УРОК по ОРКСЭ «Дорогою добра»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока по ОРКСЭ может быть использован для проведения классного часа с учащимися 4-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vm_dorogoyu_dobra.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  по  ОРКСЭ  «Дорогою  добра» ( в  4 – х  классах)

Цель урока:   воспитывать у детей чувство уважения, доброты и понимания к людям.

Задачи: вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека,

учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;

воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.

Оборудование: плакаты  с  пословицами  о  доброте, рисунок  «цветка  доброты» (плакат)  и  на  каждого  ребёнка (как  эмблема); мультимидийная  презентация; грамзапись  песен «Доброта»  и  «Если  добрый  ты …» (из  мультфильма «Про  кота  Леопольда»,  «Вальса  цветов»  из  балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

ХОД  УРОКА:

      Итак, друзья, внимание –

                  Ведь прозвенел звонок.

                  Садитесь поудобнее –

            Начнём скорей  урок.

    Ведущий:

    Встаньте, ребята! Подарите  себе  свою  улыбку, попросту  улыбнитесь.

А  чтобы  настроение  наше  оставалось  хорошим, давайте  ещё  раз  улыбнёмся  себе, друг  другу.

Наш  мир – это  большое  зеркало  и, улыбаясь  кому – то, ваша  улыбка  будет  возвращаться  к  вам  радостью.

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  качестве, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

4 – А    Слово  это  серьёзное, главное, важное.

             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.

              В  нём  забота  и  ласка, тепло  и  любовь.

              В  нём  стремленье  на  помощь  прийти  вновь  и  вновь.

              Это  качество  в  сердце  у  многих  живёт.

              И  о  боли  других  позабыть  не  даёт.

              И  оно  поважней, чем  лица  красота.

              Догадались, что  это? (пауза)  Сердец  доброта!

Ведущий:

О  каком  же  качестве  пойдёт  речь? Да, сегодня  мы  будем  говорить  о  доброте (СЛАЙД  1) В  наше  время  современному  человеку  очень  нужно  сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди  стесняются  быть  добрыми.

ДОБРОТА … ДОБРО …  Что  это  такое? (ответы  детей)

Прочитаем  теперь  два  высказывания  о  доброте: (СЛАЙД  2)

Ученики:

«ДОБРОТА – отзывчивость, сочувствие, дружеское  расположение  к  людям: всё  положительное, хорошее, полезное» (Л. Н. Толстой)

« ДОБРОТА – вещь  удивительная. Она  сближает  как  ничто  другое. Доброта  избавляет  нас  от  одиночества, душевных  ран  и  непрошеных  обид» (драматург  В. Розов)

Ведущий:

Это  человеческое  качество  высоко  ценилось  во  все  времена. Вспомним  пословицы  и  поговорки  о  доброте (уч-ся составляют  пословицы, соединив  две  части) СЛАЙД  3.

-  Спешите  делать  добро.

-  Без  добрых  дел  нет  доброго  имени.

-  Жизнь  дана  на  добрые  дела.

-  Доброе  слово  дом  построит, а  злое  слово – дом  разрушит.                                              -  Доброе  слово – половина  счастья.

-  Худо  тому, кто  добра  не  делает  никому.

-  Доброе  дело  дороже  богатства.

-  Красоту  уносят  годы, доброту  не  унесут.

-  Кто  любит  добрые  дела, тому  и  жизнь  мила.

-  Добро  помни, а  зло  забывай.

Ведущий:

А  как  вы  думаете, много  ли  слов  можно  образовать  от  слова  ДОБРО?

Мы  собрали  такой  цветок  и  назвали  его  «цветок  доброты». Вот  он!  СЛАЙД 4

(уч-ся  рассматривают  цветок, читают  слова  на  его  лепестках  и  листьях)

А  вот  что  сказал  по  этому  поводу  А. Грин  «Доброта – солнечный свет, под  которым  распускается  цветок  добродетели» (это  эпиграф  нашего  урока)

Ребята, а  вам  наш  цветок  никакой  другой  цветок  не  напоминает? Верно, он  похож  на  волшебный  цветик – семицветик  из  сказки  В. Катаева.

Вспомните: последний  лепесток  девочка  Женя  на  что  потратила? (смотрим  отрывок  из  сказки  «Цветик – семицветик»)

А  вы  куда  потратили  лепестки  волшебного  цветка?

Вот  теперь  минуту  внимания! Дома  вы  попробуйте  создать  свой   «цветок  доброты» (нарисовать  или  сделать  из  бумаги, а  на  каждом  лепестке  напишите: какие  добрые  дела  вы  могли  бы  совершить)

Как  вы  думаете, легко  ли  быть  по – настоящему  добрым? Действительно, научиться  по – настоящему  быть  добрым  трудно. Путь  к  доброте  нелёгкий: на  нём  человека  ожидают  взлёты  и  падения, добро  и  зло. У  каждого  человека, большой  он  или  маленький, свой  путь  к  доброте. И  об  этом  мы  споём  сейчас  песню. (песня «Доброта» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)

Ведущий:

Смысл  этой  песни  можно  выразить  пословицей «Красоту  уносят  годы, доброту  не  унесут»

   Продолжаем  наш  урок. Подумайте: можно  ли  заставить  человека  быть  добрым? Конечно, нет! А  можно  ли  стать  добрым  на  время? Смотрим  сценки, которые  приготовили  ученики  классов.

(ученики  показывают  сценки, а  остальные  ребята  думают, анализируют  ситуации)  А  как  бы  вы  поступили  в  каждой  из  ситуаций? (ответы  детей)

4 – а

УЧЕНИК  ВОЗВРАЩАЕТСЯ  ИЗ  ШКОЛЫ  И  ВИДИТ, КАК  СТАРУШКА, ПОСТАВИВ  НА  СКАМЕЙКУ  ТЯЖЁЛЫЙ  ПАКЕТ,  НЕ  МОЖЕТ  ОТДЫШАТЬСЯ. ОН    ПОДХОДИТ  К  НЕЙ  И  ПРЕДЛАГАЕТ  СВОИ  УСЛУГИ. ПОМОГ  ДОНЕСТИ  ВЕЩИ, ХОТЯ  ЭТО  БЫЛО  ЕМУ  НЕ  ПО  ПУТИ.

 

4 – Б

ДЕВОЧКА  ТОРОПИТСЯ  В  ШКОЛУ, НО  ВИДИТ  НА  ПЕРЕКРЁСТКЕ  СТАРИКА, КОТОРЫЙ  НИКАК  НЕ  МОЖЕТ  ПЕРЕЙТИ  УЛИЦУ. ДЕВОЧКА  БЕРЁТ  ЕГО  ЗА  РУКУ  И  ПЕРЕВОДИТ  НА  ДРУГУЮ  СТОРОНУ  УЛИЦЫ.

4 – В

СТАРУШКА – СОСЕДКА  ПРОСИТ  КУПИТЬ  МАЛЬЧИКА – СОСЕДА   ЕЙ  В  МАГАЗИНЕ  МОЛОКА  И  ХЛЕБА. ТОТ  СОГЛАШАЕТСЯ, НО  ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО  ТА  ДОЛЖНА  ЕГО  ОТБЛАГОДАРИТЬ.

А  вот  ещё  пословицы: «Жизнь  дана  на  добрые  дела»  или  «Добрые  дела  красят  человека». Послушайте  об  этом  стихи.

4 – Б   Достаётся  недёшево  счастье  трудных  дорог.

           Что  ты  сделал  хорошего, чем  ты  людям  помог?

           Этой  мерой  измерятся  все  земные  труды,

           Может, вырастил  деревце, иль  очистил  пруды?

           Может, строишь  ракету? Гидростанцию? Дом?

           Согреваешь  планету  своим  мирным  трудом?

           Иль  под  снежной  порошей  жизнь  спасаешь  кому?

           Делать  людям  хорошее – хорошеть  самому!

Надо  стремиться  всегда  и  во  всём  быть  полезным  людям. Послушайте  об  этом  стихи.

4 – В        Не  стой  в  стороне  равнодушно, когда  у  кого – то  беда.

                Рвануться  на  выручку  нужно  в  любую  минуту, всегда.

                И  если  когда – то  кому – то  поможет  улыбка  твоя.

                Ты  счастлив, что  день  не  напрасно  был  прожит,

                 Что  годы  живёшь  ты  не  зря.

Ведущий:

Добрый  человек – это  тот, кто  любит  людей  и  помогает  им. Будьте  добры  ко  всем  окружающим  вас  людям!

А  теперь  возьмитесь  за  руки, скажите  друг  другу  тёплые  добрые  слова. Поделитесь  друг  с  другом  добротой!

Издавна  люди  воспевали  всё, отчего  человеку  было  хорошо, тепло  и  радостно. В  народных  легендах, песнях, стихах  воспевалось  всё  доброе, сделанное  для  людей, их  счастья. Люди  старались  не  допускать  зло  и  боролись  с  ним. Послушайте  притчу  о  ДОБРЕ  И  ЗЛЕ. Подумайте, чему  она  нас  учит?

Притча  о  ДОБРЕ  И  ЗЛЕ.

Однажды  Добро  пришло  в  гости  к  Злу. Зло  стало  угощать  Добро  чаем, но  вместо  сахара  в  чашку  положило  соль. Добро  попробовало  солёный  чай, но  ни  слова  худого  не  сказала  Злу, только  поблагодарила  за  угощение.

А  когда  Добро  уходило  от  Зла, оно  сказало: «Что – то  сахар  у  вас  не  очень  сладкий. Вот  вам  деньги, купите  себе  конфет  к  чаю».

Зло  всё  перекосилось, но  делать  нечего, деньги  пришлось  взять. Так  Добро  отплатило  Злу  за  зло  добром!

Ведущий:

Добро  всегда  сильнее  зла. Ценят  и  долго  помнят  добрых  людей, помогают  им  в  трудную  минуту. А  злые  люди  всегда  одиноки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  «ТОПАЕМ – ХЛОПАЕМ»

(если  хорошее  дело – хлопок  в  ладоши, а  если  плохое – топаем)

ГОВОРИТЬ  ПРАВДУ,  ЛГАТЬ, БОРОТЬСЯ  ЗА  СВОБОДУ,  УГОНЯТЬ  В  РАБСТВО,  ВОРОВАТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ  О  БЛИЗКИХ,  ДАТЬ  СПИСАТЬ  ДОМ. ЗАДАНИЕ,  СКРЫТЬ  ПЛОХУЮ  ОТМЕТКУ, ОБЪЯСНИТЬ  РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧИ  ДРУГУ,  ПОКОРМИТЬ  БЕЗДОМНУЮ  СОБАКУ

Ведущий:

Добрые  дела  можем  совершать  везде: дома, в  школе, в  транспорте, на  природе …  доброта  нужна  всем  нам, близким  нам  людям, друзьям, просто  тем, кто  нас  окружает. Поделятся  добротой  с  нами  уч-ся  4 – В  класса, они  покажут  нам  танец «Вальс  цветов»  из  балета  «Щелкунчик»  П. И. Чайковского.

(девочки  исполняют  танец)

     А. П. Чехов  писал: «Пока  вы  молоды, сильны, бодры, не  уставайте  делать  добро»  

Добрые  сердца  -  это  сады,

Добрые  слова – это  корни,

Добрые  мысли – это  цветы  (Какая  замечательная  цветочная  поляна  у  нас получилась!)

Добрые  дела – это  плоды.

Заботьтесь   о  своём  саде, не  позволяйте  ему  зарастать  сорняками, наполняйте  его  солнечным  светом, теплом  своей  души, добрыми  словами  и  добрыми  делами. Спешите  делать  добро! 

Ведь  капельки  добра, сливаясь, превращаются  в  ручеёк, ручейки – в  речку, реки – в  море  любви. Хорошо, когда  человек  оставляет  после  себя  добрый  след.

Заключение:

Мы, учителя, хотим  сделать  вам  сюрприз – поделиться  добротой – преподнести  вам  в  подарок  наши  «цветы  доброты». Если  вам  понравился  наш  урок, добрые  слова, которые  оставили  частички  доброты  в  ваших  сердцах, то  возьмите  эти  «цветы  доброты»  на  память, как  символ  вашей  дальнейшей  жизни.

(Дети  и  взрослые – участники  урока  подходят  и  берут  «цветы  доброты», звучит  фонограмма  песни  «Если  добрый  ты …» из  мультфильма  про  кота  Леопольда)

Ребята! Старайтесь  быть  добрыми. Никогда не  отвечайте  на  зло  злом. И  от  меня  вам  за  урок  я  говорю  на  всех  языках  мира  СПАСИБО!