. 28.
- Найдите два нижних абзаца. Выделенное слово – пресмыкающиеся. Поставьте на полях !
- Так кого мы называем пресмыкающимися?
- Откройте стр. 29. Какие слова выделены в каждом из данных абзацев? (Змеи, ящерицы).
- Что мы узнали о змеях, ящерицах?
- Поставьте - ! на полях, у каждого абзаца.
- Откройте стр. 30. О ком мы еще говорили?
- Что вы узнали о этих животных? Поставьте - !
- Какое общее свойство объединяет пресмыкающихся? (Холоднокровность).
- Что значит животные – холоднокровные?
- Выделенный материал, поможет вам подготовить отчет к следующему уроку по вопросам для домашнего изучения.
VI этап. Рефлексия. (5 мин.)
- Оценим нашу работу на сегодняшнем уроке. Какая, по-вашему, группу работала наиболее активно, дружно?
- А как вы оцениваете вклад в совместную работу, каждого из вас?
- Я благодарю вас за работу на уроке.
- Попрощаемся с нашими гостями. Урок – закончен.
Самоанализ урока на тему:
«На суше – как дома».
Цели урока:
Деятельностные
- познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся;
- познакомить с приспособлением пресмыкающихся к жизни на суше;
- расширять и углублять знания учащихся о первых сухопутных позвоночных
животных.
Воспитательные
- формировать понятие о максимальном вкладе каждого в коллективную
деятельность;
- воспитать бережное отношение к природе.
Образовательные
- научить различать холоднокровных и земноводных.
Познакомить с элементарными навыками оказания помощи при укусе змеей.
Краткое содержание этапов урока.
I Орг-ый момент
Цель данного этапа - эмоционально настроить детей на урок, заинтересовать предстоящей темой для изучения.
На этом этапе использовались познавательные загадки и задания. С их помощью, была поставлена основная цель урока. Ребята с удовольствием участвовали в работе, отвечали на вопросы, приводили свои гипотезы.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что цель этого этапа достигнута.
II Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Второй этап урока проходил в процессе обсуждения изученного материала, что необходимо для выхода на проблемную ситуацию.
III Совместное «открытие» знаний
На этапе «открытия» знаний, ребята выявили отличительные особенности пресмыкающихся, сравнивая их с земноводными, просматривая видеосюжеты.
Используя работу в малых группах, учащиеся самостоятельно обсуждали вопрос о местах обитания этой группы животных. Расселяли пресмыкающихся на карте «Природных зон» как на доске, так и на индивидуальных картах.
IV Первичное закрепление
Работа в малых группах имела место и на данном этапе, что позволило закрепить полученные знания, по теме «На суше – как дома». Выполнив задания, учащиеся комментировали свои ответы в громкой речи, уточняя важнейшие понятия.
Также была проведена минутка ОБЖ. Учащиеся рассуждали о опасностях, которые могут возникнуть при встрече со змеей. Проговаривались элементарные навыки оказания первой помощи.
V Итог урока. Домашнее задание
Знакомя детей с домашним заданием, уместным было проговорить еще раз важнейшие выводы, понятия по данной теме. Отметив материал в учебнике, ребята зафиксировали в речи новые знания.
VI Рефлексия
Этап рефлексии помогает продолжать работу по формированию самооценки.
Учащиеся оценивали не только работу своих товарищей и групп, но и свой вклад в урок.
Конспект открытого нестандартного урока
Тема урока:
«Рисование с натуры осенних листьев.
Рисование мелом на асфальте»
Школа №1245
Учитель: Тузова В.В.
1 класс «Б»
Москва, 2005 год
Задачи:
- формировать эстетическое восприятие действительности;
- развивать наблюдательность, общеучебные умения и навыки, то есть планировать ответ и рисунок;
- развивать бережное отношение к природе.
I. Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, мы отправляемся в гости к осени.
II. Беседа о красоте осени.
- Посмотрите, как красиво вокруг: прозрачная синева небес, сверкающий золотом осенний наряд деревьев, яркие осенние цветы, прозрачность воздуха, обилие золотистых тонов.
- Как вы думаете, почему осень называют золотой?
- Вы правы, действительно, осень радует нас своим разноцветьем листьев, листопадом.
- А в какую погоду больше всего опадает листьев?
- Что напоминает вам земля устланная опавшей осенней листвой? (Ковёр - нарядный, праздничный, разноцветный).
- Оглянитесь вокруг, как красиво кружатся листья!
Падают, падают листья –
В школьном дворе листопад …
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят …
- А сейчас представьте, что вы осенние листочки и давайте поиграем.
III. Физминутка «Мы осенние листочки»
Мы – осенние листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
IV. Составление букетов из осенних листьев.
- Теперь поближе рассмотрим листья. Соберите несколько понравившихся листочков. (Учащиеся собирают букеты)
- Посмотрите, какой красивый букет из опавших листьев я составила.
- Какой из листочков вам кажется особенно красивым? Почему?
- Теперь выберите листик, который вам понравился больше всего. Оставшиеся листы поднимите высоко-высоко и подбросьте их. Полюбуемся нашим «листопадом»
V. Поэтапное рисование мелками на асфальте.
- Сегодня вы нарисуете понравившийся листок на асфальте цветными мелками.
- Посмотрим на строение листа (центральная прожилка, другие прожилки, черенок, форма листа).
- Начнём рисовать. (Дети располагаются вокруг учителя, наблюдают за последовательностью работы)
- Лёгкими линиями намечаем центральную прожилку, черенок.
Намечаем ширину, высоту листа, а теперь рисуем контур. Раскрашиваем лист цветными мелками. (Ребята рисуют свой листок. Учитель комментирует, по необходимости помогает ученикам)
VI. Анализ детских работ.
- Давайте посмотрим, какие листья у вас получились.
- Молодцы! Вы сегодня украсили землю самым красивым неповторимым ковром.
- Похлопаем друг другу за прекрасное творчество.
VII. Рефлексия. Итог урока.
- Скажем спасибо подруге – осени. Спасибо за красоту, необыкновенно тёплое, яркое солнышко; за её бесценные дары.
- Понравилось ли вам наше необычное путешествие в страну по имени «Осень»?
- Чем понравился урок?
- Что особенно запомнилось в этом уроке?
- Образуем круг – солнышко. Разведём руки в стороны, коснёмся ладошками-лучиками друг друга. Вы чувствуете сколько тепла в ваших ладошках?
- Это не случайно. Красавица осень подарила нам частичку своего тепла. Постарайтесь сохранить это тепло, красоту и хорошее настроение как можно дольше. Поделитесь этими драгоценностями со своими близкими родными и друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе " Первый шаг из моря на сушу"
Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. УМК "Школа 2000"....
На суше - как дома.
Небольшой фрагмент урока по проверке темы "На суше - как дома". Программа "Школа-2100"....
конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."
На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных. Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...
Открытый урок по окружающему миру -Первый шаг из моря на сушу
Классный час с презентацией...
На суше - как дома.
Презентация к уроку на тему: "На суше - как дома"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс школа 2100 "На суше как дома"
Окружающий мир 3 класс "На суше как дома"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "На суше как дома" 3 класс
Интегрированный урок по окружаещему миру и робототехнике....