Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру на тему
Описание роли экологического воспитания младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология – это наука об окружающей среде («эко» - дом, жилище, «логос» - наука изучения).
Экология, как форма общественного сознания, является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.
Среда обитания человека – это мир природы, поэтому человек должен быть заинтересован в сохранении гармонии, целостности и чистоты природы. Однако, человек активно вмешивается в естественные природные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих личных интересах. Эта деятельность бесконтрольная, в результате нее наносится непоправимый ущерб окружающей среде, которая ставит под угрозу саму жизнь человека. В настоящее время существуют как региональные, так и глобальные (всемирного масштаба) экологические проблемы.
Для решения этих проблем необходимо усилие всего мирового сообщества, только такие усилия могут предотвратить загрязнение атмосферы, гибель мирового океана и предотвратить неразумное использование земных недр. Кроме этого каждая отдельная страна должна проявлять заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за чистотой воздуха, бороться с исчезновением лесов, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия.
Поэтому одной из важнейших задач в современной школе является формирование у детей экологического сознания.
Экологическое сознание включает в себя факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях, происходящих в мире животных и растениях, в сфере их обитания и в целом в окружающей среде.
Экологическое сознание выполняет ряд важнейших функций:
- Просветительская. Помогает школьникам осознать природу, как среду обитания человека, и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы и предотвращения необратимого нарушения экологического равновесия.
- Развивающая. Реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать закономерные связи, существующие в мире растений и животных, делать обобщения и выводы относительно состояния природы для разумного взаимодействия с ней.
- Воспитательная. Проявляется в формировании учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Воспитание чувства долга, патриотизма, стремление беречь родную природу и любовь к ней.
- Организующая. Она заключается в стимулировании активной природоохранительной деятельности школьников. (Выражается: школьники делают кормушки, скворечники).
- Прогностическая. Заключается в умении предвидеть последствия тех или иных действий человека в природе
На основе экологического воспитания формируется экологическая культура школьников.
Система экологического воспитания реализуется на уроках естественно - научного, гуманитарного, эстетического цикла, а так же во внеклассной работе.
Цель системы – развитие экологического сознания детей, как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование экологической культуры, готовности к активной природоохранительной деятельности.
Задача экологического воспитания реализуется на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром (в начальных классах), а так же на уроках биологии, географии, химии, физики (в старших классах).
На уроках природоведения, окружающего мира, биологии, географии школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают благоприятные условия существования.
Например: муравьи, как санитары леса; насекомые, как пища для птиц; дети узнают, что лес очищает воздух, защищает почву от выветривания и эрозии; снег укрывает поля и питает их влагой, разлив рек создает пойменные луга.
Познание таких связей помогает детям узнать о равновесии в природе, о ее единстве.
На уроках гуманитарного цикла, таких как литература, история, обществоведение, основы государства и права, дети узнают о недостатках природоохранительной работы в обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе.
Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на человека.
Большие возможности для экологического воспитания существуют на уроках общественно – полезного труда природоохранительного характера: работа в школьных лесничествах, насаждение защитных полос, очистка парков, садов и скверов. Сюда можно отнести работу отрядов санитарной охраны среды, групп скорой помощи птицам и диким животным зимой или в половодье.
Большие возможности экологического воспитания раскрываются в туристической – краеведческой работе: дети учатся правилам поведения в природе, в местах отдыха, в лесах, в полях, на реках, учатся вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465751-1679738773.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....