"Хлеб-всему голова".
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме
расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Хлеб --- всему голова».
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход классного часа
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.
1. Вступительная часть.
– Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе.
(Хлеб.)
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Сегодня мы будем говорить о хлебе. (Учитель на доске открывает тему урока).
--- Как вы понимаете эти слова? («Хлеб --- всему голова».)
Хлеб основной продукт питания на столе. Хлеб мы кушаем и во время завтрака, обеда, ужина. Если весь стол уставлен блюдами и не будет хлеба, то человек не насытится. Ведь говорят: «Без печки холодно --- без хлеба голодно».
--- Сейчас я вам хочу рассказать одну легенду, когда человек впервые попробовал хлеб.
Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Ведь для того, чтобы появился хлеб на столе должны потрудиться очень много людей.
Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», – шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)
– Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик.
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
3.Сценка: «Хлеб святой». Сейчас ребята покажут вам сценку.
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь.
А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
4. Рассказ учителя (продолжение).
– Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)
Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Крошки не выкидывайте. Можно отдать их птичкам.
Для приготовления одного батона хлеба нужно использовать 10 000 зёрен. А сколько зёрен нужно использовать для того чтобы накормить всю страну?
5. Работа с пословицами.
Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)
З а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.
Не шуба греет, а … (хлеб).
В дороге хлеб не … (помеха).
Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
У кого хлебушко, у того и … (счастье).
Хлеб всему … (голова).
Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
3. Викторина «Мозговой штурм».
В о п р о с ы в и к т о р и н ы:
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)
2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)
---какой путь проходит хлеб, чтобы оказаться у нас на столе?
.( ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД---МАГАЗИН)
- Конкурс «Караваев».
--В течении 3-х минут слепить караваи. (3 человека из разных классов).
Остальные играют в игру «Жок –жок –жок –это пирожок»
Чтение стихотворения, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.
Жок-жок-жок — это (пирожок).
Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).
Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).
Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).
Ач-ач-ач — вот (калач).
Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).
Чи-чи-чи — мы любим (калачи).
Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).
Рассматривание изделий из солёного теста, сделанных детьми.
---Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на хлебозавод брать у всех караваи чудные! Осталось их в печку засунуть и подождать пока они высохнут.
- Частушки.
Говорим и скажем снова
Повторим, как дважды два:
Хлебушек всему основа
И, конечно. Голова.
Сколько рук его растили,
Сколько поту утекло!
В хлебе вся людская сила,
И здоровье и тепло.
Много лет и много зим
Люди наслаждаются.
Основной продукт едим—
Хлебушек всем нравится.
Из пшеницы золотистой
Хлеб уложен горочкой
До чего же он душистый
Хлеб с хрустящей корочкой.
Если пахнет в доме хлебом,
Если вкусен хлебный квас,
Радость будет за обедом,
Хлеб в деревне – просто класс.
Тем, кто хлеб для нас печёт,
И, кто землю пашет,
Уваженье им, почёт
И спасибо наше.
- Ученик.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Придержемся русской традиции гостеприимства.
На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.