Урок по окружающему миру "Человек и птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Акбашева Ольга Анатольевна

Урок (конспект + презентация) по окружающему миру в 1 классе по программе Гармония "Человек и птицы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_pticy.doc260.5 КБ
Office presentation icon pril1.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру (1-й класс) "Человек и птицы" с использованием ИКТ. УМК "Гармония"

Цели: продолжить знакомить с многообразием птиц; раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку; пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена.

Ход урока

I . ОНУ

II. Актуализация зун учащихся. Значение птиц для человека

Учитель: Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Сами гнёзда они вьют

И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это....

 Дети: Птицы.

Задание 1. Вступительная беседа.

У: Мы продолжим знакомство с птицами, рассмотрим значение их в жизни человека.

(Учитель читает стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”, учебник с. 18, №1.)

Беседа по вопросам.

У: О чём это стихотворение?

Д: О зимней подкормке для птиц.

У: Для чего это нужно делать?

Д: Люди должны помогать птицам выживать зимой.

У: Из чего можно сделать кормушки?

Учитель показывает готовые кормушки.

– Что насыпать в кормушку?

Д: Арбузные семечки, дынные семечки, семечки подсолнуха, просо, пшено, овес, кедровые орешки, ягоды рябины, бузины, черемухи, хлебные крошки, кусочки несоленого сала)

   

У. Как птицы согреваются зимой? (Сидят нахохлившись, распушив перья для того, чтобы холодный воздух между перышками не проникал к телу).

У. Где можно разместить кормушку?

Задание 2. “Замечательные птичьи дела”.

У: Отгадайте загадки. Чем полезны эти птицы растениям и человеку?

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.          

 Слайд снегирь

Д: Снегирь. Уничтожает вредителей, распространяет семена рябины.

У: Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его утренняя песня и полёт
Вошли в стихотворения.

Д: Жаворонок. Его песня украшение леса.

Слайд жаворонок. Звучит песня жаворонка.

У: Днём спит, ночью летает,
Всех пугает.

Д: Сова (филин). Уничтожает грызунов.

Видео.

У:  Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а лечит.

Д: Дятел. Лечит деревья.

Видео.

Физкультминутка

Синичка 

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень –
Тира-тира-тира-тень.

III Закрепление изученного

Задание 1. Работа с учебником.

Учебник с.19 №2.

У: Рассмотрите рисунки. Чем полезны эти птицы растениям и человеку?

Д: Дятел лесной врач.

Скворец – поедает насекомых-вредителей.

Канарейка хорошо чувствует скопление газов, своим беспокойным поведением может спасти жизнь шахтёрам.

Задание 2. Рассказ о птице по вопросам.

Учебник с.19 №3.

Слайд дятел
Слайд курица

У: Чем полезны домашние птицы?

Д: Они кормят нас вкусными яйцами, дают пух и перья для подушек.

IV. Обобщение изученного

Задание 1. Творческая работа.

С какой птицей сравнивают иногда человека.

У: Есть птицы, которые чаще других попадаются человеку на глаза, и он издавна приметил особенности их характера. Это воробей, синица, сорока. И людей с таким характером стали сравнивать с птицами.

Болтлив, как
Мудрый, как
Сердитый, как
Задира, как
Смелый, как

индюк
сова
сокол
сорока
воробей


Задание 2. Значение птиц для природы и человека.

Стихи читают 2 ученика

На нашей планете живут чудесные создания,
Они летают и поют и Землю свято берегут.
Скажите, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле вдруг пропадут?

Ответы учеников

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут – пропадут.

У: Птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень. А какое значение в жизни природы имеют деревья?

Д: Вырабатывают кислород.

У: А что произойдёт с человечеством, если исчезнут деревья?

Д: Погибнет.

 V. Экологическая минутка. Охрана птиц .

Задание 1

У: Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. Наша страна серьёзно относится к проблеме охраны птиц. Создаются специальные заповедники, где запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих животных и птиц. Очень редких и исчезнувших животных и птиц занесли в “Красную книгу”. В Ростовской области сокращается численность Дрофы.

Дрофа – самая крупная птица в России. Масса тела до 8–12кг., а длина 95–102см. Размах крыльев до 2-х. метров. С наступлением холодов дрофы откочёвывают на юг России. У дроф отсутствует железа, выделяющая жировую смазку для перьев, поэтому в дождливую погоду они сильно намокают и могут терять способность к полёту. Особенно губительно для дрофы осенние гололедицы – тогда беспомощные великаны становятся легкой добычей хищников и браконьеров.

Особенно заметно стало уменьшаться дрофиное семейство из-за распашки земель, на которых они проживали. Отрицательное влияние на численность дроф оказывает использование ядохимикатов в борьбе с вредителями и сорняками.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы и пели птицы.

Задание 2

Заключительная игра. “Узнай птицу по описанию”.

Можно предложить одному ученику описать птицу, остальные показывают № рисунка с изображением птицы.

– Чёрный жилет, красный берет. Нос как топор, хвост как упор. “дятел”.

– Птица с давних времён служит символом красоты, нежности и верности. Живёт на водоёмах, зимой улетает в тёплые края. “лебедь”

– Очень маленькая птичка, чуть больше шмеля. Любит цветочный сок-нектар. “колибри”.

– Прилетает к нам с тепло. Лепит домик под окном из травы и глины. Сама маленькая, спинка чёрная, грудка белая, хвостик вилочкой. “ласточка”.


VI. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Акбашева Ольга Анатольевна

Слайд 2

СЕМЕНА КРОШКИ ХЛЕБА ЯГОДЫ РЯБИНЫ Акбашева Ольга Анатольевна

Слайд 4

Птицам нельзя давать чёрный хлеб, жареные семечки и орехи, жареное и солёное сало.

Слайд 5

Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют. Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! СНЕГИРЬ Акбашева Ольга Анатольевна

Слайд 6

Акбашева Ольга Анатольевна

Слайд 7

Акбашева Ольга Анатольевна

Слайд 8

Дятел – лесной доктор

Слайд 9

Синица

Слайд 10

Акбашева Ольга Анатольевна

Слайд 11

Акбашева Ольга Анатольевна Экологическая минутка. Охрана птиц . Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. Наша страна серьёзно относится к проблеме охраны птиц. Создаются специальные заповедники, где запрещено собирать редкие растения, охотиться на исчезающих животных и птиц. Очень редких и исчезнувших животных и птиц занесли в “Красную книгу”. Это белая сова, беркут, куропатка белая, рябчик, филин и др . В результате вырубки лесов, загрязнения водоемов и полей исчезли многие виды птиц. В Башкирии перестали гнездиться пеликан, пеганка, стрепет, степной орёл, дрофа. Дрофа – самая крупная птица в России. Масса тела до 8–12кг., а длина 95–102см. Размах крыльев до 2-х. метров. С наступлением холодов дрофы откочёвывают на юг России. У дроф отсутствует железа, выделяющая жировую смазку для перьев, поэтому в дождливую погоду они сильно намокают и могут терять способность к полёту. Особенно губительно для дрофы осенние гололедицы – тогда беспомощные великаны становятся легкой добычей хищников и браконьеров .

Слайд 12

Орлан-белохвост В Красные книги Башкирии, России и Международного союза охраны природы занесен и орлан-белохвост, который является самой крупной хищной птицей нашего региона. По сведениям, почерпнутым из республиканской Красной книги, у нас обитает всего 5 — 6 пар орлана. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы цвели цветы и пели птицы.

Слайд 13

Акбашева Ольга Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...

Урок по окружающему миру "Птицы".

Урок по окружающему миру «Птицы». - Здравствуйте, дети! Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь и садитесь на свои места.Посмотрите на рисунок и скажите, что изображено на нё...

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

Презентация к уроку по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения ...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...