Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру на тему
Описание роли экологического воспитания младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospit.dokument_microsoft_office_word.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология – это наука об окружающей среде («эко» - дом, жилище, «логос» - наука изучения).
Экология, как форма общественного сознания, является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.
Среда обитания человека – это мир природы, поэтому человек должен быть заинтересован в сохранении гармонии, целостности и чистоты природы. Однако, человек активно вмешивается в естественные природные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих личных интересах. Эта деятельность бесконтрольная, в результате нее наносится непоправимый ущерб окружающей среде, которая ставит под угрозу саму жизнь человека. В настоящее время существуют как региональные, так и глобальные (всемирного масштаба) экологические проблемы.
Для решения этих проблем необходимо усилие всего мирового сообщества, только такие усилия могут предотвратить загрязнение атмосферы, гибель мирового океана и предотвратить неразумное использование земных недр. Кроме этого каждая отдельная страна должна проявлять заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за чистотой воздуха, бороться с исчезновением лесов, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия.
Поэтому одной из важнейших задач в современной школе является формирование у детей экологического сознания.
Экологическое сознание включает в себя факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях, происходящих в мире животных и растениях, в сфере их обитания и в целом в окружающей среде.
Экологическое сознание выполняет ряд важнейших функций:
- Просветительская. Помогает школьникам осознать природу, как среду обитания человека, и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы и предотвращения необратимого нарушения экологического равновесия.
- Развивающая. Реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать закономерные связи, существующие в мире растений и животных, делать обобщения и выводы относительно состояния природы для разумного взаимодействия с ней.
- Воспитательная. Проявляется в формировании учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Воспитание чувства долга, патриотизма, стремление беречь родную природу и любовь к ней.
- Организующая. Она заключается в стимулировании активной природоохранительной деятельности школьников. (Выражается: школьники делают кормушки, скворечники).
- Прогностическая. Заключается в умении предвидеть последствия тех или иных действий человека в природе
На основе экологического воспитания формируется экологическая культура школьников.
Система экологического воспитания реализуется на уроках естественно - научного, гуманитарного, эстетического цикла, а так же во внеклассной работе.
Цель системы – развитие экологического сознания детей, как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование экологической культуры, готовности к активной природоохранительной деятельности.
Задача экологического воспитания реализуется на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром (в начальных классах), а так же на уроках биологии, географии, химии, физики (в старших классах).
На уроках природоведения, окружающего мира, биологии, географии школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают благоприятные условия существования.
Например: муравьи, как санитары леса; насекомые, как пища для птиц; дети узнают, что лес очищает воздух, защищает почву от выветривания и эрозии; снег укрывает поля и питает их влагой, разлив рек создает пойменные луга.
Познание таких связей помогает детям узнать о равновесии в природе, о ее единстве.
На уроках гуманитарного цикла, таких как литература, история, обществоведение, основы государства и права, дети узнают о недостатках природоохранительной работы в обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе.
Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на человека.
Большие возможности для экологического воспитания существуют на уроках общественно – полезного труда природоохранительного характера: работа в школьных лесничествах, насаждение защитных полос, очистка парков, садов и скверов. Сюда можно отнести работу отрядов санитарной охраны среды, групп скорой помощи птицам и диким животным зимой или в половодье.
Большие возможности экологического воспитания раскрываются в туристической – краеведческой работе: дети учатся правилам поведения в природе, в местах отдыха, в лесах, в полях, на реках, учатся вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....