Урок окружающего мира в 1 классе. Тема"Мы разные по внешнему признаку"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Сандитова Туяна Будодоржиевна

Отличительная особенность этого урока- системно деятельностный характер. Все задания на уроке нацелены не только для получения готового знания,а для применения этих знаний в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «МЫ - РАЗНЫЕ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ»

Цель: познакомить с расами, их особенностями, расселением на земном шаре.

Задачи:  

- развивать критическое мышление, творческие способности;

- воспитывать толерантность.

Оборудование: учебник  «Окружающий мир. 1 класс»,  часть 2 (авторы Н.Я. Дмитриева,  А.Н. Казаков);

памятки работы в группе; ИКТ; раскраски; изображение земного шара; карточки с заданиями группам;  

ХОД УРОКА

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

5 мин

-Здравствуйте ребята!

Девиз нашего урока.

Я-это я! Ты-это ты! Но если мы встретились сегодня и поймем  друг друга, то это прекрасно! (слайд 1)

(Слайд 2)Перед тем как начать урок я прошу взять со стола лист бумаги. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1.сложите лист пополам

2.оторвите правый верхний уголок

3.опять сложите лист пополам

4.снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас.

-какой вывод можно сделать?

– Посмотрите друг на друга, скажите, чем мы похожи?

– А чем мы отличаемся друг от друга?

– Мы все разные! Давайте представим себе, что мы все похожи как две капли воды.

Хотели бы вы этого? Почему?

– Да, было бы очень трудно, если бы мы все были друг на друга похожи. Поэтому мы не хотим этого, хотим отличаться друг от друга. А природа сама позаботилась об этом!

- Как вы понимаете слова «разноцветные дети»?

-Как вы думаете, почему у людей кожа различного цвета?

 ( Слайд 3) Идет презентация с фотографиями детей разных рас)

Строением тела: у всех одна голова, две руки, две ноги, два глаза, два уха.

Цветом глаз, цветом

волос, ростом, весом…

Возникла бы путаница, мы не могли бы найти того человека, который нам нужен.

Рассуждение детей

(Слайд 4)

Ученик читает вслух стихотворение В.Орлова «Разноцветная планета». На

экране – изображение земного шара.

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

2.Изучение новой темы

3 мин

Игра.

Встаньте те, у кого цвет волос одинаковый, цвет глаза разный, светленькие, темненькие, одинаковые ростом.

– Можно ли всех людей в нашем классе разделить на группы по каким-нибудь внешним признакам?

-Какой вывод можно сделать?

Можно. Некоторые из нас имеют одинаковый цвет волос, одинаковый цвет глаз, одни темненькие, другие – светленькие.

Некоторые одного роста.– Все люди на Земле тоже все-таки чем-то похожи и все население Земли можно разделить на группы по внешнему сходству.

3.Групповая работа

Фотоиллюстрации наклеивают на ватман.

5 мин

– Посмотрите на фотоиллюстрации разных людей. Можете вы их как-то объединить?

Дети находят сходство по разрезу  глаз, цвету кожи, форме скул…

Фотоиллюстрации наклеивают на ватман.

Вы правильно разделили людей на группы. Эти группы называются расами.

В словаре прочитайте, что такое раса.

Что такое раса, о чем вы узнали?

Дети читают.

Раса- группа, общность людей, которые живут в определенной местности, условиях, которые влияют на внешний облик людей.

4. Работа по учебнику (групповая работа)

7 мин

Откройте учебники на странице 30. Прочитайте текст в учебнике и ответьте на вопросы. Вопросы по группам.

1группа. На сколько групп делятся все люди на Земле?

2группа. Чем различаются каждая группа?

3 группа. Как называется каждая раса?

(каждая группа нашла свой ответ на вопрос, и ответ читает всему классу)

5.Работа по карточкам (раздаю карточки, на карточке написано задание)

Охарактеризуйте каждую расу по данным признакам.

1 группа-европейская раса

2 группа-азиатская

3 группа – африканская

4. К какой группе вы относите себя? Почему? (всем группам)

-Всех людей Земли  по их внешнему виду делят на три большие группы.

-Различаются они лишь внешними признаками- цветом кожи, разрезом глаз, волосами.

-По этим  признакам людей относят к европейской, азиатской и африканской расе.

Выбрать-слова- помощники ( слова ответы)

Цвет кожи-

Разрез глаз-

Волосы-

Ученики в группе выбирают выступающего и отвечают на вопрос. (Слайд 6, 7)

5.Работа с картой

5мин

В чем причина таких различий?

Как вы думаете?

 Для ответа на этот вопрос посмотрим, где на Земле встречается каждая

раса  (фишки) или наклеивают фигуры людей разной расы.

Природные условия

6.Коллизия

5 мин

 (Слайд 8 )

В современном мире люди не живут в одном месте, передвигаются по планете. Если к нам в класс приедет мальчик африканской расы, то, как мы поступим?

-Как вы думаете, а как всем людям надо жить на планете?

Вы знаете слово толерантность? Как вы думаете, что оно означает?

Прочитайте в словаре.

- О чем вы узнали? Что значит быть толерантным.

- Особенно важна толерантность в нашей стране, в нашей республике. Как вы думаете, почему? (многонациональность)

Ученики высказывают свои мнения.

Дружно, понимая и помогая друг другу. Без конфликтов.

   - Что бывает, если этого не происходит? (конфликт)

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. 
 

7.Рефлексия

5 мин

(Слайд 9, 10)

 

Вывод: ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии. 

Ученик читает

слайд 9

Слайд 10

Мы все разные. Но у всех нас есть что-то общее.

Мы все разные - этим и прекрасные.

Относись к другим так,

как хочешь, чтобы относились к тебе.

Если можешь, помоги!

Или просто улыбнись…

8. Упражнение «Ниточка»

3 мин

Я попрошу всех Вас  подойти ко мне, встать в круг.

- Прошу  каждого из Вас передавая в произвольном порядке клубок ниток, высказаться про наш урок.

-  А теперь слегка подергайте за ниточки, что Вы видите, чувствуете?

-Все мы взаимосвязаны, между нами натянуты незримые нити

Ребята встают в круг, передают клубок тому, кто стоит напротив и так в произвольном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс. Тема: Повторение изученного материала в 1 классе

Использование ИКТ делает процесс обучения более ярким, наглядным....

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...