Урок по окружающему миру" 12 апреля-день космонавтики"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Алексеева Лия Игоревна
 

Урок направлен на расширение и систематизацию знаний детей о космосе и его героях, на воспитание патриотизма и гордости за свою страну. За счет введения новых слов увеличивается словарный запас детей.

Ученики разбиты на группы. На дом заранее дано задание: прочитать текст и устно подготовить ответы на вопросы.

На уроке используется презентация. Цель: создание эмоционального фона, подача познавательной информации и помощь в систематизации знаний.

В урок включены элементы игры на находчивость, внимательность, сообразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._den_kosmonavtiki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Лия Игоревна (239-910-541)

Учитель начальных классов государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 с углубленным изучением финского языка Невского  района города Санкт-Петербурга

Урок по окружающему миру для 1-го класса            

Тема:          День космонавтики.

Цели: 

  1. Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике.
  2. Расширить словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: Презентация. Карточки: опорные слова . Учебник. Разрезные карточки с качествами космонавтов. Тексты (для работы в группах).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

 Рассмотрите  1 слайд. Что объединяет все эти предметы? (На  слайде изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
– С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на
 воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты.

И, наконец, самый быстрый транспорт:

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.
(Ракета)

Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой:

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
(Космонавт)

3. Постановка задач урока. Тема урока. (5 слайд)

  1. Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
  2. А почему мы будем говорить о космонавтах именно сегодня? (12 апреля  - День космонавтики)

1

Алексеева Лия Игоревна (239-910-541)

  1. Сегодня на уроке мы выясним, почему день12 апреля мы считаем необычным днем, почему его каждый год отмечает  наша страна. Кто такие космонавты, и чем они занимаются.

4. Работа над лексическим значением слов.

Сначала мне бы хотелось вас спросить:

  1. Что такое космос? (6 слайд)

КОСМОС, ВСЕЛЕННАЯ — вся система мироздания, весь мир.

Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

5. Работа с ключевыми словами

– У каждого на столе лежат  карточки с «ключевыми словами». Это те слова, которые мы сегодня будем использовать на уроке. В конце урока мы выясним , как вы понимаете смысл каждого из них. А для того,чтобы эта работа не вызвала у вас затруднений,  на уроке надо быть очень внимательными.

Космическая азбука: «Восток», женщина-космонавт, искусственный спутник, космос, космонавт, космическая станция,  Лайка, мышка, кролики,  Белка и Стрелка,скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля.

6. Работа с текстом учебника стр. 168

Прочитайте  только 2 первые предложения про себя и подчеркните «ключевые слова» ( слова — подсказки лежат у вас на партах).  Какие из ключевых слов встретились нам в этих предложениях? (космос, Юрий Алексеевич, 12 апреля)
– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?
– 12 апреля 2011 года исполняется ровно 50 лет  с первого полета человека в космос.
(7 слайд)

– А сейчас мы с вами узнаем,как же проходил этот полет. Как себя чувствовал первый космонавт.

Чтение подготовленного ученика стр. 168 — 169.

Вопросы после чтения:

  1. Как себя чувствовал первый космонавт? Легко ли ему было в этом полете? Прочитайте.
  2.  А какие-нибудь положительные эмоции испытывал космонавт? (Гордость, счастье, радость)
  3. Зачем люди летают в космос?
  4. Каждый может стать космонавтом?
  5. Какими качествами должен обладать космонавт мы узнаем из игры.

 7. Игра «Собери слово»

  1. На столе у вас разрезные картинки. Соберите картинку правильно, и вы прочитаете качество настоящего космонавта.
  2. Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.

2


Алексеева Лия Игоревна (239-910-541)

  1. Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный. 
  2.  Каким же должен быть космонавт? (На слайде появляются названия  качеств космонавтов.)
    В полёте  космонавты должны выполнять специальные
    «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
  3. Космонавт, не забудь
    Во вселенную ты держишь
     (путь).
  4. Главным правилом у нас
    Выполнять любой
    (приказ).
  5. Космонавтом хочешь стать
    Должен много, много
     (знать).
  6. Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит
    (труд).
  7. Только дружных, звездолёт
    Может взять с собой
    (в полёт).
  8. Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмём мы на
     (орбиту).

8. Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два
(стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре –
(основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.

9. Работа в группах. Чтение с заданием.

– Мы с вами выяснили,что космонавты  должны обладать трудолюбием,чтобы  достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа  получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы  на вопросы.  Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать  слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.

Примерные тексты.

1 группа. Космическая орбитальная станция.

 У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция)

3


Алексеева Лия Игоревна (239-910-541)

Вопросы:

1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?

2 группа. Как работают космонавты.

 Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.  (космическая станция, космонавт)

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?

3 группа. Животные-космонавты.

 Первыми космонавтами-разведчиками были  кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики)

Вопросы:

1. Какие животные  летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?

4 группа. Собаки-космонавты. 

 Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и  отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)

Вопросы:

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 группа. Первый космонавт.

 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток»)

Вопросы:

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

6 группа. Скафандр.

 В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.

4


Алексеева Лия Игоревна (239-910-541)

Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.

В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр)

Вопросы:

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

7 группа. Искусственные спутники.

  4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник)

Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли

  1. Все ли ключевые слова использованы? (женщина — космонавт). В космос летали не только мужчины, но и женщины.

(Сообщения подготовленных учеников)

– Терешкова Валентина Владимировна — первая женщина — космонавт планеты Земля. Она совершила свой полет 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».  Продолжался он трое суток.  Ей присвоили звание Героя Советского Союза.

– Савицкая Светлана Евгеньевна — вторая женщина — космонавт и первая женщина — космонавт, вышедшая в открытый космос. Звание Героя Советского Союза ей присвоено дважды.

10. Подведение итогов

Кто из живых существ первым полетел в космос?

Почему это были животные, а не люди?

Как готовили собак в космическое путешествие?

Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?

Как называется второй дом космонавтов?

Как работают космонавты на орбитальных станциях?

Расскажите о специальной одежде для космонавтов.

Как вы понимаете слово «спутник»?

Спутник —        1.  Человек.

                            2.  Небесное тело.

                        3. Космический аппарат, который запускают в космос на орбиту с помощью         ракетных устройств.

 Зачем же нужны искусственные спутники?

– Вернёмся к нашей «Космической азбуке».
Я показываю вам слово из «космической азбуки». А вы должны составить мне предложение с ним.

11. Организационный момент.

Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим: «С мечты». Я желаю вам мечтать , фантазировать, стремиться к намеченной цели, и необязательно,чтобы вы стали космонавтами. Главное, чтобы вы стали хорошими

5


Алексеева Лия Игоревна (239-910-541)

 людьми. И, думаю, сегодняшний урок останется в вашей памяти не только, как познавательный, но и как урок доброты, взаимовыручки, гордости за свою страну.

Использованные материалы:

  1. Сайт www.4stypeni.ru
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. С.И. Ожегов Словарь русского языка
  4. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кл. час в 1 кл 12 апреля- День космонавтики

Классный час , проведенный в  1 классеКлассный руководитель         ...

Презентация к празднику "12 апреля-день космонавтики"

Материал посвящён освоению космоса....

12 апреля – День Космонавтики

Активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать у школьников чувства патриотизма, гордости за свою Родину, воспитавшую достойных представителей космической науки....

12 апреля - День Космонавтики

Активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать у школьников чувства патриотизма, гордости за свою Родину, воспитавшую достойных представителей космической науки....

Классный час "12 апреля - день Космонавтики"

Материал классного часа может быть использован на уроках литературного чтения,окружающего мира, истории, ИЗО,  также для внеклассной работы и при составлении сценария праздника, посвяще...

сценарий мероприятия "12 апреля - День космонавтики"

Сценарий мероприятия составлен с использованием материала сайта "Солнышко", презентация собственная....

План – конспект урока по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» на тему: "12 апреля – День космонавтики "

12 апреля мы отмечаем День космонавтики – один из самых любимых праздников в нашей стране. Это неудивительно, ведь в детстве многие мечтали стать космонавтами и побывать в космос....