Жаркие пустыни
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) на тему
Солнечный. жаркий
Жёлтый песок-
Льётся здесь жгучий песок.
В воздухе жёлтом и
Плотном, как, мёд,
Жёлтая птица
неслышно плывёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pustynya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ « Усть – Удинская» СОШ
№2
п. Усть – Уда
Зубкова Ольга Владимировна
Тема : « Жаркие пустыни»
Цели:
-сформировать у обучающихся представление о природной зоне пустынь;
-познакомить с географическим положением зоны пустыни, её особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей;
-развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой;
- развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.
Оборудование: карта « Природные зоны России»; фотографии и рисунки с изображением растительного и животного мира пустынь.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Чем отличается природа степей от других природных зон?
-Что является богатством степей?
- Почему в степной зоне не растут леса?
- Как растения приспосабливаются к условиям жизни в степи?
- Чем особенна жизнь животных, обитающих в степях?
-Чем они питаются?
- Какие степные растения и животные занесены в Красную книгу?
- Каковы основные занятия людей, живущих в степной зоне?
Графический диктант.
Если высказывание верное, то обучающиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «-».
- Зона степей находится на севере России.
- Летом дуют ветры- суховеи.
- Черноземные почвы глубиной более метра.
- В степи растут сосны, ели, пихта.
- Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.
- В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.
- Дрофа занесена в Красную книгу.
- Население степей занимается растениеводством и животноводством.
- Новый материал.
Солнечный, жаркий
Жёлтый песок-
Льётся здесь жгучий песок
В воздухе жёлтом и
Плотном, как мёд,
Жёлтая птица
Неслышно плывёт.
- О какой природной зоне рассказывается? ( О пустыне)
4.Изучение нового материала.
- Покажите на карте зону пустынь. Где находится эта природная зона?
-Как выглядит поверхность пустыни?
Рассказ детей:
-К югу – востоку от степей находится полоса пустынь. Она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря. Между Каспийским морем и рекой Амударьёй находится пустыня Каракумы.
- Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы.
- Самой характерной особенностью пустыни являются сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура её поднимается до +80 градусов. Зима в пустыне морозная, длится 2-3 месяца.
Работа в группах.
Рассказ ботаников.
Растительность пустыни бедная.
Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут только такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, так как только там они могут найти влагу. Самое распространённое растение – верблюжья колючка.
Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок.
Встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров.
Рассказ зоологов.
Животный мир пустынь тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище, воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности. Характерные животные пустыни – верблюды. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой, которое ни одно другое животное есть не может. Несколько дней верблюды могут обходиться без воды.
В пустынях обитает грациозное животное – антилопа – джейран.
Она может пробежать до водопоя 50-60 км. На песчаных холмах встречается много ящерец. Особенно интересен варан, длина которого достигает 1, 5 м.
Вдоль рек животный мир значительно богаче, там водятся кабаны, камышовые коты и много водоплавающей птицы.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новой темой.
Рассказ экологов.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из – за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков. Проблемой стало и браконьерство.
Для сохранения природы в 1990 году в республике Калмыкия создан заповедник « Чёрные земли».
7. Закрепление изученного материала.
- Почему в пустыне очень жарко?
- Как приспособились растения к жизни в пустыне?
- Как приспособились к жизни в пустыне животные?
- Назовите экологические проблемы пустынь.
8. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь №1 ( задание №40 ) ; учебник стр.148-156.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Жаркая пустыня"
Природные зоны...
Жаркие пустыни
К юго - востоку от степей находится полоса пустынь. она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря.Поверхность пустыни холмистая. Самой характерной особенностью пустыни является сухо...
«Жаркие пустыни»
Программа: «Гармония». Форма урока: Урок-исследование. Тип урока: Комбинированный....
Жаркие пустыни
Контрольная работа....
Природные зоны: жаркие пустыни.
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" авт. Поглазова)...
урок Жаркая пустыня"
В сценарии урока описываются этапы технологии «Развитие критического мышления через чтение»....
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...