" Я ребенок. Я - гражданин!"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме
Цели парламентского урока:
- формировать представление о Конвенции о правах ребенка, ее главной идее;
- повышения уровня правовой культуры;
-формирование мотивов к активному изучению права.
Задачи парламентского урока:
-образовательная: формировать знания об основных правах ребёнка, записанных в Конвенции о правах ребёнка.
-развивающая: развитие умения использовать права, записанные в Конвенции о правах ребёнка, в конкретных жизненных ситуациях; формирование навыков самостоятельного мышления; развития коммуникативных навыков; развитие навыков анализа источников.
-воспитательная: развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятие решений; воспитание личности, осознающей человеческое достоинство; развитие способностей к сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_rebenok._ya-_grazhdanin.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-Урсалинской средней общеобразовательной школы г. Альметьевска РТ
Парламентский урок в 4 классе
« Я - ребёнок. Я – гражданин»
Форма проведения урока: использование КИТ, деловая игра
Цели парламентского урока:
- формировать представление о Конвенции о правах ребенка, ее главной идее;
- повышения уровня правовой культуры;
-формирование мотивов к активному изучению права.
Задачи парламентского урока:
-образовательная: формировать знания об основных правах ребёнка, записанных в Конвенции о правах ребёнка.
-развивающая: развитие умения использовать права, записанные в Конвенции о правах ребёнка, в конкретных жизненных ситуациях; формирование навыков самостоятельного мышления; развития коммуникативных навыков; развитие навыков анализа источников.
-воспитательная: развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятие решений; воспитание личности, осознающей человеческое достоинство; развитие способностей к сотрудничеству.
Подготовительный этап:
- Деление класса на 4 группы.
- Распределение заданий по группам.
- Выступление учащихся.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая
Оформление:
- Цитата на доске: « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
( Н.А.Некрасов)
« У каждого гражданина России есть права и обязанности»
( Декларация о правах ребёнка)
- Тексты Конвенции о правах ребёнка ( в сокращенном варианте)
- Плакаты « Моя Родина- Татарстан», карта республики Татарстан
- Текст на доске: 1959г. – « Декларация прав ребёнка»
1989г. – « Конвенция о правах ребёнка»
20 ноября – Всемирный день прав ребенка
Ход парламентского урока:
- Вступительное слово учителя.
Разгадывание ребуса Р 1 А ( Родина)
Ученики читают стихи Н.А. Некрасова.
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
- Как называется наша Родина? ( Россия, Российская Федерация)
- Как называется край, в котором мы живем? (Республика Татарстан)
Сегодня тема нашего урока « Я - ребенок. Я – гражданин!» Он проходит одновременно во всех школах республики, от начальных до выпускных классов. Сегодня нам предстоит обсудить вопросы, без ответа на которые, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком, гражданином нашей многонациональной Родины.
2. Обращаясь к записям на доске, учитель предлагает изложить смысл слова
« гражданин»:
- В свое время писатель Николай Алексеевич Некрасов говорил:
« Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан! »
- Что значит быть гражданином? ( ответы детей)
Быть гражданином - значит ощущать свою связь с каким-то определенным государством: признавать это государство своим, пользоваться его защитой, использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанностей.
У каждого гражданина России есть права и обязанности. |
Вот уже три года подряд мы проводим парламентские уроки, такая форма общения школьников и депутатов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления у нас в республике стало доброй традицией. Мы видим, как наша молодежь активно приобщается к политике. Формируется новое поколение молодых, думающих, инициативных, деятельных и предприимчивых людей с активной гражданской позицией. И это здорово! Однако для того, чтобы участвовать в политическом процессе, необходимы знания, которые мы получаем в школе, в том числе и на таких вот парламентских уроках.
В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ- конвенцией о правах ребенка , принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН , которая сегодня является международным законом.
Мы будем рассуждать о ваших правах, ведь не случайно говорят, что « права человека начинаются с прав ребенка». Только родившись, человек приобретает права – жить и воспитываться в семье, учиться в школе, выбирать профессию и работать, отстаивать свои интересы.
Наряду с правами каждый человек несет и обязанности: конституционные, семейные, гражданские, трудовые. К примеру, каждый из вас должен получить основное общее образование, юноши – отслужить в армии.
3.Работа с текстом Конвенции ( просмотр и обсуждение презентации « Мои права»)
Статья 1
Ребенок это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Статья 2
Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.
Статья 3
В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.
Статья 4
Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.
Статья 6
Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.
Статья 9
Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.
Статья 28 и 29
Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.
Статья 31
Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
- Задания группам учащихся:
а) раздаются листы с текстами;
б) прочитать текст;
в) выбрать 5 важных прав, которые ребенок должен иметь дома и 5 прав, которые он должен иметь в школе;
г) подумайте об обязанностях, которые должны соответствовать данным правам. Легко ли найти обязанности, соответствующие каждому праву?
( группы предлагают свои варианты ответов)
- Беседа с учащимися по вопросам:
- С какого возраста ты находишься под защитой государства? ( С первого дня своей жизни.)
-Достаточно ли, на ваш взгляд, прав у детей? Все ли дети на земном шаре имеют эти права? ( ответы детей)
- Кто защищает права в нашей стране? ( Конвенция о правах ребенка)
- Выберите любые два права из Конвенции и скажите, что могло бы произойти, если бы эти права были отняты у ребенка?
- Соблюдаются ли на практике права ребенка в школе?
( разбор конкретных ситуаций из школьной жизни)
- Закрепление полученных знаний о правах ребенка:
Работа по группам.
Учащимся предлагаются задания:
1) Перечислите права и обязанности ребенка. ( ответы зачитывают и объясняют.)
2) Придумайте эмблему к Конвенции о правах ребенка. Нарисуйте варианты этих эмблем.
3) Каждой группе даны рисунки. Какие права ребенка отражены на рисунках? Подпишите.
( Право на образование, на занятие физкультурой и спортом, право на отдых, право на занятие искусством.)
- Групповая рефлексия.
а) Что показалось вам самым интересным на парламентском уроке?
б) Легко ли работать в группе?
в) Что бы вы хотели узнать еще?
- Оценка работы учащихся на уроке.
Сегодня вы познакомились с очень интересным и важным для вас материалом о правах ребенка. Каждый человек должен знать свои права, но при этом помнить, не бывает прав без обязанностей.
Убеждена, что после сегодняшнего урока вы научитесь не только отстаивать свои права, но, и станете более ответственно относиться к своим обязанностям. Только такого человека можно считать настоящим гражданином и патриотом Российской Федерации и Республики Татарстан.
Автор: Мамакова Физания Атласовна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МОУ - Урсалинской средней школы
г. Альметьевска РТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Я учитель-гражданин"
Выступление "Я учитель -гражданин"...
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Конспект урока на тему " Я ребенок. Я - гражданин!"
Конспект урока по окружающему миру (4 класс).Тема "Я ребенок. Я - гражданин!"...
Комментарии
Парламентский урок " Я ребенок. Я - гражданин!