" Я ребенок. Я - гражданин!"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Мамакова Физания Атласовна

Цели  парламентского урока:

- формировать представление о Конвенции о правах ребенка, ее главной идее;

- повышения уровня правовой культуры;

-формирование мотивов к активному изучению права.

 

Задачи парламентского урока:

 

-образовательная: формировать знания об основных правах ребёнка, записанных в Конвенции о правах ребёнка.

 

-развивающая: развитие умения использовать права, записанные в Конвенции о правах ребёнка, в конкретных жизненных ситуациях; формирование навыков самостоятельного мышления; развития коммуникативных навыков; развитие навыков анализа источников.

 

-воспитательная: развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятие решений; воспитание личности, осознающей человеческое достоинство; развитие способностей к сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_rebenok._ya-_grazhdanin.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

            МОУ-Урсалинской средней общеобразовательной школы г. Альметьевска РТ

                     Парламентский урок в 4 классе

                     « Я - ребёнок. Я – гражданин»

Форма проведения урока: использование КИТ, деловая игра

Цели  парламентского урока:

- формировать представление о Конвенции о правах ребенка, ее главной идее;

- повышения уровня правовой культуры;

-формирование мотивов к активному изучению права.

Задачи парламентского урока:

-образовательная: формировать знания об основных правах ребёнка, записанных в Конвенции о правах ребёнка.

-развивающая: развитие умения использовать права, записанные в Конвенции о правах ребёнка, в конкретных жизненных ситуациях; формирование навыков самостоятельного мышления; развития коммуникативных навыков; развитие навыков анализа источников.

-воспитательная: развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятие решений; воспитание личности, осознающей человеческое достоинство; развитие способностей к сотрудничеству.

Подготовительный этап:

  1. Деление класса на 4 группы.
  2. Распределение заданий по группам.
  3. Выступление учащихся.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая

Оформление:

  1. Цитата на доске: « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

                                                                                                             ( Н.А.Некрасов)

                                         « У каждого гражданина России есть права и обязанности»

                                                                                       ( Декларация  о правах ребёнка)

  1. Тексты Конвенции о правах ребёнка (  в сокращенном варианте)
  2. Плакаты « Моя Родина- Татарстан», карта республики Татарстан
  3. Текст на доске:  1959г. – « Декларация прав ребёнка»

                                        1989г. – « Конвенция о правах ребёнка»

                                        20 ноября – Всемирный день прав ребенка

Ход парламентского урока:

  1. Вступительное слово учителя.

 Разгадывание ребуса  Р 1 А  ( Родина)

 Ученики читают стихи Н.А. Некрасова.

           

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

-  Как называется  наша Родина? ( Россия, Российская Федерация)

-  Как называется край, в котором мы живем? (Республика Татарстан)

                    Сегодня тема нашего урока « Я - ребенок. Я – гражданин!» Он проходит одновременно  во всех школах республики, от начальных  до выпускных классов. Сегодня нам предстоит обсудить вопросы, без ответа на которые, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком, гражданином нашей многонациональной Родины.

                      2. Обращаясь к записям на доске, учитель предлагает изложить смысл слова

                   « гражданин»:

                   - В свое время писатель Николай Алексеевич Некрасов говорил:

                   « Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан! »

                    - Что значит быть гражданином? ( ответы детей)

                      Быть гражданином - значит ощущать свою связь с каким-то определенным государством: признавать это государство своим, пользоваться его защитой, использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанностей.

   

  У каждого гражданина России есть права и обязанности.

  Вот уже три года подряд мы проводим парламентские уроки, такая форма общения школьников и депутатов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления у нас в республике стало доброй традицией. Мы видим, как наша молодежь активно приобщается к политике. Формируется новое поколение молодых, думающих, инициативных, деятельных и предприимчивых людей с активной гражданской позицией. И это здорово! Однако для того, чтобы участвовать в политическом процессе, необходимы знания, которые мы получаем в школе, в том числе и на таких вот парламентских уроках.

 В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ- конвенцией о правах ребенка , принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН , которая сегодня является международным законом.

Мы будем рассуждать о ваших правах, ведь не случайно говорят, что « права человека начинаются с прав ребенка». Только родившись, человек приобретает права – жить и воспитываться в семье, учиться в школе, выбирать  профессию и работать, отстаивать свои интересы.

   Наряду с правами каждый человек несет и обязанности: конституционные, семейные, гражданские, трудовые. К примеру, каждый из вас должен получить основное общее образование, юноши – отслужить в армии.

3.Работа с текстом Конвенции ( просмотр и обсуждение презентации « Мои права»)

Статья 1

Ребенок это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2

Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3

В первую очередь всегда  должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства  должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного  сотрудничества.

Статья 6

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 9

 Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статья 28 и 29

 Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 31

 Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

  1. Задания группам учащихся:

а) раздаются листы с текстами;

б) прочитать текст;

в) выбрать 5 важных прав, которые ребенок должен иметь дома и 5 прав, которые он должен иметь в школе;

г) подумайте об обязанностях, которые должны соответствовать данным правам. Легко ли найти обязанности, соответствующие каждому праву?

( группы предлагают свои варианты ответов)

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

- С какого возраста ты находишься под защитой государства? ( С первого дня своей жизни.)

 -Достаточно ли, на ваш взгляд, прав у детей? Все ли дети на земном шаре имеют эти права? ( ответы детей)

- Кто защищает права в нашей стране? ( Конвенция о правах ребенка)

- Выберите любые два права из Конвенции и скажите, что могло бы произойти, если бы эти права были отняты у ребенка?

- Соблюдаются ли на практике права ребенка в школе?

( разбор конкретных ситуаций из школьной жизни)

  1. Закрепление полученных знаний о правах ребенка:

Работа по группам.

Учащимся предлагаются  задания:

1) Перечислите права и обязанности ребенка. ( ответы зачитывают и объясняют.)

2) Придумайте эмблему к Конвенции о правах ребенка. Нарисуйте варианты этих эмблем.

3) Каждой группе даны рисунки. Какие права ребенка отражены на рисунках? Подпишите.

( Право на образование, на занятие физкультурой и спортом, право на отдых, право на занятие искусством.)

  1. Групповая рефлексия.

а) Что показалось вам самым интересным на парламентском уроке?

б) Легко ли работать в группе?

в) Что бы вы хотели узнать еще?

  1. Оценка работы учащихся на уроке.

 Сегодня вы познакомились с очень интересным и важным для вас материалом о правах ребенка. Каждый человек должен знать свои права, но при этом помнить, не бывает прав без обязанностей.

Убеждена, что после сегодняшнего урока вы научитесь не только отстаивать свои права, но, и  станете более ответственно относиться к своим обязанностям. Только такого человека можно считать настоящим гражданином и патриотом Российской Федерации и Республики Татарстан.

                                                                                      Автор: Мамакова Физания Атласовна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МОУ - Урсалинской средней школы

г. Альметьевска РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Конспект урока на тему " Я ребенок. Я - гражданин!"

Конспект урока по окружающему миру (4 класс).Тема "Я ребенок. Я - гражданин!"...


 

Комментарии

Мамакова Физания Атласовна

« Я - ребенок. Я – гражданин!» Он проходит одновременно во всех школах республики, от начальных до выпускных классов. На уроке предстоит обсудить вопросы, без ответа на которые, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком, гражданином нашей многонациональной Родины. Вот уже три года подряд мы проводим парламентские уроки, такая форма общения школьников и депутатов, представителей органов государственной власти и местного самоуправления у нас в республике стало доброй традицией. Мы видим, как наша молодежь активно приобщается к политике. Формируется новое поколение молодых, думающих, инициативных, деятельных и предприимчивых людей с активной гражданской позицией. И это здорово! Однако для того, чтобы участвовать в политическом процессе, необходимы знания, которые мы получаем в школе, в том числе и на таких вот парламентских уроках.