Педмастерская: "Земля имеет форму шара".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Гуляева Надежда Юрьевна

Урок окружающего мира в форме педмастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zemlya_-_shar.ppt1.08 МБ
Файл zemlya_imeet_formu_shara.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Гуляева Н.Ю.

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №233 Санкт-Петербурга

Земля имеет форму шара

(2 класс, УМК «Школа 2100»)

Цель: способствовать формированию знаний по теме.

Задачи: -  способствовать формированию общеучебных познавательных УУД:

 - установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, представление цепочек объектов и явлений; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

 - актуализация и расширение знаний, формирование научных представлений о форме Земли.

- способствовать формированию универсальных логических действий: синтез как составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов;    

 - способствовать формированию коммуникативных действий, направленных на согласование общих усилий по достижению поставленной цели (подбор подходящих слов в группе; составление рассказа о Земле в группах);

Авторский медиапродукт: презентация, материалы к уроку.

Форма проведения урока: педмастерская

Пояснительная записка

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Этапы мастерской: индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

Ход урока

I этап - индукция

Деление класса на группы по цвету жетончика.

Игра в ассоциации.

- Ребята,  у меня в руках шар – геометрическое тело, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, глядя на его форму, с чем это можно сравнить, на что похоже?  (выписываю на доску)

- яблоко, мяч, арбуз …глобус, Земля. Слайд 1.

- Отдельные участки Земли кажутся нам плоскими: поле, озеро. Как доказать, что вся Земля имеет форму шара?

Работа над доказательствами

II этап - деконструкция

- Давайте ответим сначала на вопрос: «Что такое горизонт?», «Можно ли дойти до горизонта?»

 Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте стихотворение о горизонте Галины Дягиной и подберите по смыслу пропущенные слова.

Обсуждение и подбор слов в группе.

Слайд 2

Г. Дядина

Горизонт – это линия где-то вдали.
Превращаются в
точки на ней корабли.
Почему они так
уменьшаются?
Как матросы на них умещаются?

-Проверим, что у вас получилось. Работа по слайду.

Как вы поняли, что такое горизонт?

- Горизонт – это линия между небом и землей

- Молодцы! Задание в тетрадях: начертим на рисунке линию горизонта.

Слайд 3 вопрос

- Можно ли дойти до горизонта?

- Дойти до горизонта нельзя….он все время убегает от нас. Горизонт не край Земли, а воображаемая линия. Земля за ней продолжается. (Гиперссылка на слайд 2)

III этап - реконструкция

Доказательства шарообразности Земли

- Пронаблюдайте  в группе движения фигурки вокруг по шару.

Что будет видеть наблюдатель на границе «земли» и «неба»?

- При движении фигурки по поверхности шара в сторону отдаления от наблюдателя взгляду доступны уменьшающиеся формы фигурки

Рассмотрим с вами эту ситуацию еще раз на примере корабля.

- Как вы думаете, что будет с кораблем потом? Слайд 4

- Корабль, отдаляясь, кажется нам меньше, затем он исчезнет из вида, скроется за линией горизонта.

Молодцы! Наш корабль поплыл путешествовать.

Рассмотрите карту (Слайд 5), объясни, почему путешественники вернулись с другой стороны.

- Путешественники проплыли на кораблях вокруг Земли

Кругосветное путешествие Магеллана еще раз доказало, что Земля имеет форму шара.

IV этап - социализации

Проведем опыт.

Подумайте, как можно изобразить лунное затмение с помощью 3 учащихся. Работа в группе.

1 ученик – Луна (мяч)

2 ученик – Земля    (глобус)

3 ученик – Солнце (фонарик)

- Лунное затмение случается, когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии. Почему в этот момент Луна не видна жителям Земли?

Вывод: Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. А тень от Земли – круглая! Значит Земля – тоже шар, но еще больший, чем Луна.

V этап - афиширование

Подготовленный ученик рассказывает о первом космонавте.  Юрий Гагарин – наш соотечественник, совершил на космическом корабле первое кругосветное путешествие в космосе.

Показ иллюстраций.

Расскажите, что увидел Ю.Г. из космического корабля. Слайд 6

- Он увидел, что Земля круглая, имеет шарообразную форму.

V этап - разрыв

Работа в группах.

Дети выполняют задания и проверяют их совместно.

Задание: допиши  и соедини стрелками

Земля имеет форму:      ….                                                          граница между небом и землей

                                                                                                                 лунное затмение

Линия горизонта – это                                                                               кругосветные путешествия   

                                                                                                                        полет в космос

Шарообразность Земли помогли доказать                                                      Полярная звезда

                                                                                                                                линия горизонта

VI этап  - рефлексия

Составьте  рассказ о Земле от группы. Обсуждение результатов.

- Какие «открытия» ты сделал на уроке?

- Где пригодятся эти знания?

- Как ты можешь оценить свою работу?

Используемые источники:

  1. А.А. Вахрушев Методические рекомендации для учителя «Окружающий мир» 2 класс. – М.: «Баласс», 2012.
  2. Технология педагогических мастерских  - http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm
  3. Стихотворение - http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-gorizont.html
  4. Шаблон для презентации - http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/248-zemlya-shablony-dlya-shkolnyh-prezentaciy-besplatno.html
  5. Планета Земля - http://forum.allavatars.ru/index.php?topic=1143.0
  6. Изображение горизонта - http://kholmsk.sakh.com/photos/main/list77/243947
  7. Значок гиперссылки - http://www.yoursmileys.ru/i-arrows.php
  8. Фото кораблей - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&lr=2&noreask=1&text
  9. Маршрут Магеллана - http://www.magellanproject.org/
  10. Фото - Магеллана - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=магеллан
  11. Юрий Гагарин - http://bigcitybuzz.ru/2011/04/poexali/
  12. Земля из космоса - http://photoportal.com.ua/photo/show/601


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Земля имеет форму шара

Цели урока:способствовать обогащению  представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.Задачи:  Образовательные:познакомить учащихся ...

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Земля имеет форму шара

Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт воображаемая линия.Научить оценивать роль науки в познании мира.Развивать речь, память, логическое мышление учащихся....

Земля имеет форму шара. Презентация 2 класс

Земля имеет форму шара. Презентация 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема "Земля имеет форму шара".

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема "Земля имеет форму шара"....