урок "Смутное время."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок должен представить ученикам исторический опыт, доставшийся жителям Московского государства трагической ценой.
Цели данного урока: познакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве 17 века, помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glushchenko.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК «СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»
Данный урок должен представить ученикам исторический опыт, доставшийся жителям Московского государства трагической ценой.
Цели: 1. познакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве 17 века.
2. помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.
ПЛАН УРОКА
1. Постановка проблемы.
2. Версии детей, актуализация знаний.
3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
А) Нарушение порядка в Московском государстве.
Б) Восстановление порядка В московском государстве.
4. Выражение решения проблемы.
5.Применение нового знания.
6.Итоги урока.
7.Домашнее задание.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
- Вспомните, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве?
-Как с 16 века стали называть правителя Руси?
- Кто стал первым царем Руси?
- Кто такие князья?
- Как вы думаете, сколько князей могло служить царю?
Оказывается, к 17 веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображен на рисунке на с.62.
- В самом начале текста найдите, как звали этого дворянина. (Князь Пожарский)
- Кто еще изображен на памятнике? (торговец Минин)
. «Минин и Пожарский – обыкновенные люди»
- Где находится этот памятник? (На Красной площади.)
- Что написано на его подножии?( Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия.)
- Всем обыкновенным людям ставят памятники? (Нет.)
- Какое вы заметили противоречие? (Минин и Пожарский – самые обыкновенные люди, каких было много. Но их до сих пор помнят и даже поставили памятник.)
- Какой возникает вопрос?
.ПРОБЛЕМА УРОКА.
ВЕРСИИ ДЕТЕЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Дети могут предположить, что Минину и Пожарскому удалось спасти Россию от какой-то страшной опасности.
- Предположите, что могло угрожать России? (Захват другим государством.)
- Когда это уже происходило с Россией? (Во времена, когда Русь находилась под властью Золотой Орды.)
- Почему Русь не смогла вовремя собрать силы и сразу дать отпор захватчикам-монголам? (Мешала раздробленность Руси, разобщенность князей, не было единого государства.)
- Возможно, что в начале 17 века сложилась такая же ситуация? Давайте узнаем, кто хотел напасть на Россию в 17 веке и что помешало жителям страны сразу избавиться от захватчиков.
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
1.Нарушение порядка в Московском государстве.
Чтение текста учебника с.62-63 (до иллюстрации)
По ходу чтения составляем таблицу. Опишем «порядок» в государстве, каким его представляли люди 17 века, и посмотрим, как он был нарушен.
2.Восстановление порядка в стране.
По таблице видно, что порядок нарушился во всех сферах жизни общества.
- Что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели? (Предположения детей.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с.63. Что на ней изображено? (Лагерь самозванца) .
- Это восстановление порядка? (Нет.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 64 (правую)Что на ней изображено? (Изгнание поляков из Кремля.)
- Это восстановление порядка? (Частично, освобождение страны от захватчиков.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 64( левую и нижнюю. Что на них изображено? (Венчание на царство Михаила Романова)
- Это восстановление порядка? (Да.)
- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить? .
- Вы можете уже ответить на вопрос? (Нет.)
Чтение текста с.63-65
- Что сделали эти люди для освобождения страны?
- Рассматривая иллюстрации к уроку, вы уже обратили внимание на то, что после изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова. Найдите в тексте, кто избирал нового царя?
- Все ли группы населения участвовали в избрании царя? (Да.)
- Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»? (Да.)
ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
- Какой же ответ вы можете дать на проблемный вопрос нашего урока?
РАБОТА В ГРУППАХ.
ВЫВОД.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ,
- Почему Минин и Пожарский стали народными героями?
- Вспомни имена великих полководцев, которые во времена Древней Руси и Московского государства объединяли вокруг себя народ для защиты страны.
- Как вы думаете, из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»?
ИТОГ УРОКА.
- Что на уроке вам показалось трудным?
- Что на уроке вам было интересным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
От своего имени напиши благодарственное письмо Пожарскому и Минину. Отметь, в чем заслуга их перед Россией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа во 2 классе "Береги своё время и время других". Презентация.
Методическая разработка классного часа во 2 классе, презентация...
Время: Как считают время в истории, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "время: Как считают время в истории"....
Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....
Береги своё время и время других! (Памятка)
Время - как воробей: упустишь -не поймаешь.Время не деньги, потеряешь- не найдёшь.Упустишь минуту - потеряешь час....
«Береги своё время и время других людей»
воспитательный час...
Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"
Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации (с использованием АМО)....
Время, время, ты куда спешишь?
Сценарий праздника, посвящённый окончанию 3 класса....