Урок окружающего мира "Лесной край Белгородской области"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Данная разработка может быть использована на уроке окружающего мира при изучении родного края, а также может быть взята за основу внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnoy_kray.doc | 50 КБ |
marshrutnyy_list.doc | 115.5 КБ |
lesnoy_kray_belgorodskoy_oblasti1.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лесной край Белгородской области
учитель начальных классов
Костюкова Евгения Викторовна
МБОУ «Журавская СОШ»
Цель:
- формирование представлений о лесе как природном сообществе;
- развитие умений размышлять, рассуждать, сравнивать, обобщать; развитие любознательности и наблюдательности;
- соблюдение правил и норм поведения в природе;
- воспитание любви и интереса к своей родине, родному краю;
- воспитание экологической культуры.
Форма: путешествие.
Оборудование: схема маршрута путешествия по станциям,компьютер, проекционное оборудование, презентация со слайдами, эпиграф.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Постановка темы и задач мероприятия.
- Путешествие по станциям:
-Литературная станция.
-Туристическая станция.
-Загадочная станция.
-Кроссвордная станция.
-Экологическая станция.
5.Итог мероприятия.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
У всех хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Учимся быть внимательными, активными и дружными.
«ЛЕС – прекрасное выражение силы природы»
К.Г.Паустовский
2. Вступительное слово.
( Слайд «Мой край родной»)
Человек живет на земле в постоянном окружении животных и растений. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, на земле звери живут семьями. Люди тоже живут вместе. Говорят на одном языке, делают одно и то же общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Для нас наш Белгородский край стал Родиной.
Хмельные ветры рожь колышут,
Короча стиснута в садах.
Встают у Яковлева вышки,
Дробится в Губкине руда.
Гремит состав за дальней станцией:
-Руду, цемент. Зерно давай,
Железорудный, хлебный край.
Б. Осыков.
3. Постановка темы и задач мероприятия.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в путешествие по нашему краю. Это путешествие посвящено лесу.
Я славлю чудо из чудес – красу земли,
Зеленый лес!
( В.Лукша)
Каждый из нас обязан лесу многим: чистым воздухом, всевозможными дарами – ягодами, грибами, лекарственными растениями. Лес – это мир, полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих приютил. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений! Сегодня мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса. И девиз нашего путешествия «Люби и знай, свой Белгородский край». Но настоящее путешествие по Белгородскому краю будет продолжаться всю вашу жизнь. Вы увидите, как необычен, красив наш край.
- Путешествие по станциям:
(Слайд «Карта путешествия»)
1) Станция «Литературная».
Цель: вспомнить и повторить пословицы и поговорки о лесе.
Кто из вас сможет больше вспомнить пословиц и поговорок о лесе?
- Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
- Кто дерево посадит, тот человеку друг.
- Много леса – не губи,мало леса – береги, нет леса – посади.
- Срубить дерево – пять минут, вырастить - сто лет.
- Сосны – наши зеленые друзья.
- Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
- Лес сечь – не жалеть плеч.
- Рощи да леса- всему краю краса.
- Растение – земли украшение.
- Зеленая ограда - живая отрада.
2) Станция « Туристическая».
Цель: повторить и закрепить знания о правилах поведения в лесу.
Издавна лес был другом и защитником человека. Он его кормил, одевал, обувал, давал ему приют и материал для строительства жилища. А взамен требовал и сейчас требует только одного – бережного отношения к себе. Назовите основные правила поведения в лесу.
Каждый юный гражданин обязан:
- не разорять муравейников;
- не спугивать птиц с гнезда, не разорять гнезда. не ловить птенцов;
- подкармливать птиц зимой, делать для них кормушки;
- не рвать цветы;
- не ломать ветки деревьев;
- расчищать лес от сушняка;
- не засорять лес мусором, не оставлять после себя мусора;
- не повреждать грибниц, помнить. что они нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным;
- не разводить костров в лесу, бросать не затушенные окурки сигарет;
- не шуметь в лесу, не пугать животных;
3) Станция «Загадочная».
Цель: повторить видовое богатство животного мира в Белгородской области.
Отгадайте загадки основных обитателей животного мира в лесах Белгородской области:
Хвост пушистый дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
( Белка)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
( Заяц )
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
( Лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину.
( Бобры)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
(Еж)
Пятак есть,
А ничего не купит.
(Дикий кабан)
(Слайд «Животный мир»)
4) Станция « Кроссвордная».
Цель: обобщить и систематизировать знания о растениях, характерные для леса нашего края.
Отгадайте кроссворд о растениях, характерных для леса нашей местности.
1. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)
2. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
( Дуб)
3.Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
4.Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
( Береза)
5.У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
6. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Шкуру тонкую сдирают.
( Липа)
7. Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек
(Одуванчик).
Дополните, какие еще растения вы видели в наших лесах?
( Слайд «Растительный мир»)
5) Станция « Экологическая».
Цель: развитие понимания необходимости для человечества охраны природы, окружающей среды.
Какие представители растительного мира больше всего страдают от загрязнения воздуха?
*хвойные деревья;
*лиственные деревья;
*мхи и лишайники;
Хвойные растения типично лесные жители. Они – кормильцы многих птиц и зверей, всегда готовы накормить крылатых и четвероногих обитателей леса в голодное зимнее время своими семенами.
(Слайд «Охрана природы»)
Берегите эти земли, воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко.
- Я думаю, что эти слова известного поэта более точно говорят нам о любви и знании природы родного Белгородского края. Природа Белгородской земли - это наша жизнь и ее судьба в наших руках.
- Итог мероприятия:
Очень важное и интересное путешествие мы с вами совершили. Мероприятие получилось у нас очень насыщенное, все выполнили разнообразные задания.
-Что вам особенно запомнилось?
-Что вас удивило? Что понравилось больше всего?
И мне хочется закончить этими словами:
И в любое время года
Хороша у нас природа
Хоть всю землю обойдешь
Лучше Родины любимой
Краше края не найдешь.
Литература:
1. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990
2. Соловьев М. Загадки М., 2004
3. Парнин С.Е. Вариации на тему – “Лес и мы”. М.: ИНКО. 1998
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Кроссвордная
Загадочная
Экологическая
Литературная
Школьная
Туристическая
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Заповедники Тверской области" 2 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме " Заповедники родного края" 2 класс ( УМК "Перспективная начальная школа")...
"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея
Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...
Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »
Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...
Презентация к уроку окружающий мир " Птицы Ленинградской области"
Как и в других регионах нашей страны, в Ленинградской области обитает немало разнообразных птиц. Достаточно распространенными являются представители семейства вьюрковых, которые выделяются на фоне сво...
Урок " Поверхность родного края. Московская область Балашиха "
Публикация поможет учителю на уроке окружающего мира сформировать у обучающихся основные представления и знания о поверхности родного края, поможет научить анализировать природу и поверхность земли....
Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области
Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...