Беседа о марте.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии в 4 классе.
Тема: Беседа о марте.
Цель:
Упорядочить знания детей о весне, признаках месяца марта, приметах народного календаря.
Задачи:
- Развивать наблюдательность, внимание, память.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации весны, весенних месяцев.
Ход занятия:
Оргмомент.
- Сообщение темы занятия.
Загадка: Солнце греет всё теплей,
Начинается капель.
Снег с полей бежит ручьями.
Время то вы угадали? (Весна.)
- Введение в тему.
Весной солнце поднимается всё выше, светит ярче в голубом небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.
- Назовите мне первый месяц весны. (март)
- Какие весенние месяцы вы ещё знаете?
Сегодня мы поговорим о марте. Его называют «утром весны». Дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поёт песенку мартовская капель. Поэтому другое название марта – «капельник».
3. Речевая разминка.
Капель.
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поёт,
Она ломает снег и лёд.
Большой сугроб ей нипочём,
Она бежит живым ручьём.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы он мог на мир взглянуть.
4. Беседа.
Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте ещё кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют тёплые ветры и начинается оттепель.
***
Возле дома деревце
Всё белым-бело.
Снег сегодня лепится –
Оттепель, тепло…
Быстро я слепила
Снежного зайчишку,
А Марина с Милой
Вместе лепят мишку.
- Как называют март в народе? Почему?
- Расскажите о погоде марта.
- Отгадайте загадки:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут её…(весна).
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд, а серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть ещё и такая пословица: «Если грач на горе, то весна на дворе».
(слушание птичьего пения)
А медведь всё ещё спит в своей берлоге, лапу посасывает. «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт» - так говорят люди. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц под кустами.
5. Вопросы и задания.
- Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны?
- Какая птица прилетает в конце марта? Почему грача называют «вестником весны»?
- Что в марте делают звери?
- Отгадайте загадки:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
6. Физпауза.
7. Чтение стихотворения.
Весной.
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стал,
И сады в цвету стоят.
- Вопросы к детям:
- Много ли работы у весны? Перечислите её работу.
- О каких приметах весны говорится в стихотворении?
Весной у людей тоже много работы. В марте люди готовят почву для посадки семян. Сеют семена помидор, перца, баклажан, семена цветов, которые высаживают рассадой в открытый грунт в мае – июне.
- Игра «Четвёртый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
- Март, апрель, май, январь;
- Медвежонок, лисёнок, телёнок, бельчонок;
- Бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
- Трактор, лопата, грабли, вилы;
- Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
- Заучивание пословицы.
Придёт март-капельник – зима заплачет.
- Итог занятия:
- О каком месяце мы говорили?
- Что интересного вы узнали?
- Какую пословицу выучили?
12. Анализ деятельности детей.
Использованная литература:
- Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. С-Пб.: «Литера», 2007.
- Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! М.: Гном, 2003.