Урок "Многобразие грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему:
«Многообразие грибов».
Выполнила учитель начальных классов :Шилкина Т.В.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие цели урока обеспечивают усвоение темы урока на уровне знания
Ученик должен знать:
- Царства живой природы;
- Строение грибов;
- Разнообразие грибов.
Развивающие цели позволяют:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- формировать познавательную культуру учащихся;
- развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.
Воспитательные цели.
- осознанно перерабатывает полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме;
- формирует умения, организующие деятельность: ставить цели и задачи, определять способы их реализации, планировать свои действия, реализовать действия и проверить результат;
- развивает самостоятельность и добросовестность;
- учится бережному отношению к природе.
Оборудование:
1.компьютер ,мультимедийный проектор,экран;
3.учебник «Окружающий мир» 3 класс;
4. рабочая тетрадь;
5.сообщения учащихся;
6.картинки.
Ход урока
1.Орг. момент.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Какой это лес? Какие чудеса можно в нем встретить?
2. Повторение.
- Назовите царства живой природы.( Слайд 1).
Приведите свои примеры.
- Бактерии, животные, растения, грибы.
- К нам на урок пришли гости. (Выходят 3 человека, на голове «короны», рассказывают о себе ,сообщения учащихся )
Боровик: Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон. Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот… белый.
И стоит он на виду. Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду
.Подберёзовик: Не спорю – не белый.
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В берёзовой роще.
В роще у берёзки
Повстречались тёзки!
Мухомор: Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной,
Никуда не годный.
Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин –
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот – красный… мухомор.
- Назовите эти природные объекты одним словом. К какому царству живой природы они относятся?
-Грибы
2. НАЗОВИТЕ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА. (постановка проблемы. (Слайд2).
3.Работа с учебником. «Окружающий мир», с.57.Рубрика «Выскажи предположение». Чтение статьи «Чем грибы отличаются от растений».
- Итак, чем же грибы отличаются от растений?
- Грибы не имеют зелёной окраски.
- Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.
- Грибы можно разделить ещё на две группы. Вспомним 2 класс. (Слайд3).Это съедобные и несъедобные, и даже ядовитые грибы.
4.Новый материал. Посмотрите на доску и прочитайте контрольный вопрос нашего урока. (слайд4).
А ТЕПЕРЬ ИЗУЧИМ СТРОЕНИЕ ГРИБА ( СЛАЙДЫ 5,6).
-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?
- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй нахо-
дится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы
воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, ей нужны тепло, воздух и влага.
Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе
шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.
Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны при-
мерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются
в различных целях.
– А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка ,на которой вы видите пословицу,(слайд7).Объясните смысл.
Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки.
- Вы узнали? Этот гриб называют царём грибов. Это боровик(слайд8).А если потрогать эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна .Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью
которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые.
- А этих красавцев вы узнали? Рыжики – самые любимые грибы русского народа.
А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для засолки. Что
общего в строении их шляпок? У них на нижней стороне шляпки находятся
пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам.
Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает
в себя наиболее поразительные формы. (Слайды9,10,11).
Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шля-
почные грибы, и коралловидные формы, и грибы- трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях.
Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое
тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг).Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.
– А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались?
Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ. Как вы думаете, чем опасны такие грибы и какую помощь необходимо оказать? (слайд12).
- Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем
не брать те грибы, которые ты не знаешь.
5.(Слайд13).Эти нехитрые правила мы должны соблюдать, находясь в лесу. Постарайтесь их запомнить.
(Слайд14). Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник.
Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.
6. Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели.
7. Работа в тетради.
- А сейчас поиграем в игру «Что где растёт». Откройте тетрадь на с.23. Узнали грибы? А растения?
Отправьте гриб под нужное ему дерево. А сейчас проверим. ( взаимопроверка)– Знают настоящие грибники и грибные приметы.
Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.
Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные (слайд15), и человек. Для сорок, лосей это лекарство.
8. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие в лесное царство.. В заключении предлагаю вам тест(слайд16).
- Что же вы узнали сегодня о грибах?(слайд17).
8. Домашнее задание.
1. Прочитать статьи в учебнике на с.57-59.
2. Найти интересные сведения о грибах или найти загадки и нарисовать отгадки, можно совершить путешествие в мир интернета.
Литература
Учебник Окружающий мир «Обитатели Земли» Авторы: А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. М.: «БАЛАСС», 2012.
Рабочая тетрадь. Авторы: А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. М.: «БАЛАСС», 2012.
Окружающий мир «Обитатели Земли». Методические рекомендации для учителя. Авторы: А. А. Вахрушев, Б.А. Барышева, Д.Д. Данилов, С.П. Докмина, Г.М. Гайсина, С.А. Козлова А.С. Раутиан.Под ред. А.А. Вахрушева.М.: «БАЛАСС», 2010 –(Образовательная система «Школа 210»)
Дютийоль Э. Энциклопедия «Я познаю мир» Природа. М.: ООО «Издательство АСТ», «Астрель», 2002
интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http://www.nachalka.com
- http://www.viki.rdf.ru.
- http://www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс...
Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"
Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....