Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Уточнить и систематизировать знания об общепринятых праздниках.
Формировать и развивать умение общения в паре и группе.
Воспитывать интерес к истории и традициям России и Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tradicii_obychai_prazdnikirelikvii.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения
в 1 классе
по теме:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 ст.Каневской
Чернобай Наталья Николаевна
Цель урока: уточнить и систематизировать знания об общепринятых праздниках России и Кубани;
Планируемый результат: учащиеся уточнят и систематизируют знания об общепринятых праздниках России и Кубани;
Задачи: формировать и развивать умение общения в паре и в группе;
развивать речь и кругозор детей;
воспитывать интерес к истории и традициям Кубани и России.
Ход урока:
I Орг. момент.
II Постановка учебной проблемы.
- Уточним знания об общепринятых праздниках, кубанских обычаях и традициях, связанных с ними.
III Актуализация знаний.
1.8 Марта.
- Дома вы рисовали рисунки праздников. К какому празднику относится эта группа рисунков?
- 8Марта – любимый праздник всех девочек, девушек, мам, бабушек. Этот праздник светлый и радостный, как сама весна. Недаром об этом празднике сложено много стихотворений.
Послушайте стихотворение о 8 Марта.
В. Берестов
Восьмое марта.
Восьмое марта, праздник мам,-
тук-тук!- стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём,
на стол накроем сами,
поможем ей сварить обед,
мы с ней споём, станцуем,
мы красками её портрет
в подарок нарисуем.
-Их не узнать! Вот это да!-
тут мама скажет людям.
А мы всегда, а мы всегда,
всегда такими будем!
- 8 Марта – замечательный праздник. Но вряд ли кто-нибудь из вас задумывался над тем, что означает этот праздник и почему именно этот, а не какой-нибудь другой день календаря у нас и в других странах называется Международным женским днём.
- Раньше во многих странах и в царской России считалось, что женщина не может овладеть сложным трудом, которым занят мужчина, а если и овладеет им, то всё равно не в полной мере, поэтому и зарплату должна получать ниже, чем мужчина.
- И вот однажды 8 Марта 1908 года работницы предприятия Нью-Йорка, доведённые до отчаяния, вышли на демонстрацию. Они не могли больше трудиться в невыносимых условиях по 12-14 часов в сутки и получать мизерную зарплату. Полиция попыталась разогнать женщин, но они не дрогнули и не отступили. Это заставило капиталистов пойти на уступки.
-2 года спустя в 1910 году в датском городе Копенгагене собралась международная конференция женщин. На неё съехались женщины из 16 стран. Была среди них женщина-россиянка Александра Михайловна Коллонтай.
- Присутствовала на этой конференции и выдающаяся деятельница международного рабочего движения Клара Цеткин. Она предложила отмечать ежегодно Международный женский день. А в память первого организационного выступления женщин в Нью-Йорке проводить его 8 Марта.
-Какие предметы считаются символом праздника? (цветы: тюльпаны, нарциссы, мимоза.)
( Выставить открытку с тюльпанами)
-Кого по традиции мы поздравляем в этот день?
2.Пасха.
-К какому празднику нарисовали эти рисунки?
-Этому празднику более 100 лет. Он считается одним из главных православных праздников.
-Послушайте стихотворение А. Н. Майкова о Пасхе.
Христос Воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
- У населения кубанских станиц были свои местные традиции, связанные с подготовкой к Пасхе и празднованием Пасхи.
-Во время Великого Поста казаки не носили нарядную одежду, дети и взрослые одевались опрятно и скромно, донашивали старые вещи. Строго соблюдался Пост. Некоторые исключения делались только для больных и детей. Усердно молились, регулярно посещали церковь.
-В нашей местности последние недели Великого Поста обычно совпадали с полевыми работами. Хозяйки старались посеять и посадить огородные культуры, в зависимости от сроков Пасхи, до вербной недели или после неё.
-В народе полагали, что овощи, высаженные на вербной неделе «будуть тянутьца ввэрх, як вэрба». Многие селяне и по сей день соблюдает эту традицию.
-Перед Пасхой хозяйки белили хату изнутри густым раствором глины, в которую добавляли много синьки; стирали и крахмалили оконные занавески, скатерти, салфетки, надевали вышитые наволочки на подушки. У кого была возможность, «справляли новую одегачку и обувачку» или приводили в порядок старую.
-Какие вещи можно назвать символами Пасхи? (куличи, пасхи, крашеные яйца, веточки вербы)
(Выставить открытку к Пасхе)
-Какие традиции праздника вы знаете? (катать яйца, приветствие «Христос Воскресе!»
3.День рождения.
-К какому празднику нарисованы эти рисунки?
-Этот праздник любят все жители нашей планеты. И, наверное, самая главная причина, что в этот день люди, у которых день рождения получают…(подарки).
-Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Подарки».
-Когда в семье рождается ребёнок, это огромное счастье для родителей.
-Наверное, такие счастливые папы и мамы придумали вспоминать этот радостный день и когда малышу исполняется годик, и два, и три.
-Так возник праздник, день и месяц которого у каждого жителя планеты свой.
-Об этом чудесном празднике даже есть песня. Давайте её споём и станцуем.
IV. Физминутка под песню « Пусть бегут неуклюже».
V.Продолжение темы.
-Какие же предметы можно назвать символами этого праздника? (торт со свечами, букет цветов, подарки в упаковке.)
(Выставить открытку)
4. Задание в тетради «Торты».
-Какие традиции праздника вы знаете? (задувать свечи на торте, дарить подарки, дёргать за уши).
- Выполните задание с тортами.
5. 9 мая.
-К какому празднику эти рисунки?
-9 Мая называют праздником со слезами на глазах, потому что в этот день мы отмечаем победу над фашистами, которая досталась народу большой ценой-гибелью огромного количества людей.
-Послушайте стихотворение Е. Гарбуз «День Победы».
Тот гордый, славный День Победы!
Как он далёк от нас теперь,
Нет никого, кто не изведал
Великой горечи потерь.
Война гремела по дорогам
И сиротила матерей.
В сердцах отцов жила тревога
За повзрослевших вдруг детей.
Четыре долгих, трудных года
Солдаты мерили войну.
Боролись люди и природа,
Чтоб снова Мир пришёл в страну.
…Омытый кровью и слезами
Настал заветный майский день.
И светит солнце вновь над нами,
Как радость, буйствует сирень.
-Война 1941-1945 года отгремела много лет назад. Ваши родители не помнят эту войну. Её помнит лишь старшее поколение - ваши прабабушки и прадедушки, которых осталось в живых не так уж и много. Мы знаем об этой войне лишь по фотографиям и фильмам.
-И о членах своей семьи, воевавших 60 лет назад с фашистами, вы знаете по их фотографиям.
-Фотографии фронтовиков - это семейные реликвии, которые каждая семья бережно хранит.
(Рассматривание фотографий.).
-Какие же предметы можно назвать символами этого праздника? (медали, Георгиевская лента, автомат, каска)
(Выставить открытку к 9 Мая)
-Какие традиции праздника вы знаете? (поздравлять ветеранов, возлагать цветы к Вечному огню).
6. Новый год.
-К какому празднику эти рисунки?
Новый год - один из самых любимых и долгожданных праздников.
-Послушайте стихотворение про Новый Год.
-К Новому Году готовятся заранее: покупают подарки под ёлочку, ёлочные игрушки, украшения для дома, дети учат стихи и песни.
VI. Физминутка под песню « В лесу родилась ёлочка» ( хоровод с движениями).
-В нашем классе тоже появилась ёлочка.
-Под Новый Год существует традиция загадывать желание.
-Давайте и мы загадаем, а чтобы оно сбылось, украсим ёлочку снежинками.
-Какие ещё традиции праздника вы знаете? (украшать ёлку, вешать гирлянды).
- А символы праздника? (ёлка, Дед Мороз, снежинки).
(Выставить новогоднюю открытку )
VII. Обобщение. Работа в тетради и на доске (соотнести времена года с праздниками)
VIII. Итог урока.
- Какие общепринятые праздники России и Кубани вы запомнили?
- Какие вы любите больше всего? Почему?
-В канун нового года - новогодние открытки за хорошую работу, чтобы урок запомнился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Семейные традиции"
Сценарий праздника "Семейные традиции" содержит в себе разработку мероприятия для учащихся начальной школы, в частности для учащихся 4го класса....
Традициии, обычаи моего села, моего рода
История и традиция семьи Шамыкаевых...
«Традиции, обычаи, национальные обряды, игры, праздники узбекского народа»
Задачи: - познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями узбеков - жителей нашей страны. - наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство узб...
Сценарий праздника «Зачин дело красит»(традиции, обычаи и обряды наших предков)
Праздник о традициях, обычаях и обрядах наших предков....
Семейные традиции и праздники
Знакомство с емейными традициями....
конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».
Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...
« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени....